Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 35 (7292) 13-19 сентября 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияОтцы и внуки брянского авангардаЦЕНТР - ПРОВИНЦИЯТатьяна РИВКИНД
"Закрытый" Брянск "открыли" совсем недавно, лет 10 назад. Именно это обстоятельство во многом предопределило новую социо-культурную ситуацию. Город партизанской славы и мощных оборонных предприятий, ставший всемирно и печально знаменитым после Чернобыльской трагедии, оказался просто вынужден соотнести себя не только с российским, но и с европейским культурным контекстом... МариоСамое удивительное - в городе прижились и успешно трудятся несколько иностранцев. Они во многом и делают погоду в музыкальной жизни города. Один из дальнего зарубежья, причем очень дальнего. С острова Кубы. В городе его все зовут просто по имени, как звезду, - Марио. И он, как и положено звезде, - все время в разъездах. Поездки за рубеж городского академического хора под управлением Марио Бустилло, как правило, заканчиваются триумфом. Семь золотых наград на международных конкурсах в Испании, Италии, Германии, Венгрии. Сейчас хор выехал в Финляндию, может быть, за восьмой наградой. Марио - настоящий кумир местной молодежи, которая выстраивается после концертов к нему за автографами, хотя у хора репертуар, далекий от какой бы то ни было попсы. И Марио видит в этом благотворное влияние классики. Вообще, это удивительный пример того, как один человек может изменить сознание целого города. Многие благодаря хору, его оперным номерам и программам духовной музыки приобщились к классике. Отцы города выходят с речами и объятиями погреться в лучах славы Марио. А он в канун Нового года устраивает карнавальный концерт и дарит "Поцелуи хора" всем, кто его поддерживал, в первую очередь - журналистам. Один из своих недавних концертов он назвал по-испански, в переводе на русский звучит как - "Мы - часть Земли". И целый город стал приобщаться к планетарному мышлению этого неуемного небожителя. АмбарцумянЕще один иностранец, правда, из ближнего зарубежья - Еревана Эдуард Амбарцумян постепенно делает Брянск городом симфоническим. Оркестр под управлением Амбарцумяна пока имеет статус камерного. Но уже несколько раз Эдуард, пригласив молодых музыкантов из Москвы и других консерваторских городов, создавал за пару дней симфонический оркестр, и на удивление себе самим музыканты слаженно играли знаменитые концерты и симфонии Чайковского на радость брянским меломанам, которых набирался полный зал. Однажды, послав запись в Международную ассоциацию музыки, Амбарцумян выиграл право на месячные гастроли по Франции, которые и состоялись нынешней зимой. Получился "временный" Брянский симфонический оркестр, в котором, кроме наших музыкантов, играли студенты и выпускники Гнесинки, Московской консерватории и других престижных вузов. Я спросила одного из них, что заставляет его ездить в Брянск из Москвы, где всегда есть возможность и подработать, и себя показать. Он даже удивился такой постановке вопроса: "Тут же у вас прекрасный ансамбль сложился, играть в таком составе - удовольствие, к тому же с таким дирижером". Но закончен бал, разъехались музыканты по домам, и в Брянске снова - лишь камерный оркестр. Все эти достижения требуют дальнейшего развития. Город пока как бы в долгу у этих музыкантов, которые своим талантом "тащат за уши". Куда? Ну хотя бы, если говорить о хоре, к массовому хоровому празднику по типу прибалтийских. Ведь за годы существования хора Марио на Брянщине появилось и выросло немало других хоров, соседей можно позвать. Брянск становится хоровой столицей в своем регионе. Также с пользой для себя мог бы развернуться город и с симфоническим оркестром. Для этого нужно-то всего-ничего - пару десятков вакансий открыть. Что же касается жилья, то молодые музыканты согласны поначалу и на общежитие. Но пока у города сил на симфонический не хватает, как бы заманчиво это ни звучало. БелодубровскийЕще один возмутитель спокойствия в Брянске, выводящий его на иную космическую орбиту, - тоже музыкант Марк Белодубровский, композитор и скрипач питерской школы. Есть у него "подпольная" кличка - отец брянского авангарда. 