Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 8 (7265) 1 - 7 марта 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Великие собеседники

Книга М.В.Алпатова о М.А.Врубеле

Валерий ТУРЧИН


М.Врубель . "Гамлет и Офелия" (фрагмент). 1884 г.

За редким исключением постижение творчества Михаила Врубеля не является "озарением"; к художнику "идут", его искусство открывают постепенно, шаг за шагом. Иные ученые обратились к творчеству Врубеля в последние дни своей жизни, сверяя свой опыт с тем сокровенным и тайным, что были доступны художественному гению. Книги о М.Врубеле последними стали у А.А.Федорова-Давыдова (1969), у П.К.Суздалева (1984). Теперь перед нами еще одно свидетельство - книга "Живописное мастерство Врубеля" (М., "Лира", 2000). Она была задумана М.В.Алпатовым в период тяжелой болезни. Когда ученый почувствовал, что силы покидают его, он доверил свои наброски и план работы Г.А.Анисимову, завершившему книгу. Помнится, что Федоров-Давыдов делился мыслями о своем замысле с автором этой рецензии. У Алпатова таким собеседником был Григорий Анисимов, художественный критик, эссеист и писатель. Поэтому неудивительно, что именно ему мэтр доверил окончание работы. Это было исполнено, и вот перед читателем последний алпатовский текст, отредактированный и местами восполненный. Мы знаем, какими сложными путями рукописи порой приходят к читателю; потребовался немалый срок, прежде чем бережная реконструкция слова маститого ученого была издана. Сам факт этот свидетельствует о том, что "рукописи не горят", что ушедшее не уходит, что молвленное не умирает, а ставшее почти легендой воскресает.

И хитрость истории привела к тому, что текст появился в нужное время. В этюдах о Врубеле Федоров-Давыдов, к сожалению, не успел сказать в развернутой форме того существенного, что, судя по беседам с ним, хотел, а именно - об этическом нерве творчества мастера. Тогда, в 60-е годы, проблема морального самочувствия художника и психического здоровья общества была наиглавнейшей. Чуть позже Суздалев углядел шопенгауэровскую традицию в русской культуре, что было для всех внове. Алпатов же заинтересовался другим: "живописным контекстом" мастерства художника и тем, какие духовные прозрения сулил подобный контекст. Это было именно по-алпатовски. А то, что книга оказалась в результате написана "в две руки", вполне созвучно нашему постмодернистскому самочувствию. Более того, надо оценить, с каким мастерством и тактом Анисимов довел осуществление замысла до конца, став полноправным соавтором книги.

Что характерно для мышления Алпатова: в тексте сравниваются разные манеры живописи и смысл, который за ними скрывается. Тут многое решено по-новому, порой неожиданно. Отрицая сезанновскую линию в искусстве как единственно доминирующую, Алпатов рисует прихотливые зигзаги всевозможных сходств и различий. Тут привлекут сопоставления с Эдуардом Мане, импрессионистами, Ван Гогом, Роденом. Часто и настойчиво повторяется мысль о возможном "врубелизме" у Пикассо и о его "ограненном" следе в кубизме. Эрудиция ученого помогает ему находить удивительные переклички мотивов форм и композиционных приемов у Врубеля и его современников, не говоря уже о мастерах салонного и академического искусства Франции и, конечно, старых мастерах. Если бы можно было по-другому сформулировать название книги, ее можно озаглавить "Врубель среди современников и старых мастеров". Образы Врубеля под пером Алпатова (часть изданного наговорена) возникают среди фаюмских портретов, мозаик Равенны, картин Рембрандта и Веласкеса, Делакруа и Мане, Дега и Гогена. Так обозначена духовная и живописная традиция, связанная с творчеством мастера. Алпатовская эрудиция здесь проявилась, как всегда, ярко. При этом индивидуальность мастера не растворена в аналогиях, ибо не только о них идет речь. Весь интерес в перекличках не столько формальных, сколько внутренних.

В тексте много тем и "зачинов". Тут можно встретить фрагменты стихов разных поэтов, как старых, так и современных художнику. Особенно привлекательна глава "Портреты", ибо сам выбранный материал ставит наисложнейший вопрос о видении мастером своей модели, о реальности и о воображении. Наконец, ученый обращается и к "бездне" - к теме "Болезнь художника", стараясь понять трагедию мастера. У него нет сомнения, что работа над "Демоном поверженным" усилила симптомы нервного истощения.

Как и в своей известной книге о творчестве Анри Матисса, М.В.Алпатов выбирает особо полюбившиеся ему картины и рисунки. Назовем их, чтобы понять, о чем, собственно, идет речь (тем более что сам автор составил список иллюстраций к своей монографии). Его тревожат "Девочка на фоне персидского ковра" и "Гадалка", карандашные рисунки (натюрморт, пейзаж, "Бессонница"), ряд портретов, и среди них образы жены и В.Я.Брюсова, "Сирень" и "Демон поверженный", эскиз "Надгробный плач" и майолики. Этот выбор близок и современному ценителю русского искусства. Конечно, вспоминается многое другое, но эти образы привлекают уже сто лет, становясь символами всего русского искусства, его духовной традиции. Об этом говорится и в предисловии к книге, написанном академиком Д.В.Сарабьяновым.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;