Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 33 (7144) 3 - 9 сентября 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Судьбы

Учитель с Пречистенки

"Гром и свет" - вот что такое были незабываемые уроки Поливанова

Юрий ОСИПОВ


От старого Ломоносовского университета на Моховой, альма- матер московского просвещения, к арочной станции метро "Кропоткинская" пролегла незримая дорога времени. Здесь - связь эпох, здесь за спиной музейных особняков фамусовской Москвы - строгие флигели бывшей Поливановской гимназии, ее трехэтажное здание классического московского ампира с мерной чередой колонн по фасаду. Если вы свернете к нему с Зубовской площади и спуститесь дальше вниз по заповедной Пречистенке, то увидите дома, в которых неоднократно бывал Пушкин, жил Денис Давыдов, сидел под арестом в полицейской части молодой Герцен...

...Испуганно пискнув, разлетелись высокие створки дверей директорского кабинета, и на пороге предстал кряжистый старик в длиннополом черном пальто и смазных сапогах - Лев Толстой, который привез к нему в гимназию своих сыновей.

О подобной минуте Поливанов мечтал еще студентом. Грановский, Тихонравов, Буслаев были его преподавателями на историко-филологическом факультете Московского университета. Он хотел походить на них, продолжить их дело.

Начинать, однако, пришлось с обучения грамоте ремесленников и мастеровых в воскресных школах. После получения диплома - русский язык и словесность в женском училище, Межевом институте, семинарии. Спустя годы во всеоружии опыта и мастерства Лев Иванович почувствовал, что задыхается в казенной атмосфере этих учебных заведений, далеких от идеалов гуманитарной школы, как он ее понимал. Косная система образования николаевской России нуждалась в свежих веяниях, в новой педагогической инициативе. А министр народного просвещения граф Д.Толстой цинично предлагал еще больше "подморозить" учебные классы, дабы отвлечь гимназистов от жгучих социальных вопросов отупляющей зубрежкой мертвых языков. Той же линии придерживался и сменивший Толстого в министерском кресле Делянов, насаждавший в классических гимназиях и реальных училищах почти казарменную муштру. "Года глухие"... Поливанов был в числе немногих, кто отказался смириться.

Для новой частной гимназии было выбрано здание просторного старинного дома Пегова на углу Пречистенки и Малого Левшинского переулка. Бизнес, как сказали бы мы сегодня, имея перед глазами, словно грибы после дождя, выросшие частные гимназии и лицеи. В большинстве своем, увы, являющиеся таковыми только по названию. Здесь во главе угла - коммерция. У Поливанова и группы московских преподавателей, открывших ровно 130 лет назад свою замечательную гимназию, коммерция служила лишь средством достижения высокой культурно- просветительской цели.

"Поливановцами" с гордостью называли себя учившиеся там в разные годы выдающиеся русские актеры Лужский, Садовский, Юрьев, поэты Брюсов и Белый, художник Головин, чье истинное призвание Лев Иванович угадал первым и на чей выбор пути оказал решающее влияние. Как и другие выпускники, охотно учительствовали в родной гимназии профессор Лопатин, крупные ученые-филологи и искусствоведы Венкстерн и Гиацинтов, ставший впоследствии директором Пушкинского музея.

Трудно, конечно, требовать от сегодняшних преподавателей быть такими, как Поливанов. Он - уникален. Но прислушаться и присмотреться к его удивительным урокам более чем полезно и просто интересно.

"Великий артист в обличье педагога", обладавший редкостным импровизационным даром и совершенным пониманием подростковой психологии, он преподавал в своей гимназии едва ли не десяток гуманитарных предметов. При этом оставил образцовые учебные пособия и хрестоматии для народного обучения, художественные переводы Корнеля, Расина, Мольера, исследования и издания произведений классиков отечественной литературы, прежде всего - Пушкина.

Высокий, худой, стремительный, с откинутой на плечи гривой седых волос, с горящими глазами и львиным рыком, переходившим порой в нежный шепот, одухотворенный до экстаза - таким запомнился современникам этот человек, испепеливший в себе, по образному выражению А.Белого, "все сытое, жирное, бытовое". Ученики любили его самозабвенно. А он - их, но сурово, беспощадно, до детских слез, не делая скидку на возраст. Внушал, что "диплом - ерунда, коли с ним заблуждает по миру угасшее сознание".

Повзрослев, они открывали для себя иного Поливанова - лингвиста, литературоведа, издателя, человека громадной эрудиции и широчайшего культурного кругозора, неутомимого общественного деятеля, спавшего не более четырех часов в сутки в маленькой квартире прямо над классными комнатами, а то и на кушетке в своем директорском кабинете. И вся эта многообразная деятельность лишь дополняла живое чудо его педагогики, которое он творил ежедневно.