16 лет подряд этот тишайший и скромнейший человек, не имеющий самого элементарного телефона, не то что мобильника, ухитряется проводить в Брянске Международный фестиваль современного искусства. В начале февраля он носил имя композитора Николая Рославца, имевшего счастье родиться в Брянской области. Теперь к нему присоединилось имя Наума Габо, основоположника конструктивизма, тоже имевшего счастье родиться в Брянске. Вообще-то местное руководство признает в основном двух художников-земляков академиков-реалистов братьев Ткачевых. При жизни музей их имени в одном из самых красивых зданий открыт. А тут Габо какой-то непонятный. И зачем он нужен, тем более что жил-то в основном то в Англии, то в Америке. И Марк Ефимович с загадочной улыбкой много лет подряд каждому вновь приходящему начальнику управления культуры терпеливо разъясняет, что вот, например, во французской энциклопедии про город Брянск написано прежде всего, что это родина Наума Габо, а потом уже все остальное. А чтобы совсем все было понятно, составил он два года назад и издал с помощью Фонда Сороса книгу "Русский авангард и Брянщина". И что удивительно, последний начальник управления культуры Раиса Путимцева прониклась идеей, правда, не без помощи ГЦСИ, Министерства культуры и Третьяковки. Заместитель же ее Наталья Сомова, музыковед по профессии, всегда идею фестиваля горячо поддерживала. Хоть малые деньги, но все же отпускают на Международный фестиваль им. Н.Рославца и Н.Габо. И чудом удается приглашать на него музыкантов из-за рубежа и даже из-за океана. До Москвы они, как правило, едут за свой счет. В этом году фестиваль открывался современной американской музыкой в присутствии живого классика Джозефа Персона. Мировой премьерой было исполнение пьесы молодого американского композитора Антона Ровнера, написанной в честь нового века и тысячелетия. Был и известный виолончелист Марк Варшавский. Российской премьерой стало на закрытии фестиваля исполнение концерта для двух виолончелей Ильи Зеленки. Солировали Марк Варшавский и его молодая московская коллега Наталья Савина. Но гвоздем фестиваля публика признала импровизации двух Марков - Белодубровского и Варшавского и двух Сергеев - композитора и пианиста из Санкт-Петербурга Осколкова и поэта Сергея Бирюкова. Бирюков сейчас работает в немецком Галле, а до этого жил и творил в Тамбове, с его легкой руки ставшем колыбелью Международной Академии Зауми, у которой теперь несколько филиалов в разных странах. Открытием фестиваля стали и фильмы Людмилы Солнышкиной с телеканала "Культура" о Шагале, Краснопевцеве и Шварцмане, подаренные брянской областной библиотеке. Замечательная идея, высказанная когда-то художественным руководителем ГЦСИ, одно время курировавшим брянский фестиваль - сделать Брянск вторым Витебском, - все время натыкается на тихое сопротивление тех, кого авангард и первой волны, и второй не устраивает ни с идеологической, ни с коммерческой позиций. Вот и появляются послефестивальные анкеты с наводящими вопросами: а может, такие фестивали проводить один раз эдак в пять лет? Марку Белодубровскому от таких прожектов становится дурно. Он и так считает, что много времени было упущено. Но пока созданный недавно Фонд культуры в поддержку фестиваля пуст. А энтузиасты полны новых планов и идей. Например, сделать в рамках фестиваля проект "Внуки авангарда". Пригласить тех, кто продолжает дело своих знаменитых родственников. Переговоры ведутся. И не безуспешно. Все больше людей узнают, что Брянск - родина не только депутата-рабочего Василия Ивановича Шандыбина, но и, скажем, известного во всем мире импресарио Сола Юрока. Не говоря уже о Рославце и Габо. И все остальныеВопрос о нашем русском, национальном, конечно, не нов. Как и традиция задавать его в агрессивной тональности "либо наше, либо чужое...". Почти два века назад Александр Андреевич Чацкий гневно обличал "французика из Бордо", который приятно удивлен был, не встретив в России "ни звука русского, ни русского лица". Все эти треволнения происходили на заре века, явившего потом миру "великое русское искусство", - Пушкина, Гоголя, Чайковского, Толстого, Тургенева, Чехова, Достоевского, Левитана... Список хочется продолжать. И что примечательно - ни один из этих гениев не смог бы состояться без европейского образования