Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 8 (7265) 1 - 7 марта 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Кино

Александр ЛАЗАРЕВ: "Я отвык от кино и даже его боюсь"

Беседу вел Валерий БРОК
Фото Н.САМОЙЛОВА


Всю жизнь замечательный режиссер Леонид Трауберг нежно любил две вещи: кино и оперетту. В 1987 году он даже издал солидную монографию под названием "Жак Оффенбах и другие". Что же касается счастливого сочетания двух увлечений Трауберга - то это, безусловно, "Актриса" (1942) с Галиной Сергеевой в главной роли и, конечно, "Вольный ветер" (1961) - экранизация оперетты Исаака Дунаевского. Главную роль - матроса Янко (или Янго, как почему-то сказано в титрах фильма) - сыграл молодой Александр ЛАЗАРЕВ - ныне народный артист с сорокалетним стажем работы в кино и театре, красавец-мужчина, чье появление на экране или сцене заставляло учащенно биться сердца прекрасной половины человечества.

- Александр Сергеевич, не страшно было? Первая роль в кино и сразу такая ответственная?

- Все окрашивалось в лучезарные тона молодостью и радостью съемок в первый раз. Поездка в Ялту, общение с Леонидом Траубергом, прекрасными актерами - один Николай Гриценко чего стоит! А еще ведь были Надя Румянцева, Яншин, Медведев, Перцовский, Енютина...

Осенью 1959 года я пришел в Театр имени Маяковского, а в 1960 году мы выпустили премьеру - нашумевшую тогда "Иркутскую историю" Алексея Арбузова. Николай Павлович Охлопков ставил тот спектакль. Допускаю, что именно тогда я привлек режиссерское внимание - эдакий молодой герой.

- По выходе на экраны фильм "Вольный ветер" успехом пользовался?

- Да, и большим. А потом как-то ушел в небытие.

- Да не просто ушел в небытие, а был "наглухо" положен на полку. Ведь за границу уехали Галина Вишневская, исполнявшая вокальную партию Стеллы, и оператор Кольцатый.

- Да-да-да... Кольцатого, кстати, много позже я встречал в Лос-Анджелесе. Потрясающий старичок, всегда элегантный. Очень много интересного знал. А потом мне сказали, что фильм все-таки есть в Белых Столбах, в Госфильмофонде и он пройдет по телевидению! Жаль, прозевал я его, не записал.

- Как проявлялась любовь Трауберга к оперетте в работе над фильмом?

- Он всегда что-то напевал - чаще всего мелодии из "Вольного ветра", потому что он жил, дышал этой музыкой.

Очень был легкий, веселый, общительный человек. Нас, молодых актеров, водил в ресторан обедать, потому что понимал, что на те деньги, которые мы получали, существовать трудно. Он нас подкармливал.

- "Вольный ветер" - классика оперетты, но там вам попеть не дали. Вокал "ушел" к солистам Большого театра. Но ведь был же мюзикл в вашей биографии, где вы пели сами?

- Да, "Человек из Ламанчи", в котором я играл Дон Кихота. 10 лет, с 1970 по 1980 год, он шел на сцене Театра имени Маяковского. Там все мы пели и "живьем", и под собственную фонограмму. Разучивали мы партии долго и мучительно, но, как оказалось, не зря: этот спектакль стал вехой не только в моей творческой жизни, но и в истории нашего театра. Сейчас Андрей Гончаров занимается его возобновлением со студентами - в новой редакции, конечно. Тема вечная. Как говорит наш художественный руководитель, "если в воспаленные зоны зрительских страстей и желаний бросить зерна донкихотства, то они обязательно расцветут самыми прекрасными цветами."

- Репетируете что-нибудь новое?

- Пока нет. Последняя моя роль - в спектакле по пьесе Григория Горина "Чума на оба ваши дома", неожиданном продолжении "Ромео и Джульетты", где я играю сеньора Монтекки. Спектакль о несостоявшейся, профуканной любви, принесенной в жертву чужим интересам. Моя роль - яркая, интересная, хотя, может быть, и не очень большая. Главные роли у молодых.

Сейчас у меня в репертуаре семь названий, а в моем возрасте это очень много! Если один спектакль идет раз в месяц, то некоторые идут по три раза! Надвигаются практически через день. И ни одно название не сходит! До сих пор мы играем "Смех лангусты", "Жертву века", "Кина IV", "Плоды просвещения", "Шутку мецената"... И только в двух спектаклях из семи у меня есть второй исполнитель - "Жертва века" и "Чума на оба ваших дома". Поэтому, дай бог, мне справиться с текущим репертуаром.

- В кино давно ничего не было?

