Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 35 (7292) 13-19 сентября 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраПечальный Клауке с серьгою в ухеРусский музей в очередной раз представил качественное современное искусство Валентин ДЬЯКОНОВ
Выставка одного из самых знаменитых художников современности не вызвала скандала, на который рассчитывала художественная богема. Даже довольно откровенные заявления, поступающие из Гете института, о том, что в России искусства нет и поэтому нам привезли Клауке, не сделали погоды. Активно протестующих против этого, на наш взгляд, тенденциозного заявления не оказалось. Впрочем, разброс мнений, наблюдавшийся на вернисаже, уже говорит о том, что выставка удалась, художник проник в души питерской публики. Многие жаловались на отсутствие по-настоящему скандальных работ. Некоторые презрительно бросали: "Это же 80-е", - и оказывались совершенно правы - пик активности Клауке приходится именно на это десятилетие. Один молодой критик сравнил Клауке с Бродским, что в его устах прозвучало снисходительно, а на деле является довольно удачным комплиментом. Вообще любители шоковой терапии в искусстве оказались разочарованы. Это доказывает старую истину, что к метафизике наш народ мало восприимчив. Корпус Бенуа вместил в себя лишь часть огромной ретроспективы Клауке, полный вариант которой проходит в Бонне. Отсюда и дороговизна каталога, вмещающего в себя выставку в Бонне целиком и выпущенного только в немецком варианте (900 руб.). Зрители с невысоким доходом могли позволить себе специально сделанный под выставку питерский журнал "НоМИ", поместивший интервью с художником и статью специалиста (65 руб.). Так что в России всего было поменьше (20 залов против 50 в Германии). К размещению работ подошли ответственно. Выставку приятно смотреть, в глазах не рябит. Простор, который нужен сюжетно простым работам Клауке, им предоставлен. Юрген Клауке родился в 1943 году. Известность начал приобретать с начала 70-х. Это было время зарождения искусства перформанса, и Клауке стал одним из лидеров молодого жанра. Но постепенно главным для него стала фотография. Даже перформансы, которые Клауке все еще устраивает, служат для него, как он сам говорит, репетициями фотографий. Главный герой снимков - он сам. Сначала молодой человек с накрашенным лицом и в специально придуманных костюмах, потом строгий, печальный дядька с серьгой в ухе, будто сошедший с полотен Рембрандта. Фотографии Клауке зрелищны, для них характерно присутствие двух-трех мотивов, в которых можно разобраться, не прибегая, так сказать, к дополнительной литературе. Работам художника трудно приписать излишнюю актуальность или узкотусовочность. Визуальный язык узнаваем. Контекст, в котором существуют произведения Клауке, вполне общедоступен. Художник создает тематически связанные серии фоторабот с названиями, будто почерпнутыми из работ теоретиков социологии: "Формализация скуки", "Воскресные неврозы". Но интеллектуализм Клауке с легкостью заменяет шуткой или иронией (одна из поздних его работ называется "Постмодернизм - люби меня", название в немецком оригинале звучит в рифму). Искусство Клауке не имеет дела с социальными конфликтами, глобализмом и антиглобализмом. Даже гендерная проблематика, на которую делает упор Петер Вайбель в своей статье о художнике, не представлена в его работах как нечто сверхценное, как социологическая идея или пропаганда. Скорее, это новый образ гермафродита, не трагического античного персонажа, а карнавального оборвыша. Эпатажность произведений Клауке, о которой так часто говорится немецкими искусствоведами, проистекает, по всей видимости, из-за их простоты. Дело не в градусе шока, а в доступности идеи. В этом он революционер. Игры с имиджем раннего Клауке поразительно напоминают современного нарушителя общественного спокойствия, рок-музыканта Мэрилина Мэнсона. Остается только гадать, действительно ли кумир молодежи 90-х так хорошо осведомлен о немецком искусстве или Клауке опередил моду масскульта на 20 с лишним лет. Но эти работы, имеющие, по словам Вайбеля, наиболее передовое значение для современного искусства, не самое интересное на петербургской выставке. Поздние работы демонстрируют мир одиночества и тишины, не раскрытый для внешних влияний и посторонних знаковых систем. Художнику не очень нравится "охваченный сетью коммуникаций и масс-медиа мир, про который скоро каждый будет думать, что он его знает - бестелесно, благо, он никогда его не трогал, не нюхал, не трахал" (из интервью). Поэтому Клауке создает образы странных комнат, вывернутых наизнанку кафе, похожие на сценографию к пьесам Беккета, в которых нет места новостной ленте или наркотикам. Еще раз напрашивается ассоциация с Рембрандтом. Лирический герой Клауке и персонажи выступают из густой темноты. Что конкретно происходит на фотографиях Клауке, понять трудно, даже опираясь на названия. Это делает работы Клауке похожими на сновидения, и внутренняя потребность задавать вопросы и доискиваться причин отпадает. Все возможные параллели лежат на поверхности. Шляпы и трости из головоломок Магритта. Некоторые персонажи похожи на героев немецких кинокартин 30-х годов. На ум приходят Мурнау и "Кабинет доктора Калигари". Беккет и Ионеско также упоминаются художником в качестве оказавших влияние на его творчество. На пресс-конференции Клауке показал себя одним из тех художников, которые уверены, что произведения все скажут за них, чем немало разочаровал журналистов. "Скучный он какой-то", - было мнение большинства. Нам кажется, что работники пера просто не поняли, что на их долю выпала редкая удача видеть художника, не нуждающегося в кураторе-концептуализаторе или в журналисте-пропагандисте. В то время как многие из коллег Клауке любят поболтать о "проблематике" или поделиться взглядами на Мужское и Женское, Клауке говорит лишь: "Я не изменяю мир, но, артикулируя его снова и снова, помогаю произносить его по буквам". Остается надеяться, что предубеждение сотрудников Гете института против современного русского искусства не перестанет приносить положительные плоды. Также в рубрике:
|