и влияния. Такова диалектика. Сейчас у нас в Брянске над спектаклем "APT" работает молодой немецкий режиссер Элке Мария Клуссман, выпускница РАТИ из мастерской Марка Захарова. Она в восторге от русского реалистического театра. Правда, самые сильные впечатления у нее от спектаклей далеко не реалистических - "Превращение" в Сатириконе Райкина и спектакль по Даниилу Хармсу в Саратове у Дзекуна. Сегодня в век глобализации и взаимовлияния культур национальные границы любого искусства размыты. Но эта ассимиляция усиливает желание художника, музыканта, литератора искать и находить самобытные национальные корни, свою русскость. Именно эта "русская" сторона нашего искусства наиболее востребована за границей. Но тут возникает и опасность показухи, китча, когда идет дешевая спекуляция на стереотипах - от матрешки и балалайки до солдатской ушанки. Не раз приходилось встречать где-нибудь в глубинке Германии наших самоварных отечественных коробейников, которые рождали чувство неловкости. Когда же мы вывозим настоящие фольклорные коллективы с песнями и обрядами чуть ли не языческих времен - сердце радуется. Особенно, если это детские коллективы. У нас на Брянщине сейчас много таких настоящих ансамблей. И иностранцы, услышав их, дивятся: "Как вы замечательно сохраняете свой фольклор". И замечательно, что в программу нынешней Театральной олимпиады включили и русские фольклорные коллективы с их закличками и обрядами. В том числе и наш с Брянщины - из села Катичи. Так что современный русский фольклор, без которого любое национальное искусство неполно, как раз есть. Это и несравненный Петрович Андрея Бильжо. Прикольные акции Митьков. Замечательные бардовские песни, включая уличный фольклор из радио- и телепередачи "В нашу гавань заходили корабли". И может быть, даже вездесущий и отчасти виртуальный Фоменко. Вообще, визуальное и компьютерное творчество - это, наверное, и есть этакий Дом культуры на вырост для завтрашнего искусства, в том числе и русского. У Генриха Бёлля, кажется, есть такое высказывание: "Национальный дух - это то же, что непосредственность. Как только носитель начинает его осознавать, он теряется, делается искусственным". Есть еще одна проблема, связанная со спекуляцией вокруг русского искусства. Проблема внутреннего свойства. Когда патриотизм и верность почвенным традициям насаждаются властью сверху как национальная идеология. И при этом материально поддерживаются. Протекциями и премиями награждается не талант, а декларация. Так случилось недавно на Брянщине с одним молодым художником, работающим сейчас в Москве. Устраиваются пышные юбилеи "своим" маститым землякам, и это при нищей казне. Широковещательная приверженность к русским патриотам становится звонкой разменной монетой. Те же, кто считает "любовь к отеческим гробам" делом сокровенным и интимным, а шумные клятвы в этом - неприличными, к пирогу не допускаются. Хуже того - предаются анафеме. У нашей местной номенклатуры в ходу до сих пор и такие критерии лояльности из недавнего прошлого, как пятый пункт. Иногда доходит до анекдота. Так в центре города недавно появился сквер имени известного русского поэта Анатолия Софронова, автора слов песни "Шумел сурово Брянский лес", ставшей гимном области. Когда у мэра спросили, а куда же девался при этом автор не менее замечательной музыки Сигизмунд Кац и почему бы сквер не назвать и его именем, градоначальник и не скрывал, что всяким таким "кацам" необходимо ставить шлагбаум. Но Бог с ними, с местными заморочками. В целом ситуация меняется к лучшему. И только зоологическим уникумам придет в голову сомневаться в том, что, скажем, Булат Окуджава - русский поэт. Не могу не привести слова человека, который никогда не афишировал своего патриотизма. На вопрос, есть ли у русской поэзии будущее, он ответил в ноябре 1988 года: "Это будущее есть не столько у русской поэзии, сколько у языка. Это такой язык, что, чтобы ни творилось в стране, поэзия всегда из своих недр выдаст что-нибудь замечательное. Это язык порождает поэтов, а не поэты язык... И, имея такой язык, как русский, мы должны понимать: поэзия неизбежна. И пока существует этот язык, будет происходить нечто замечательное". Автор этих слов Иосиф Бродский. Также в рубрике:
|