Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7340) 15 - 21 августа 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияЗатянувшиеся гастролиРосгосцирк продолжает тратить государственные средства на подготовку программ, которые покоряют зарубежную публику ЦИРКАнна МАРТОВИЦКАЯ В Министерстве культуры РФ состоялось совещание на тему "Современное состояние российского цирка". Министр культуры Михаил Швыдкой принимал директоров ведущих отечественных цирков. Выслушать ему пришлось немало. У некогда лучшего в мире цирка проблем хватает. И особых путей их решения пока не видно. 12 лет постсоветского вакуума в этой сфере в буквальном смысле слова съели его лучшие силы. Русское цирковое дело начали в середине XIX века блистательные артисты братья Никитины. Они купили старенькое шапито, но не смогли заплатить за аренду земли и были вынуждены свои первые гастроли провести зимой, на льду - поставив цирк в Пензе, на замерзшей реке Сура. Трудно не признать, что этот пример красноречиво показывает отношение властей к национальному цирковому делу. Увы, с тех пор мало что изменилось. В советское время цирк, как известно, тоже считался "важнейшим из искусств" и приобрел статус народного творчества. Все региональные управления цирковым искусством были объединены в Союзгосцирк - жесткую структуру с единой системой организации гастролей и финансовых взаимоотношений. Советский цирк был любим на родине и высоко ценился за рубежом: гастроли лучших мастеров циркового искусства приносили иностранным импресарио и Союзгосцирку очень приличные доходы. На вырученные средства в 1960-е годы Союзгосцирк построил одновременно более 40 цирковых зданий - настоящих дворцов. Всего же до развала советской системы в стране насчитывалось 64 внесезонных стационарных цирка, 6 летних и 20 - 30 передвижных шапито. После перестройки Союзгосцирк превратился в Росгосцирк, естественно, понеся значительные материальные убытки, ведь часть цирков осталась за пределами новой страны. Только на Украине их 11, в Белоруссии, Казахстане и Грузии по 2. Ушли из цирковой компании и летние шапито, перекочевав в частные руки. Еще несколько цирков были утрачены по причине халатности и отсутствия какого бы то ни было внимания со стороны государства. Так, Архангельский цирк закрылся из-за нехватки средств на реконструкцию, в столь же подвешенном состоянии оказался и его Нижегородский собрат. Ижевский госцирк приказал долго жить из-за ветхости строения, а в Курском случился пожар, после которого он так и не смог восстановиться. О Грозненском цирке, понятное дело, сегодня и говорить не приходится... Отделились от Росгосцирка и два Московских цирка, в одночасье оказавшись правопреемниками былой славы великого советского цирка: ведь за рубежом была известна одна торговая марка - Moscow circus. Все объяснения по этому поводу и юридические уловки можно обсуждать здесь, в России, а иностранцев очень сложно приучить к словам Rossyjski circ. Многие годы работники российского цирка надеялись на Росгосцирк - мол, организация эта вот-вот встанет на ноги и приведет в порядок обветшавшую систему. Два года назад на это и впрямь можно было рассчитывать. Место генерального директора Росгосцирка занял директор Большого московского цирка - знаменитый эквилибрист Леонид Костюк, народный артист России, профессор ГИТИСа, лауреат престижнейшей международной премии "Золотой клоун". Костюк не скрывал своего намерения превратить цирк в прибыльное предприятие. В конце концов, говорил он, Россия больше не в состоянии содержать такую глобальную компанию, да и вообще "стране уже не до цирка". Между тем многие заслуженные деятели цирка неоднократно предупреждали г-на Костюка: без поддержки государства, без постоянного воспроизводства и контроля за воспроизводством новых цирковых произведений у Rossyjski circ нет будущего. Но прославленный эквилибрист их не слышал... Росгосцирк все эти годы примерно тратил и продолжает тратить государственные средства на воспроизводство номеров, подготовку новых блистательных программ, которые покоряют зарубежную публику. Ни разу за этот период с артистами не заключались договоры по возмещению затрат на создание номера, и фактически они не были обязаны отработать новые программы в конвейере Росгосцирка, то есть проехать со своими номерами по России. В результате, выпустив