Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 35 (7292) 13-19 сентября 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

Отцы и внуки брянского авангарда

ЦЕНТР - ПРОВИНЦИЯ

Татьяна РИВКИНД
Брянск
Фото ИТАР - ТАСС


Спасогробовская церковь в Брянске

"Закрытый" Брянск "открыли" совсем недавно, лет 10 назад. Именно это обстоятельство во многом предопределило новую социо-культурную ситуацию. Город партизанской славы и мощных оборонных предприятий, ставший всемирно и печально знаменитым после Чернобыльской трагедии, оказался просто вынужден соотнести себя не только с российским, но и с европейским культурным контекстом...

Марио

Самое удивительное - в городе прижились и успешно трудятся несколько иностранцев. Они во многом и делают погоду в музыкальной жизни города. Один из дальнего зарубежья, причем очень дальнего. С острова Кубы. В городе его все зовут просто по имени, как звезду, - Марио. И он, как и положено звезде, - все время в разъездах.

Поездки за рубеж городского академического хора под управлением Марио Бустилло, как правило, заканчиваются триумфом. Семь золотых наград на международных конкурсах в Испании, Италии, Германии, Венгрии. Сейчас хор выехал в Финляндию, может быть, за восьмой наградой. Марио - настоящий кумир местной молодежи, которая выстраивается после концертов к нему за автографами, хотя у хора репертуар, далекий от какой бы то ни было попсы. И Марио видит в этом благотворное влияние классики.

Вообще, это удивительный пример того, как один человек может изменить сознание целого города. Многие благодаря хору, его оперным номерам и программам духовной музыки приобщились к классике. Отцы города выходят с речами и объятиями погреться в лучах славы Марио. А он в канун Нового года устраивает карнавальный концерт и дарит "Поцелуи хора" всем, кто его поддерживал, в первую очередь - журналистам.

Один из своих недавних концертов он назвал по-испански, в переводе на русский звучит как - "Мы - часть Земли". И целый город стал приобщаться к планетарному мышлению этого неуемного небожителя.

Амбарцумян

Еще один иностранец, правда, из ближнего зарубежья - Еревана Эдуард Амбарцумян постепенно делает Брянск городом симфоническим. Оркестр под управлением Амбарцумяна пока имеет статус камерного. Но уже несколько раз Эдуард, пригласив молодых музыкантов из Москвы и других консерваторских городов, создавал за пару дней симфонический оркестр, и на удивление себе самим музыканты слаженно играли знаменитые концерты и симфонии Чайковского на радость брянским меломанам, которых набирался полный зал.

Однажды, послав запись в Международную ассоциацию музыки, Амбарцумян выиграл право на месячные гастроли по Франции, которые и состоялись нынешней зимой. Получился "временный" Брянский симфонический оркестр, в котором, кроме наших музыкантов, играли студенты и выпускники Гнесинки, Московской консерватории и других престижных вузов. Я спросила одного из них, что заставляет его ездить в Брянск из Москвы, где всегда есть возможность и подработать, и себя показать. Он даже удивился такой постановке вопроса: "Тут же у вас прекрасный ансамбль сложился, играть в таком составе - удовольствие, к тому же с таким дирижером". Но закончен бал, разъехались музыканты по домам, и в Брянске снова - лишь камерный оркестр.

Все эти достижения требуют дальнейшего развития. Город пока как бы в долгу у этих музыкантов, которые своим талантом "тащат за уши". Куда? Ну хотя бы, если говорить о хоре, к массовому хоровому празднику по типу прибалтийских. Ведь за годы существования хора Марио на Брянщине появилось и выросло немало других хоров, соседей можно позвать. Брянск становится хоровой столицей в своем регионе.

Также с пользой для себя мог бы развернуться город и с симфоническим оркестром. Для этого нужно-то всего-ничего - пару десятков вакансий открыть. Что же касается жилья, то молодые музыканты согласны поначалу и на общежитие. Но пока у города сил на симфонический не хватает, как бы заманчиво это ни звучало.

Белодубровский

Еще один возмутитель спокойствия в Брянске, выводящий его на иную космическую орбиту, - тоже музыкант Марк Белодубровский, композитор и скрипач питерской школы. Есть у него "подпольная" кличка - отец брянского авангарда. 16 лет подряд этот тишайший и скромнейший человек, не имеющий самого элементарного телефона, не то что мобильника, ухитряется проводить в Брянске Международный фестиваль современного искусства.

