Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 35 (7292) 13-19 сентября 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Кино"Крок"-н-ролл жив!Заметки о юбилейном фестивале анимации Екатерина КЛАДО
Вот уже десять лет, как один из самых престижных анимационных фестивалей мира бороздит волны рек России и Украины (а как-то раз даже и Румынии!). За эти годы благодаря таланту организаторов и помощи добрых сил он превратился в серьезный смотр мировой анимации, который делают совместно Украина и Россия. Но, помимо серьезности намерений и блестящей реализации замыслов тех, кто готовит этот фестиваль, есть в нем то, что не устают вспоминать гости и участники, когда буквально со слезами на глазах разъезжаются по домам, странам и континентам. Это та уникальная атмосфера, благодаря которой, например, иностранные участники стремятся попасть на "Крок" и заявляют, что на нем они чувствуют себя лучше, чем на любом другом международном фестивале. Но как об этом рассказать словами? И в чем тут причина? Действительно, идея собрать на одном отдельно взятом корабле около трехсот аниматоров из 35 стран мира (как в этом году) превратила конкурсный фестиваль в некий ковчег, попав на который, каждый чувствует себя членом одной удивительной семьи. Где все создатели мультфильмов, в течение года-двух корпевшие над очередным творением (ведь анимация - дело чрезвычайно трудоемкое), наконец собираются вместе, где взаимопонимание - обычное дело, а душевное тепло, веселье и общность целей так заразительны. Как написал кто-то в нашей корабельной газете: "Корабль полон шуток, веселья и проказ..." Каждый день с десяти утра в фестивальном корабельном зале начинались конкурсные просмотры. Было представлено около 150 фильмов! После обеда и до позднего вечера проходили интереснейшие ретроспективы и информационные программы. Например, ретроспектива Геррита ван Дийка - виднейшего аниматора из Нидерландов. Она позволила увидеть большинство работ этого выдающегося художника, за фильмами которого видна удивительная ясность как мировоззрения, так и эстетического восприятия. Сам ван Дийк также был гостем фестиваля, и желающие могли, как и автор этих строк, побеседовать с мастером о его фильмах и о путях развития современной анимации. Кроме того, была программа "Звезды "Оскара", ретроспективы Ренцо Киношита (Япония), Андрея Хржановского, Натальи Марченковой (Украина), программа фильмов детского анимационного ателье в Аннси (Франция), о которой Наталья Лукиных, наш признанный анимавед, сделала документальный фильм. На "Кроке" было также торжественно отмечено шестидесятипятилетие "Союзмультфильма" (с показом лучших лент, само собой). В этом году была показана и обширная информационная программа, которая состояла из самых разнообразных фильмов разных стран мира, так что зрители могли получить представление обо всем спектре современной анимации. Жаль только, что все это богатство пока что недоступно широкому зрителю. И "Крок" делает благое дело, во всех пунктах своего дрейфа устраивая просмотры для зрителей портовых городов. А в Ялте на этот раз было устроено "Супермультишоу", на котором перед зрителями выступили Юрий Энтин и Вадим Жук, украинская звезда Руслана Писанка и другие артисты. А потом наступал кроковский вечер, и, несмотря на усталость после важных просмотров, пресс-конференций и "круглых столов", аниматоры принимались за свое, то есть за отдых, насыщенный безудержной анимационной фантазией. Надо сказать, что это большая редкость для обычных кинофестивалей - такая легкость и импровизация, которые царят на "Кроке" на "неформальных" мероприятиях. А ведь за всем этим тем не менее стоят серьезная работа членов жюри и критиков, членов селекционной комиссии и... переживания участников конкурсной программы. На церемонии закрытия, которая проходила в Киеве 1 сентября, утомленные и счастливые аниматоры с трепетом ожидали решения жюри. В него входили специалисты с разными взглядами на анимационную эстетику, такие, как Наталья Марченкова, Андрей Хржановский, Нельсон Шин (Корея) и Отто Алдер (Швейцария). Гран-при получил фильм Дмитрия Геллера из Екатеринбурга "Привет из Кисловодска". Этот мастерски сделанный дебют уже имеет две престижные награды: Гран-при на фестивале Российской анимации в Тарусе и приз за дебют на знаменитом фестивале в Аннеси (Франция). "Привет из Кисловодска" - кино, сюжет которого трудно пересказать словами. В нем история встречи двух полубестелесных анимационных персонажей разыгрывается на фоне то улетающих в глубь кадра, то проносящихся в панораме, то вновь наплывающих на нас старых курортных