Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 8 (7265) 1 - 7 марта 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираВ мире сбывшихся пророчествБерлинале-2001 подтвердила: мир не заметил кошмара, в котором оказался Александра ТУРГАН
23 художественных фильма и 11 короткометражек боролись за главные призы на Берлинале-2001. В общей сложности 680 картин в 30 кинотеатрах Берлина посмотрели более полумиллиона кинозрителей. Очереди за билетами с шести утра и переполненные кинозалы подтвердили славу берлинцев как, пожалуй, самых яростных "болельщиков" кино в Европе. Но для легендарного директора - швейцарца Морица де Хадельна, 22 года возглавлявшего фестиваль, - нынешняя Берлинале стала последней. Мориц де Хадельн, знающий несколько языков, досконально изучивший весь кинематограф Восточной и Западной Европы, открывший миру кино Азии и страстно опекающий все рискованное и нетрадиционное, стал в последнее время объектом жесткого давления прессы и министра культуры Германии, который единолично принял решение о его отставке. В чем только де Хадельна не обвиняли - в протекционизме Голливуду, в нелюбви к немецкому кино. Хотя ни для кого не секрет, что пятая часть голливудской продукции снята на немецкие деньги и что немецкие продюсеры давно уже не вкладывают средства в свой отечественный кинематограф. О диктатуре мирового кинорынка говорил в многочисленных интервью и крупнейший американский продюсер Уильям Механик, "завязавший" с этим видом деятельности и возглавивший в этом году жюри Берлинале. Оговорюсь сразу: думаю, что слабое место Берлинале - кинорынок, и причина "ухода" российских фильмов в Канн, Торонто и на другие фестивали в том, что там умеют лучше продавать кино. Как бы там ни было, без привлечения массового зрителя никакой кинофестиваль не выдюжит, и потому участие кинохитов и суперзвезд - необходимая реальность. Но сами звезды Голливуда, надо признаться, не жалуют Берлин и зачастую подводили устроителей кинофорума в самый последний момент. Хотя в этом году Жюльетт Бинош, Шон Коннери, Кейт Уинслетт и перенесший недавно инсульт Керк Дуглас (в рамках фестиваля прошла ретроспектива его картин) сдержали слово и приехали в Берлин. Только Пирс Броснан не смог прилететь на конкурсный показ "Портного из Панамы" - у его жены начались преждевременные роды. К сожалению, надежды де Хадельна, связанные с широко разрекламированным фильмом Жан-Жака Анно "Враг у ворот", которым открывался показ конкурсной программы, потерпели полное фиаско. Самый дорогой европейский проект в истории мирового кино (90 миллионов долларов), снятый на киностудии Бабельсберг под Берлином, достиг только одной цели - он поддержал угасающую кинофабрику. После производства этого добротного по фактуре фильма киностудия получила несколько новых крупных заказов. Сама же картина вызвала небывалый шквал негодования немецкой прессы. Поединок двух снайперов - солдата Василия Зайцева (Джуд Лоу) и немецкого майора Кенига (Эд Харрис), с точки зрения немецких критиков, превратил эпохальную Сталинградскую битву в некий пейзаж, на фоне которого разворачивается лихой вестерн. Зато "Интимность" Патриса Шеро, получившая абсолютно неожиданно для всех "Золотого медведя", - абсолютная победа Морица де Хадельна. Это он защитил французскую картину от упреков в порнографии, возразив своим коллегам: "Где мы живем, господа, в Ватикане?" Патрис Шеро создал своеобразный трагический парафраз "Мужчины и женщины" начала третьего тысячелетия. Дикий зов плоти и одиночества героев фильма намного опережает приближение серьезного чувства. Патриса Шеро упрекали во время пресс-конференции в неэстетичности героев. На что он жестко ответил: "Ни я, ни все мы не обладаем совершенными телами. Мне бы хотелось, чтобы зрители смогли идентифицировать себя с моими героями. Когда я вижу на экране совершенное тело, меня охватывает ненависть". Тем не менее "Интимность" получила еще и "Голубого ангела" - за лучший европейский фильм. А "несовершенная" героиня фильма 34-летняя новозеландка Керри Фокс стала и обладательницей "Золотого медведя" за лучшую женскую роль. Это решение жюри расстроило зрителей и прессу, безраздельно отдавших свои сердца обворожительной Жюльетт Бинош (фильм Лассе Хальстрема "Шоколад"), чья совершенная женственность сотворила чудеса с героями фильма. Эта симпатичная кинопритча отстаивает право любого человека жить не по ханжеским законам общества. "Ганнибала" Ридли Скотта с Энтони Хопкинсом все ждали с особым интересом. Но фильм, по единодушному мнению, оказался куда слабее "Молчания ягнят". А сам Хопкинс на пресс-конференции после показа возмутил журналистов своим полным упоением от созданного им вместе с режиссером кулинарного шедевра - в виде живописного меню людоеда предстают продажный полицейский, поедающий свои собственные поджаренные мозги, и гнусные гомосексуалисты. Любопытно, что едва закончился фестиваль, фильм был выпущен в германский прокат и уже в