В начале февраля он носил имя композитора Николая Рославца, имевшего счастье родиться в Брянской области. Теперь к нему присоединилось имя Наума Габо, основоположника конструктивизма, тоже имевшего счастье родиться в Брянске.

Вообще-то местное руководство признает в основном двух художников-земляков академиков-реалистов братьев Ткачевых. При жизни музей их имени в одном из самых красивых зданий открыт. А тут Габо какой-то непонятный. И зачем он нужен, тем более что жил-то в основном то в Англии, то в Америке. И Марк Ефимович с загадочной улыбкой много лет подряд каждому вновь приходящему начальнику управления культуры терпеливо разъясняет, что вот, например, во французской энциклопедии про город Брянск написано прежде всего, что это родина Наума Габо, а потом уже все остальное. А чтобы совсем все было понятно, составил он два года назад и издал с помощью Фонда Сороса книгу "Русский авангард и Брянщина".

И что удивительно, последний начальник управления культуры Раиса Путимцева прониклась идеей, правда, не без помощи ГЦСИ, Министерства культуры и Третьяковки. Заместитель же ее Наталья Сомова, музыковед по профессии, всегда идею фестиваля горячо поддерживала. Хоть малые деньги, но все же отпускают на Международный фестиваль им. Н.Рославца и Н.Габо. И чудом удается приглашать на него музыкантов из-за рубежа и даже из-за океана. До Москвы они, как правило, едут за свой счет. В этом году фестиваль открывался современной американской музыкой в присутствии живого классика Джозефа Персона. Мировой премьерой было исполнение пьесы молодого американского композитора Антона Ровнера, написанной в честь нового века и тысячелетия. Был и известный виолончелист Марк Варшавский. Российской премьерой стало на закрытии фестиваля исполнение концерта для двух виолончелей Ильи Зеленки. Солировали Марк Варшавский и его молодая московская коллега Наталья Савина. Но гвоздем фестиваля публика признала импровизации двух Марков - Белодубровского и Варшавского и двух Сергеев - композитора и пианиста из Санкт-Петербурга Осколкова и поэта Сергея Бирюкова. Бирюков сейчас работает в немецком Галле, а до этого жил и творил в Тамбове, с его легкой руки ставшем колыбелью Международной Академии Зауми, у которой теперь несколько филиалов в разных странах. Открытием фестиваля стали и фильмы Людмилы Солнышкиной с телеканала "Культура" о Шагале, Краснопевцеве и Шварцмане, подаренные брянской областной библиотеке.

Замечательная идея, высказанная когда-то художественным руководителем ГЦСИ, одно время курировавшим брянский фестиваль - сделать Брянск вторым Витебском, - все время натыкается на тихое сопротивление тех, кого авангард и первой волны, и второй не устраивает ни с идеологической, ни с коммерческой позиций. Вот и появляются послефестивальные анкеты с наводящими вопросами: а может, такие фестивали проводить один раз эдак в пять лет? Марку Белодубровскому от таких прожектов становится дурно. Он и так считает, что много времени было упущено. Но пока созданный недавно Фонд культуры в поддержку фестиваля пуст. А энтузиасты полны новых планов и идей. Например, сделать в рамках фестиваля проект "Внуки авангарда". Пригласить тех, кто продолжает дело своих знаменитых родственников. Переговоры ведутся. И не безуспешно. Все больше людей узнают, что Брянск - родина не только депутата-рабочего Василия Ивановича Шандыбина, но и, скажем, известного во всем мире импресарио Сола Юрока. Не говоря уже о Рославце и Габо.

И все остальные

Вопрос о нашем русском, национальном, конечно, не нов. Как и традиция задавать его в агрессивной тональности "либо наше, либо чужое...". Почти два века назад Александр Андреевич Чацкий гневно обличал "французика из Бордо", который приятно удивлен был, не встретив в России "ни звука русского, ни русского лица". Все эти треволнения происходили на заре века, явившего потом миру "великое русское искусство", - Пушкина, Гоголя, Чайковского, Толстого, Тургенева, Чехова, Достоевского, Левитана... Список хочется продолжать. И что примечательно - ни один из этих гениев не смог бы состояться без европейского образования и влияния. Такова диалектика.