снимков, на которых изображены, казалось бы, не имеющие отношения к эфирным героям лица: военные и дети, купальщицы и влюбленные. А графичные Он и Она на фоне сверкающих каруселей разыгрывают свою историю под звуки танго Астора Пьяццолы, то погружая зрителя в перипетии страстно-меланхоличного танца, то вновь в перерывах между воздушными па заставляя следить за мерцаниями причудливых образов фантазий и воспоминаний. Печаль, нежность и утонченность этого фильма покоряют. Прекрасное кино. И все же, на мой взгляд, в присуждении этому фильму именно Гран-при были некая интрига и противоречие. Так как на фестивале присутствовал фильм голландца Микаеля Дюдока де Вита "Отец и дочь", получивший в этом году "Оскара", и это помимо множества других наград. Нет, дело, конечно, не в пиетете перед оскаровским триумфом. Ведь и "Старик и море" Александра Петрова не на всех анимационных фестах пользовался успехом. Просто, на мой взгляд, "Отец и дочь" - работа, рядом с которой по уровню мировосприятия и совершенству анимационной техники сложно поставить хоть что-то на нынешнем фестивале. Тонкость эмоций, проявленных в фильме Геллера, прекрасна. Но Дюдок де Вит говорит о вещах несколько более глубоких. В фильме "Отец и дочь" сюжет о девочке, всю жизнь живущей в разлуке с отцом, преобразуется в пронзительное повествование о человеческом пути и воссоединении в конце жизни с ее истоками. И это только одна грань этого удивительного фильма, на финальных титрах которого крутится велосипедное "колесо сансары". В итоге на "Кроке"-2001 Дюдок де Вит получил спецприз жюри за изобразительное решение. Равноценным фильму Геллера для меня был "Настраивая инструменты" Ежи Кучи (еще один спецприз жюри), знаменитого польского аниматора. Сделанный в совмещенной технике рисованной анимации и перекладки, очень хорошо выверенный драматургически и ритмически фильм, содержание которого - чистая музыка. В нем изображение настолько неразрывно с прекрасным саундтреком украинского композитора Вадима Храпачева, что на экране возникает потрясающий контрапункт. Глубина смыслов этой картины проявляется с каждым следующим просмотром. Спецприз жюри "За самый смешной фильм" получил "Летающий Нансен" нашего бывшего соотечественника и соратника Александра Татарского по студии "Пилот" Игоря Ковалева. Теперь он работает в США, повторив судьбу многих наших анимационных талантов. История отважного исследователя Нансена, продвигающегося со своей любимой на Южный полюс сквозь ветра и снега, сделана блестяще. Приз за лучший фильм в категории "Свыше 30 минут" получил знаменитый Ник Парк за свой как всегда лихо сделанный пластилиновый "Куриный побег". Этот фильм уже известен многим нашим соотечественникам по пиратским, к сожалению, копиям. Полюбился фестивальному народу и клип Ивана Максимова "Люба", который стал лучшим в категории "Прикладная анимация". И песенка-то незатейливая, но Максимову удалось населить экранное пространство своими эксклюзивными чудиками-персонажами так, что полфестиваля распевали "Любу". Приз за лучший дебют разделили Степан Бирюков ("Соседи" - рассказ о том, что может сотворить музыка даже с мещанами-обывателями в коммуналке тридцатых годов) и "Вниз в преисподнюю" Рене Кастилло (Мексика), которая об этом самом пути очень по-латиноамерикански стильно и повествует. К сожалению, в рамках статьи совершенно невозможно охватить все призовые картины, ведь на "Кроке" было вручено 12 призов, восемь дипломов и десять призов от спонсоров и организаций. А кроме того, три приза российским аниматорам вручил почетный гость и любимец каждого "Крока" Тонино Гуэрра. Он подарил свои рисунки Оксане Черкасовой ("Ваш Пушкин"), Андрею Денисенко ("Дворик безмолвия") и Марии Степановой ("Treasury"). Но призов могло быть и еще больше, так как в этом году фестиваль порадовал на редкость сильной конкурсной программой, в которой даже Жорж Швицгебель получил лишь диплом. А такой известный аниматор, как Вук Евремович (Германия), который несколько лет назад покорил фестивальную публику своим "Утихающим ветром", с новым гораздо менее гармоничным психоделическим "Дневником" вообще остался без поощрения жюри. Нынешний "Крок" выявил такое богатство творческих, эстетических и личностных возможностей анимации, что текст о нем мог бы превратиться в серьезное исследование о современном визуальном искусстве. Но в рамках статьи придется остановиться на тех радостных эмоциях, которые еще долго не покинут тех, кому довелось побывать на том удивительном кроковском ковчеге. Анимация, несмотря ни на что, существует, и "Крок"-н-ролл жив! Также в рубрике:
|