"Гром и свет" - вот что такое были незабываемые уроки Льва Ивановича. Их ждали с трепетом, с утра спрашивали невозмутимого швейцара Василия: "Будет ли Лев?" (Поливанов порой не выдерживал переутомления) - и, завидя его на лестнице, с криком неслись в класс: "Лев идет, Лев идет!" А он, в кургузой куртчонке или в почти волочащемся по полу сюртуке, прижав к груди книжки, ураганом врывался в класс, и тогда по партам прокатывалось облегчение: "Добрый!" Когда же он являлся, едва ступая, поджав губы и топыря ноздри, заложив за спину руки-плети, все замирали и даже не смели шептать слово "злой"...

* * *

Благодаря уникальным воспоминаниям А.Белого, мы воочию видим, как свободно и вдохновенно творил на занятиях Лев Иванович, каждый урок превращая в маленькое произведение искусства. И потому, пишет Белый, поведение его в классе было абсолютно непредсказуемо. Однажды, увлеченный чтением шиллеровского "Кубка", он принялся показывать, как расправляется с соперником "однозуб" (рыба-пила). "Изогнувшись в неожиданном подпрыге с вылетом вовсе из кресла, вытянув длинную, мне показавшуюся гигантской руку, вооруженную синей палкой карандаша, он стал этой палкой целить мне в грудь, вопя благим матом: "А однозуб - так вот распииили-ва-ет носом врага", - и синюю палку карандаша стал свирепо он ввинчивать мне в грудь..."

Однако не будем заблуждаться. Этот и другие столь же необычные поступки Поливанова-педагога определялись безошибочной художественной интуицией, основанной на "многолетнем изучении детской, отроческой, юношеской души в ее многовидных вариациях; и на любую вариацию он реагировал вариацией своей вечной "поливановской темы".., сперва четко учитывая, какую стихию выпустить из своего пронумерованного инвентаря. И весь этот инвентарь великой игры, - игры перманентной... ради идеологических соображений - и был жизнью Льва Ивановича, отданной для воспитания и выковки культурных бойцов из отданных ему мальчат: Боренек, Васенек, Петенек".

Нельзя скопировать талант, артистический стиль. Но можно и нужно взять на вооружение методу. Тогда легче будет достучаться до "диких сердец". Сухой лозунг, правило, запрет, зарегистрированное наказание, если следовать системе Поливанова, не должны представать в обнаженном виде, а включать элементы "произвольно задуманной и непроизвольно проводимой игры". Даже при выставлении отметок.

Он "не ставил баллы, а тыкал их в бальник, точно выковыривая в нем яму, когда это была двойка, великолепно влепляя пятерку, точно даря ею на ряд годин... Он постоянно ужасался, ужасался молча, иногда малейшей заминке школьника, и брови его взлетали... но школьник находился, и подымавшийся бровями ужас бесследно исчезал".

А уж видел "Лев" своих воспитанников насквозь. Причем "эта уверенность, что видит насквозь, что не проведешь никакими подслуживаниями, не питалась ничем видимым; он производил впечатление лишь увлеченного уроком педагога". Индивидуальный подход к учащимся, о котором теперь заявляют в частных школах, воплощался у Поливанова в сугубо индивидуальной реакции на их поступки и проступки. Реакции мгновенной, казалось бы, спонтанной, но являвшейся результатом давно продуманного и узнанного об ученике. Он бывал мягок и суров одновременно, четко различая, что и когда можно прощать, а что и когда - нельзя. Иногда, потомив впавшего в непростительный грех ученика нарочитым "незамечанием" греха и вызвав в нем процесс раскаяния, Лев Иванович вдруг повергал его ниц благородством "невменения в вину", действовавшим сильнее любого наказания и остававшимся памятью на всю жизнь. Бывало наоборот. Углядев проницательно в другом случае "начало неисправимого "декаданса", мог при первом удобном предлоге обронить непререкаемо: "Вот-с ваши бумаги!". И несчастный, багровый от неожиданного потрясения, вылетал из гимназии навсегда".

Потеря - невосполнимая, ибо второй такой гимназии в Москве не было. И дело даже не только в личности самого директора. Стиль Поливанова был стилем его гимназии, неотвратимо подтягивавшим средних учителей до соответствующего уровня. Впрочем, благодаря совершенно неотразимому обаянию, Льву Ивановичу удавалось в разные годы привлекать к себе "на службу" преподавательскую элиту тогдашней Москвы. И еще. Ученичество у Поливанова, по словам мемуариста, "выливалось в сотрудничество с ним учеников не раз".

Известна блистательная "постановка" пушкинских торжеств в 1880 году: открытие опекушинского памятника на Тверском бульваре, бессмертная речь Достоевского. Но мало кому ведомо, что основное бремя подготовки и проведения грандиозного юбилея легло на плечи Л.И.Поливанова и что это бремя разделяли с ним восьмиклассники его гимназии.