первый день побил все рекорды посещаемости. Документальное эссе кинематографистов Италии "Пазолини сегодня", показанное в программе "Форума", неожиданным образом как бы комментирует "Ганнибала". Пророчества великого режиссера-бунтаря и ниспровергателя, к сожалению, сбылись. Мир не заметил кошмара, в котором оказался. И киноапокалипсисы гениального возмутителя спокойствия представляются сегодня лишь жестом человека, уставшего предупреждать нас, чем закончится ХХ век. Вступив в эпоху разлада с миром, природой и даже собственным полом, человек в начале третьего тысячелетия пытается выбраться из тупика, в который он загнал себя сам. Тема "пола и чувств" разворачивается в фильмах канадки Леи Пуль и француженки Катрин Брийя. "Потери и сумасшествия" первой ломают наши стереотипы восприятия однополой любви. Юные кинозвезды Голливуда Питер Перабо и Миша Бартон играют историю о жажде чувства, так свойственной подросткам. Ненависть же радикалистки Катрин Брийя к противоположному полу в "Толстушке" оставляет ее юным героиням-сестричкам лишь одну возможность - броситься в объятия друг друга. "Толстушка" вместе с "Контрабандой" Стивена Содерберга, по опросам критиков, долго лидировала в конкурсной программе, пока Патрис Шеро не доказал в своей "Интимности", что женщине с мужчиной пока намного интереснее. Фаны Эмира Кустурицы дождались наконец от своего кумира полного отчета о проделанной работе с группой "No Smoking" ("Восемь историй от Эмира Кустурицы"). Надо сказать, что живьем, на концерте, эти ребята работают намного интереснее. Особой темой на фестивале стал сам современный Берлин - со всеми своими безумными стройками, заполонившими его иностранцами и открытостью к будущему, в котором он собирается играть лидирующую роль в Европе ("Легенды Potzdamer platz", "Берлин - Вавилон", "Берлин в Германии"). Ну а что касается российского кино, то с ним на Берлинале совсем не просто. Не то чтобы нас здесь разлюбили, хотя в этом году не было ни одного российского фильма ни в конкурсной программе, ни в "Панораме". Но зато "Форум" показал пять наших фильмов - три из которых документальные. Но ни один ничего не получил. "Чистый" документалист А.Рехвиашвили представил на этот раз фильм "Русская Палестина". В нем использованы уникальные кадры немого кино с великим Соломоном Михоэлсом. Рената Литвинова показала свою известную российским телезрителям передачу с выдающимися звездами советского кино - "Нет смерти для меня". Кошмарами российской действительности с использованием компьютерных технологий пробовал напугать Берлин Андрей Некрасов в своей игровой ленте "Любовь и другие кошмары". А вот фильм "Боги серпа и молота" белорусского мастера кинодокументалистики Юрия Хащеватского можно было бы с полным на то основанием назвать "Текст и апология комментария". Именно под таким названием на Берлинале декларировала свое творческое кредо молодой петербургский режиссер Екатерина Харламова, самоотверженно пытавшаяся разрушить литературными экзерсисами саму природу кино. Десять лет наблюдений за отечественной историей, как и создание масштабного банка видеоматериалов, позволили Юрию Хащеватскому облечь свой беспощадный кинотекст о путях отечественной идеологии в предельно точную киноформу. Этот видеоряд комментирует удивительный персонаж - могильщик с Новодевичьего кладбища. Этот реальный, живой человек с обликом былинного богатыря и с высшим образованием рассказывает нам об известных исторических фигурах, которых он на протяжении 30 лет отправлял в последний путь. В своей новой ленте режиссер попытался ответить на самый для нас болезненный вопрос "Что же с нами все-таки произошло?". Этот же вопрос звучит и в новой картине Киры Муратовой - трагической и безумно смешной кинобуффонаде "Второстепенные люди". Картина, созданная с невероятным напряжением сил, все-таки была завершена и попала на Берлинале, а вот у самой Муратовой уже не было сил добраться. Всеобщее безумие, ставшее особой формой нашего избранного пути, виртуозно реализуют "непрофессионалы" Киры Муратовой, достигая такой степени убедительности, что профессионалам должно быть страшно. Герои фильма - врач (С.Четвертков, он же и сценарист фильма) и этакая гоголевская панночка (Н.Буцко) - разыгрывают перед нами нескончаемый сюжет "Из жизни с трупом". Сцену же попытки убийства мафиози (бывшего учителя физкультуры), спрятанного в багажнике, другим мафиози (бывшим учителем литературы) на фоне Черного моря надо показывать отдельно и часто - потому как безумно талантливо и смешно. Новая команда Берлинале во главе с Дитером Коссликом, выходцем с запада Германии, уже грозит не только радикальными концепциями, кадровыми перестановками, но и созданием жесткого баланса между искусством и коммерцией и вообще еще много чего обещает интересного. Но к чему это приведет - покажет будущее. А пока, прощаясь с эпохой Морица де Хадельна, мы еще смотрели на кино 2001 года его глазами. Также в рубрике:
|