- Давно. Предложения поступают время от времени, но скажу честно: я уже отвык от кино, и более того - я его даже боюсь. Боюсь того, что надо куда-то ехать, думать, как браться за роль. Кинематограф - совсем другое производство, нежели театр. И я думаю, что нет ничего, и слава богу, потому что у меня столько забот в театре! Никаких комплексов по этому поводу не испытываю. В свое время очень много снимался: у меня около пятидесяти ролей в кино - хороших и плохих, больших и маленьких. Последняя была, по-моему, у Кавалеровича в картине "За что?".

- А как же "Бременские музыканты" Александра Абдулова? Роль Пса-старшего?

- Ну это работа с друзьями и для друзей. Я не считаю это работой в кино в традиционном смысле этого слова.

- Каков ваш взгляд на современное кино? Вот Георгий Натансон, у которого вы снимались дважды, современное кино называет "антинародным".

- В какой-то степени он прав. Смотрите, как тянется зритель к нашему старому кино. Раньше все делалось для широкого зрителя, начиная с того, что любая премьера шла сразу по всему Советскому Союзу. В Москве премьеру показывали сразу в 10 - 20 кинотеатрах, да и билет стоил максимум 50 копеек. Кино было действительно общенародным.

Сейчас наши отечественные фильмы, за редким исключением, можно видеть только на внутренних кинофестивалях - в Выборге, Санкт-Петербурге, Анапе, Сочи. Более того, многие картины там повторяются, потому что других нет. Да и качество фильмов, появляющихся на этих наших внутренних кинофестивалях, определено тем, что не из чего выбирать: картина появилась, и, хоть она явно не фестивальная, все равно везут туда. Исходя из таких позиций, можно сказать, что кино антинародное.

И, конечно, во множестве картин затрагивается очень "узкая" тематика - к примеру, какая-нибудь бандитская разборка. Это же не тема для какого-то масштабного обсуждения, волнений. Мой сын снимался в трех картинах подряд, и все мафиозные! Одна была хорошая - "Приятель покойника" Криштофовича, - психологически очень выстроенная. Другие же - "Тело капитана будет предано земле, а старший мичман будет петь" и "Умирать легко" - триллеры. Разве можно сказать, что это для народа?! Думаю, что в этом смысле Натансон прав.

- Раз уж вы заговорили о сыне, Александре Лазареве-младшем, то скажите, как вы относитесь к его кинокарьере?

- Он очень популярный актер. И несмотря на то, что широкую известность и премии приобрел благодаря различным триллерам, играл он и Незнамова в "Провинциальном бенефисе" Александра Белинского, своеобразном гимне провинциальному актерству. Фильм этот был сделан на основе трех пьес А.Н.Островского - "Таланты и поклонники", "Лес" и "Без вины виноватые". Так что были и положительные образы. Мечтаю, чтобы он сыграл какую-то романтическую роль - не Грея, конечно, из "Алых парусов", но все-таки героя романтического плана.

- Вы оказали на него влияние в выборе профессии?

- Наверное. Рос он в театре, ходил по гримеркам. Учился в школе напротив, потом приходил к матери в театр, вертелся у актеров под ногами, даже на сцену выходил - играл мальчиком в спектакле "Леди Макбет Мценского уезда" Федю Лямина, на гастроли ездил с нами. Был, что называется, отравлен пылью кулис. Ну и дома, конечно, варился в театральном соку.

- Теперь ваш сын - уже не просто ваш сын, но самостоятельная, яркая творческая единица.

- Да, он - личность. Внешне он похож на меня, и все про это говорят. Но это, наверное, естественно: сын своего отца. Зато по внутреннему содержанию в чем-то мы разные. Характер у него драматического склада, неврастеничный. Герой, в общем, хотя и играет характерные роли - графа Альмавиву, например.

- С мнением вашим считается?

- Сначала вроде бы отмахивается: "Ладно, ладно, отец, я это все знаю". А потом вижу, что слушает, воспринимает и, безусловно, берет на вооружение. И, конечно, мы - родители - для него, как мне кажется, авторитетные.

- Секретом долгой и дружной семейной жизни со Светланой Немоляевой поделитесь?

- Это невозможно. Кому как уготовано свыше. Живем, стараемся друг друга не огорчать, хотя жизнь есть жизнь, и все гладко никогда не бывает, особенно в театре. Через радости и горести - через все прошли.

- В свободное время чем занимаетесь?

- Мы обожаем нашу дачу, природу, грибы - это самое любимое. Всю зиму мечтаем о весне, как мы приедем туда, посадим что-то. Это наше самое любимое занятие вне театра.

Также в рубрике:

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;