Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7340) 15 - 21 августа 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраПечальная радуга над ГородцомИз мастерской Тамары Гусевой Евграф КОНЧИН
Недавно трагически ушла из жизни замечательная художница Тамара Гусева. Настолько неожиданно это произошло, что ее муж, художник Евгений Расторгуев, который показывал мне ее работы, никак не мог говорить о ней в прошедшем времени. Словно Тамара Петровна вышла из комнаты на некоторое время и вот-вот вернется. Да и ее картины такие сегодняшние, свежие, солнечные, светлые, как будто бы пахнущие тонкими, пастельными красками. Они еще долго будут жить вместе с нами в нашем времени и в нашей повседневной жизни, передавая ей свои чувства, настроения, переживания, свою страстную любовь к бытию. Тамара Гусева родилась в 1918 году в Петрограде. Но вскоре ее родители переезжают в Горький, и на долгие годы он стал для нее родным. А еще тихий, уютный, очень "семейный" старинный Городец на Волге, родина Евгения Расторгуева, куда в его дом ездили отдыхать всей семьей до самого последнего времени. В Горьком Тамара Гусева в 1940 году окончила художественное училище.
В 1945 году Тамара Петровна поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии на художественный факультет. И здесь она встретила великолепных педагогов, выдающихся художников - Юрия Пименова, Федора Богородского, Григория Шегаля, многих других. "Перечислить всех интересных, беззаветно преданных своему делу людей, с которыми сталкивала меня жизнь, нет никакой возможности, - писала она. - Слушать и советоваться с такими мастерами, как Ниссон Абрамович Шифрин или Александр Григорьевич Тышлер, для меня было большим счастьем и постоянной учебой. Вообще считаю себя счастливым человеком на встречи..." После окончания института Юрий Пименов свел ее с театром, она становится театральным художником. Оформила несколько десятков спектаклей по пьесам русских, советских и зарубежных драматургов. Не только в Москве, но и в театрах других городов страны. Стала известной. Получила звание заслуженного художника России. Но все же главным для нее оставались станковая живопись и графика. В основном эти работы она показывала на выставках, в том числе и персональных, некоторые находятся ныне в музеях ряда городов, в частных коллекциях. Хотя Тамара Петровна неохотно продавала свои картины и графические листы. Расставалась с ними трудно - лишь по жизненной необходимости. Тамара Гусева - очень своеобразный, самобытный художник. Если определить направление, в котором она работала, то я назвал бы его импрессионизмом в самом широком, не только французском его понимании... Она блистательно умела передавать чудесные мгновения быстро меняющейся природы. Далеко не каждый, даже опытный художник может уловить трепетную бесконечность цвета и красок природы. Но у Тамары Гусевой это, по-видимому, природный дар. Я видел слайды ее ранних, тридцатых годов, работ, когда она, очевидно, имела об импрессионистах весьма смутное представление, а их подлинных произведений, естественно, не встречала. Но тем не менее уже в этих робких опытах просматривался ее будущий импрессионистский талант. ...Евгений Анатольевич ставит передо мной лист за листом. Вот большой городецкий цикл, над которым она трудилась постоянно в течение десятилетий и, наверное, написала весь город во всех его временах и состояниях - он действительно очень уютный и очень "домашний". Вот крыши Рима, площади, костелы и переулки городов Южной Франции, Париж, дом Кафки в Праге, натюрморты, цветы, цветы, цветы... И что-то театральное видится мне в их бутылочном или кувшинном строе. Хотя и цветы-то самые простецкие, полевые, придорожные, но Тамара Гусева одела их в такой прекрасный цветовой бархат, что они неожиданно стали гореть и сверкать как драгоценные камни. И не только цветы. Она во всем могла увидеть гармонию красоты и поистине человеческую теплоту и нежность. Вот в этой, например, старой яблоне в Городце и в выщербленных стенах средневекового замка, и в красных черепицах крыш, в сорванном ветерком осеннем листке, и в увядшем папоротнике в зеленой бутылке... И все это оживает, двигается, дышит, трепещет солнечными бликами, исчезающими в беспредельной голубизне неба. А достигалось это чарующее волшебство пастельными красками, которыми она постоянно работала. Поэтому цветовая гамма ее листов была такой легкой, мягкой, бархатистой и очень изысканной. Главным был цвет, он рождался из цвета, дышал цветом с его тончайшими нюансами, легкими, подчас еле уловимыми переходами одного в другой, создавая неповторимую световую ауру. Художница любит сочетания голубого, синего, малахитового, бирюзового цветов со всеми другими: фиолетовый, оранжевый, сиреневый - с желтым, охристый - с золотом... Краски как бы растворяются одна в другой, подчас трудно определить, где начинается одна и кончается другая. Особенно запомнилась мне "Радуга над Городцом" - словно прощальный реквием. Ведь именно в горячо любимом Городце Тамара Петровна и погибла. Над деревянными домами и садами тихо и печально тают нежные краски отдаленной радуги, уходящие, словно бело-розовые птицы, в бесконечность. Также в рубрике:
|