очередную программу, артисты всей труппой уезжали на длительные гастроли за границу и всю прибыль клали себе в карман, а российские цирки простаивали без дела и были вынуждены довольствоваться слабыми, вышедшими в тираж номерами или коммерческими программами, которые в изобилии возят по стране частные прокатчики. Возьмем, к примеру, Владивостокский государственный цирк. Передо мной отчет цирка за последние 5 лет. Ежегодно во Владивосток приезжало 3 - 5 программ, из которых максимум две были предоставлены Росгосцирком. В прошлом году на его арене прошло всего 19 спектаклей (и это при норме 25 в месяц!), а все остальные принадлежали прокатчикам. "Цирк - это прежде всего зрелище, эффектное и незабываемое. Это молодые красивые тела, здоровые животные и яркий реквизит, - говорит директор Владгосцирка Михаил Михаев. - А что я имею на своей арене? Мне порой даже нечего написать на афише! Не только "звезды" ко мне не приезжают, но и аттракционов по-настоящему интересных нет! Знаете, самое страшное для нас время - это канун Нового года и зимние каникулы. И дети, и взрослые ждут представлений, а нам нечего им предложить..." В этом году, к примеру, пока ни одна государственная программа в цирке Михаева не была показана. Между тем почти каждый месяц через Владивосток в Японию и Китай уезжают животные и реквизит, переправленные из Москвы. И Михаев каждый раз помогает Москве оформлять эти "партии" на таможне. Никакие доводы и уговоры не убеждают артистов выступить перед отъездом во Владивостоке. В лучшем случае по городскому ТВ проходит репортаж о звездах, отбывающих в Японию. "Но почему, спрашивается, наши зрители не могут увидеть то, что составляет славу и гордость современного российского цирка? - восклицает Михаил Иванович. - Почему я вынужден выпрашивать каждый номер? Почему у меня до сих пор нет плана работы на этот год? Росгосцирк обязан был предоставить его еще в декабре 2001-го, с полным расписанием того, какие программы и когда приедут к нам на гастроли. Надо ли говорить о том, что я не могу заниматься предварительной продажей билетов и рассчитывать на прибыль? В результате я вынужден сам ездить по стране, находить артистов и приглашать их работать у себя. Я не против такой постановки вопроса, цирк - это бизнес, и я готов им заниматься, но ведь мне дают за это по голове и запрещают это делать!". Для справки приведем несколько цифр. Подготовка одной цирковой программы (а это 15 - 20 номеров, среди которых и воздушные гимнасты, и клоуны, и жонглеры, и аттракционы с дрессированными животными) продолжается 1,5 - 2 года и обходится государству как минимум в 3 миллиона рублей. Транспортировка ее по России стоит не менее 200 тысяч. Однако это цифры действительно минимальные. По словам Олега Чеснокова, продюсера, директора автономной некоммерческой организации "Фабрика искусств", 3 миллиона стоит средняя программа из "нашего советского детства". Полноценное шоу, срежиссированное по последним западным образцам, - это 600 - 800 тысяч долларов. Но откуда российским циркам взять такие деньги? Нужды цирка сегодня финансируются в лучшем случае на 30 процентов от необходимого минимума. Доведенный до отчаяния, Михаил Иванович написал Леониду Костюку открытое письмо, которое направил не только в Росгосцирк, но и в Министерство культуры. Собственно, этот четырехстраничный очень эмоциональный, но справедливый документ и стал поводом для встречи с Михаилом Швыдким. Вот небольшая цитата из этого письма: "Особого внимания заслуживает тема отношений между артистами и администрацией Росгосцирка. Они на настоящий момент никак не урегулированы. Амбиции и меркантильность некоторых "звезд российского цирка" доходит до абсурда. Имеют место случаи, когда какой-нибудь артист в самый последний момент отказывается выйти на манеж, если ему не повысят гонорар, ранее уже оговоренный и подписанный сторонами. А ведь эти артисты находятся в штате государственной цирковой компании или государственного цирка на проспекте Вернадского, который возглавляете Вы. А может, это уже и не государственные, а Ваши личные структуры? Поэтому отношения с артистами строятся исходя из личных, а не государственных интересов". Между тем российский цирк действительно продолжает блистать за рубежом. Номера наших мастеров манежа непременно значатся в любой международной