Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 33 (7144) 3 - 9 сентября 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Как Елена Тонунц режиссером не стала

Сложная арифметика отношений с продюсером

Лидия КРЫМОВА


Актриса Елена Тонунц снялась в двадцати пяти фильмах: "Шанс", "Искушение Дон-Жуана", "Я объявляю вам войну", "Тевье- молочник", "Когда отзовется эхо", "Новые сказки Шехерезады"... Семь лет назад она бросилась в кинорежиссуру. Окончила режиссерский факультет ВГИКа, сняла два фильма, причем выступила одновременно в качестве сценариста, продюсера, монтажера и дистрибьютера. В 1991 году ее короткометражка "Однажды вечером" завоевала Гран-при на МКФ в Анте (Франция) как лучшая студенческая работа и главный приз в Медан-Лафите (Франция) на фестивале короткометражных фильмов. Три года спустя новая работа Тонунц - полнометражный фильм "Я никуда тебя не отпущу" получил приз зрительских симпатий на фестивале женщин- кинематографистов в Минске и диплом жюри "Золотого витязя". За эту же работу Елене Тонунц присужден приз ФИПРЕССИ на фестивале молодого кино в Турине (Италия) за главную женскую роль. Около месяца назад во Франции начались съемки фильма "Поллианна". Согласно пресс-релизам, розданным журналистам на недавнем "Кинотавре", сценаристом и режиссером картины является Елена Тонунц. На днях в самый разгар съемок я застала режиссера ... в Москве!

- В мае нынешнего года продюсер Валерий Евтушенко предложил мне стать режиссером художественного фильма "Поллианна" по одноименной повести американской писательницы конца прошлого века Элинор Портер. И сразу заметил, что денег мало и поэтому придется работать за небольшие гонорары. Я принялась за работу. Договор у нас был устный, никаких письменных соглашений мы не заключали. Когда я написала сценарий, продюсер выплатил мне гонорар, сказав, что сценарий ему понравился. Мы съездили во Францию на выбор натуры. И, поскольку картина малобюджетная, у нас не было ни второго режиссера, ни директора. Всю подготовительную работу, которую обычно выполняют эти сотрудники, делала я. Потом выяснилось, что переводчик книги не продал Валерию Евтушенко свои права, а значит, мы не имеем права пользоваться его переводом. Еще в мае, с момента нашего знакомства, я знала кое-что об этой ситуации. Но тогда было оговорено, что придется просто подправлять сценарий по подстрочному переводу. Все предварительные работы были выполнены, актеры утверждены на роли (Олег Янковский, Игорь Костолевский, Татьяна Догилева, Леонид Куравлев, Вера Сотникова и дочь продюсера Ольга Евтушенко), сценарии розданы, костюмы подобраны. И вдруг Валерий Евтушенко объявил мне о том, что я должна срочно переписать сценарий. Чтобы ни одно слово из "того" перевода "Поллианны" не попало в новый. Эта работа по своему объему практически равняется написанию нового сценария. К шестнадцатому июля его окончательный вариант должен был оказаться у спонсоров, чтобы они могли решить вопрос о дальнейшем финансировании. Я понимала, что новый сценарий, написанный в случае моего отказа другим сценаристом, вполне может не устроить меня как режиссера-постановщика и я буду вынуждена уйти с картины.

Я быстро выполнила необходимую работу и сдала ее. Однако в предложенном мне договоре по созданию сценария говорилось о том, что продюсер будет иметь право вмешиваться в мой сценарий без согласования со мной. Фактически за копейки я написала два сценария и еще должна была терпеть вмешательства со стороны! Я пришла в Союз кинематографистов в службу авторского права на прием к юристам, знающим толк в подобных делах. Они сказали, что договор составлен с грубейшими нарушениями авторских прав, но подобное в последнее время действительно бывает. Я отказалась подписывать договор на сценарий. Взамен предоставила Евтушенко свой вариант, который я построила на основе типового договора, предоставленного юристами. Договора же со мной как режиссером я так и не увидела. Кроме того, Валерий Евтушенко неоднократно говорил мне, что в договоре непременно будет такое условие - он имеет право в любой момент отстранить меня от съемок, уволить без объяснений. Я не могла понять: в качестве кого я тогда должна ехать, если мне придется работать на таких условиях? Кто я - режиссер или подставное лицо? При всем том продюсер заявлял, что мы заключаем договор по типу американского. Возможно, там есть пункт о вынужденном увольнении неугодных сотрудников, но у американцев по-настоящему защищены авторские права! Когда в Америке увольняют режиссера, он все-таки получает свой гонорар за фильм полностью или ему платят неустойку, штраф за ущерб, который он понес, отказываясь от других проектов. Я полагаю, система американских продюсерских договоров хороша тогда, когда созрела плеяда достойных продюсеров, которые знают фильмопроизводство и просчитывают все наперед. Появление в договоре "раздражающих" меня пунктов Евтушенко объяснил просто: "Это потому, что у вас неуправляемый характер". Я не могла согласиться на его условия. И в последний день перед отъездом решился вопрос о том, что я на съемки не еду. Съемочная группа вылетела во Францию без меня. Право режиссуры отдано кинооператору.

Кроме того, когда мне было объявлено об этом, продюсер картины Валерий Евтушенко стал требовать у меня деньги, которые он заплатил мне за сценарий. Мой заграничный паспорт он оставил у себя, заявив, что я получу его только в обмен на деньги. Чем закончится история - не знаю.

В сентябре съемочная группа фильма "Поллианна" возвращается в Москву. Это означает, что есть возможность встретиться с продюсером картины, выслушать его версию происшедшего, а также продолжения необычного расследования - впереди.

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;