Сейчас у нас в Брянске над спектаклем "APT" работает молодой немецкий режиссер Элке Мария Клуссман, выпускница РАТИ из мастерской Марка Захарова. Она в восторге от русского реалистического театра. Правда, самые сильные впечатления у нее от спектаклей далеко не реалистических - "Превращение" в Сатириконе Райкина и спектакль по Даниилу Хармсу в Саратове у Дзекуна.

Сегодня в век глобализации и взаимовлияния культур национальные границы любого искусства размыты. Но эта ассимиляция усиливает желание художника, музыканта, литератора искать и находить самобытные национальные корни, свою русскость. Именно эта "русская" сторона нашего искусства наиболее востребована за границей. Но тут возникает и опасность показухи, китча, когда идет дешевая спекуляция на стереотипах - от матрешки и балалайки до солдатской ушанки. Не раз приходилось встречать где-нибудь в глубинке Германии наших самоварных отечественных коробейников, которые рождали чувство неловкости.

Когда же мы вывозим настоящие фольклорные коллективы с песнями и обрядами чуть ли не языческих времен - сердце радуется. Особенно, если это детские коллективы. У нас на Брянщине сейчас много таких настоящих ансамблей. И иностранцы, услышав их, дивятся: "Как вы замечательно сохраняете свой фольклор". И замечательно, что в программу нынешней Театральной олимпиады включили и русские фольклорные коллективы с их закличками и обрядами. В том числе и наш с Брянщины - из села Катичи.

Так что современный русский фольклор, без которого любое национальное искусство неполно, как раз есть.

Это и несравненный Петрович Андрея Бильжо. Прикольные акции Митьков. Замечательные бардовские песни, включая уличный фольклор из радио- и телепередачи "В нашу гавань заходили корабли". И может быть, даже вездесущий и отчасти виртуальный Фоменко. Вообще, визуальное и компьютерное творчество - это, наверное, и есть этакий Дом культуры на вырост для завтрашнего искусства, в том числе и русского.

У Генриха Бёлля, кажется, есть такое высказывание: "Национальный дух - это то же, что непосредственность. Как только носитель начинает его осознавать, он теряется, делается искусственным".

Есть еще одна проблема, связанная со спекуляцией вокруг русского искусства. Проблема внутреннего свойства. Когда патриотизм и верность почвенным традициям насаждаются властью сверху как национальная идеология. И при этом материально поддерживаются. Протекциями и премиями награждается не талант, а декларация. Так случилось недавно на Брянщине с одним молодым художником, работающим сейчас в Москве.

Устраиваются пышные юбилеи "своим" маститым землякам, и это при нищей казне. Широковещательная приверженность к русским патриотам становится звонкой разменной монетой. Те же, кто считает "любовь к отеческим гробам" делом сокровенным и интимным, а шумные клятвы в этом - неприличными, к пирогу не допускаются. Хуже того - предаются анафеме.

У нашей местной номенклатуры в ходу до сих пор и такие критерии лояльности из недавнего прошлого, как пятый пункт. Иногда доходит до анекдота. Так в центре города недавно появился сквер имени известного русского поэта Анатолия Софронова, автора слов песни "Шумел сурово Брянский лес", ставшей гимном области. Когда у мэра спросили, а куда же девался при этом автор не менее замечательной музыки Сигизмунд Кац и почему бы сквер не назвать и его именем, градоначальник и не скрывал, что всяким таким "кацам" необходимо ставить шлагбаум.

Но Бог с ними, с местными заморочками. В целом ситуация меняется к лучшему. И только зоологическим уникумам придет в голову сомневаться в том, что, скажем, Булат Окуджава - русский поэт.

Не могу не привести слова человека, который никогда не афишировал своего патриотизма. На вопрос, есть ли у русской поэзии будущее, он ответил в ноябре 1988 года: "Это будущее есть не столько у русской поэзии, сколько у языка. Это такой язык, что, чтобы ни творилось в стране, поэзия всегда из своих недр выдаст что-нибудь замечательное. Это язык порождает поэтов, а не поэты язык... И, имея такой язык, как русский, мы должны понимать: поэзия неизбежна. И пока существует этот язык, будет происходить нечто замечательное". Автор этих слов Иосиф Бродский.

Также в рубрике:

ЦЕНТР - ПРОВИНЦИЯ

БАРНАУЛ

УЛЬЯНОВСК

НИЖНИЙ НОВГОРОД

АГЕНТСТВО КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;