программе. Российские артисты получают призы самых престижных конкурсов, удостаиваются лестных оценок зарубежных критиков. В Европе идет самая настоящая мода на русскую цирковую школу. Причин тому несколько. Во-первых, у нас есть номера, которых нигде больше нет. Это, скажем, джигиты Тамерлана Нугзарова, канатоходцы без страховки. Во-вторых, в Европе сегодняшний цирк рассчитан больше на широкого зрителя и его непосредственную реакцию, то есть на арене преобладают клоуны, силачи и дрессировщики. А в России цирк - это прежде всего работа актера, его мастерство и профессионализм. Статистика гласит: на аренах мира сегодня более 70 процентов артистов - россияне. Например, известный канадский цирк "Дю Солей" в последнее время все чаще приглашает наших профессионалов. В 2000 году там даже готовилась специальная "русская программа" с цирком на воде и ледовым шоу. После заседания в Министерстве культуры мне удалось побеседовать с Мстиславом Запашным, живой легендой советского цирка. Сегодня Мстислав Михайлович руководит Сочинским цирком и сталкивается ровно с теми же проблемами, что и его владивостокский коллега. "Российский цирк, безусловно, должен переходить к рыночным отношениям. Но, поймите, нельзя продать все скопом: в каждом регионе цирк существует по своим особым законам. Государство может и должно тратить деньги на цирковое искусство, но оно должно точно знать, во что их вкладывает. Слава за рубежом - это прекрасно, но нужно поднимать цирковое образование, ремонтировать наши ветхие здания и сохранять артистов дома. Наша беда в том, что сегодня совсем не ведется пропаганда цирка в России. Нет ни одного телевизионного ролика, рассказывающего о том, каким великим наследием мы обладаем! Почти нет газетных публикаций, молчит радио. Знаете, а я бы за слова "Смотрите в цирках России" отдал любые деньги! Скорее всего, со временем цирковым праздником жизни действительно станут править импресарио. Никто не спорит с тем, что привычная форма работы советского цирка давно изжила себя, оклады у артистов не соответствуют прожиточному минимуму, поэтому в антрактах они, унижаясь, выходят торговать всякими безделушками. Министерство культуры в очередной раз обещало решить проблемы отечественного цирка. На совещании директора договорились о том, что в самое ближайшее время будет разработана государственная программа поддержки и развития российского цирка. В ней специалисты подробно пропишут механизмы, способные уберечь цирки от банкротства и постепенно превратить их в прибыльные предприятия. Решен был и кадровый вопрос: министр культуры обнародовал информацию об отставке нынешнего директора Росгосцирка. Собравшихся эта новость воодушевила. Правда, они единогласно признали: от нового директора (а кто им будет, пока неясно) также можно ожидать чего угодно... Комментарий
Анатолий МАРЧЕВСКИЙ, директор Екатеринбургского государственного цирка: - Бесспорно, за двенадцать лет российский цирк потерял очень многое, если не все. Но ведь сегодня Президент обращает большое внимание на подъем отечественной культуры. И уже принята программа "Культура и дети", в которой черным по белому сказано: культура должна быть доступной всем. Это значит, что мы не можем без конца повышать цены на билеты. Но другого способа заработать деньги цирки не знают! Соответственно сегодня цирки без государственной поддержки не выживут: ремонта не было 20 лет, артисты нищенствуют, программ нет... Мгновенное превращение цирков в акционерные общества, скорее всего, их просто погубит. Ведь они тут же потеряют все льготы, спонсоров и попечительские советы, а аренда земли и налог на имущество, коммунальные платежи, наоборот, резко повысятся! И тогда они, скорее всего, будут перепрофилированы. Я рад, что министр культуры понимает последствия резкого перехода на коммерческие рельсы и готов пойти на уступки. Региональные цирки не могут ориентироваться на Москву! Нам часто говорят, что, мол, в столице-то цирки живут и выживают, а вы что? А мы тоже живем. И, между прочим, обслуживаем до 35 процентов своего населения, что в 8-9 раз больше московских показателей. Вот вам и социальная значимость цирка в регионе, вот вам и профилактика детской преступности и наркомании. Цирк нужен обществу, и остается только радоваться, что власти, наконец, это осознали. Также в рубрике:
|