"Сотрудничество" начиналось на уроке. Лев Иванович требовал при ответе "рассказывать не от себя, а от Пушкина, по- пушкински", побуждая ребят мыслить и чувствовать. И сам же подавал им пример. Ему близка была центральная идея Ушинского: "знания должны готовить учащихся к жизни", и, стремясь раскрепостить творческую энергию воспитанников, он подчинял учебный цикл задачам практического служения народу.

Каждым своим уроком Поливанов давал бой обывательской рутине, в домашней обстановке нередко отравлявшей души "Петенек, Васенек, Боренек". Да и в гимназии им порой доводилось выслушивать на переменах хвастливые разглагольствования богатых старшеклассников, гонявших швейцаров за пирожками и конфетами и всерьез доказывавших, что "порядочные люди тратят деньги, а "нищий" - человек непорядочный". Сражаться книгой с этим неизбежным злом старой гимназии было нелегко. Но Поливанов сражался, надеясь обратить в свою веру избалованных лоботрясов, озабоченных лишь тем, в каком смокинге появиться на модных велосипедных гонках "конкур иппик" и на открывшейся в Москве в 1891 году Французской промышленной выставке, где можно было за пять рублей подняться на воздушном шаре и отобедать у ресторатора Ансара по ценам, "положительно недоступным большинству" ("Русские ведомости", 1891, N 118).

Приближался слом столетия, роковой слом; и Поливанову при всей его незаурядности, конечно, не под силу было в одиночку остановить социальное "расползание" гимназии. Она являлась в миниатюре характерным осколком эпохи, подвластным как хорошему, так и дурному.

Возвышенные идеалы неизбежно вступали в трагическое противоречие с действительностью. Поливанов, как никто другой, понимал, что просто звать "вспять" к Софоклу, Шекспиру, Пушкину в этих условиях бесполезно. Нужна была творческая переработка самих восприятий сознания, и классики должны были быть по-новому "добыты", то есть отмыты от штампов конца столетия (нечто аналогичное имеет место и сейчас).

Несколько поколений московской интеллигенции вышли за три десятилетия из стен Поливановской гимназии, сохранив верность ее традициям, ее заветам. Учитель помнил их всех поименно. Свой путь Лев Иванович завершал в период нового подъема общественного движения, когда гибли на эшафоте "первомартовцы" Желябов и Перовская, когда был казнен старший сын учителя симбирской гимназии Александр Ульянов. Вслед за любимым им Пушкиным, потомственный дворянин Нижегородской губернии, которого подвижнический труд на ниве просветительства и просвещения далеко увел от устоев его класса, отчетливо осознавал, что "свобода - неизбежное следствие просвещения" - рано или поздно увенчается революцией. Как это было во Франции восемнадцатого столетия. Как это будет в России двадцатого.

Революцию Поливанов отвергал полностью, но она уже стучалась в двери гимназии. Казаки скакали по Пречистенке, и озверелые охотнорядцы избивали бастующих студентов. Наступал решающий час выбора. Для всех, для каждого. И символично, что в последнем выпуске Поливановской гимназии оказались по разные стороны баррикад и убежденный марксист Володя Ивков, активный член нелегальных рабочих кружков, в будущем видный публицист, выступавший под псевдонимом "Миров"; и ревностные монархисты. Горячие идейные споры гимназистов затягивались допоздна...

Но вот морозным февральским утром 1899 года все они, примиренные, собрались в родных пенатах проводить своего Учителя в последний путь. Траурная процессия, направлявшаяся к Новодевичьему кладбищу, растянулась на целый квартал. Множество венков, речи, наряды полиции. Так Москва шла только за гробом Гоголя и Льва Толстого.

Потом будут издание сборника его памяти, учреждение университетской премии его имени. А в советские годы наследие Поливанова забудут и даже уберут его имя со страниц педагогических учебников. Зря!

Он умер на рубеже века. И новый век, который мы так трудно доживаем, не вправе сдавать в архив драгоценный опыт Поливановской гимназии. Правда, в последнее время наметились некоторые положительные сдвиги. Возвращаются - пока только названиями - гимназии и лицеи. Медленно и трудно решается, наконец, насущная задача гуманизации, а следовательно, и гуманитаризации нашей обанкротившейся начальной и средней школы. И главное - личность учителя с большой буквы начинает выдвигаться во главу угла.

...Осень - пора школьная, пора урожая. Очень хочется надеяться, что семена, посаженные Поливановым, прорастут в день нынешний и день грядущий.

Также в рубрике:

СУДЬБЫ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной; В наличии отличный кирпич строительный и теплая керамика. ; Лучшие двери лучшие элитные двери, оптом, эксклюзивные двери