Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7349) 17 - 23 октября 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Ближнее зарубежьеНас рас-ставили, рас-садилиФестиваль "Виват, Санкт-Петербург!" в Тбилиси ГРУЗИЯВера ЦЕРЕТЕЛИ Удивительный, непонятный народ эти грузины, сказали бы прагматики с благополучного Запада. Им грозят "превентивными ударами", а они устраивают в Тбилиси фестиваль "Виват, Санкт-Петербург!" в честь 300-летия родного города Президента России. Правда, фестиваль готовился давно. И инициатива исходила не сверху, а снизу. Главный кирпич положил Центр российской культуры, прочно обосновавшийся в Тбилисском русском драматическом театре им. А.С.Грибоедова. Это по его инициативе были подняты на ноги петербуржцы и даже найдены инвесторы. Главным из них оказался холдинг "Металлоинвест", к благородным деяниям которого присоединились и грузинские спонсоры. Не говоря уж о поддержке СМИ - реклама предстоящего фестиваля шла по всем грузинским телеканалам, мелькала в газетах. И фестиваль состоялся. Гости приехали как раз после заявлений России об опасности и нежелательности пребывания российских граждан в Грузии. Но Алиса Фрейндлих, Кирилл Лавров, артисты БДТ и питерская балетная труппа не испугались. И их приезд был не просто подарком людей искусства, он стал неким жестом, значительным и красноречивым. На вечере встречи с Фрейндлих и Лавровым со сцены прозвучало: "Политики так повели себя, что нам остается только брататься". А момент творческого "братания" был связан с именем Георгия Товстоногова. В день открытия фестиваля это имя было увековечено на мемориальной доске на стене тбилисского театра, где он родился как режиссер. Фестиваль "Виват, Санкт-Петербург!" начался с символического слова "Арт". Это название спектакля Большого драматического театра, но за этим словом читалось многое: и то, что сегодняшняя ситуация - это сплошной арт, где на сцене играют политики и подыгрывающая им массовка, а нам отведена роль зрителей, которым позволено свистеть или аплодировать, но не влиять на сюжет. Прочитывалось и второе совпадение: пьеса "Арт" Я. Реза уже несколько сезонов идет в Марджановском театре в постановке Темура Чхеидзе - того самого режиссера, который фактически принял эстафету БДТ после Товстоногова. Чхеидзе для артистов БДТ - знаковая фигура, и можно себе представить, какой была их встреча. Но главный символ был заключен в спектакле, который утвердил нас в мысли, что сила притяжения людей способна преодолеть все. Для тбилисских зрителей, быть может, самым важным моментом стало осознание простой истины: чтобы не потерять друг друга, надо уметь чем-то жертвовать. Ибо ничто не стоит человеческих отношений. Актерское трио питерцев (Г.Богачев, А.Толубеев, В.Дегтярь) мастерски использовало сюжет, изобретая массу юмористических ходов и ситуаций. По сравнению с этим веселым, рассчитанным на публику действием тбилисский спектакль Чхеидзе был более драматичным, а в какой-то момент звучал трагически. Жаль, что современные политики мало интересуются искусством, а то они бы поняли, что одним и тем же предлагаемым обстоятельствам талантливые режиссеры могут придать и комическое, и трагическое звучание. Вот люди искусства - другое дело, они умеют чувствовать жанр, остроту его разворотов и преподносить неожиданные сюрпризы. Такой сенсацией для тбилисцев стало выступление "Санкт-Петербургского Мужского балета" Валерия Михайловского. Неожиданность была не в том, что мужчины заняли балетную сцену. Где-где, а в Грузии знают возможности мужского танца - после Чабукиани и ансамбля Сухишвили-Рамишвили. Но питерцы открыли совсем другие горизонты. Михайловский поставил танцовщиков на пуанты и отдал им женские партии со всеми вытекающими последствиями - гримом, декольте, прозрачными юбками и пачками. "Мы не претендуем превзойти балерин, - говорит В.Михайловский, - мы пародируем, выявляем внутренние стороны их характера. При этом сохраняем стиль и манеру исполнения". Что касается исполнения классических женских партий, то мужчины, значительно уступая слабому полу в мягкости пластики (и форм), явно выигрывают в энергетике. Они сильнее, ярче, они более азартные, заводные. Настоящим открытием стал заключительный номер Михайловского - "Умирающий лебедь" Сен-Санса. В программе цитата М.Плисецкой: "Я танцую "Умирающего лебедя" лучше всех, но Михайловский лучше меня". Он исполнял классический вариант хореографии Михаила Фокина, только это был лебедь мужского пола. Обнаженный торс, пуанты, белые атласные шаровары, облегающая шапочка из перьев. Изломы пластики, отточенная резкость и внутренняя сила. Вместо обреченности и нежной покорности у лебедя Валерия Михайловского шел поединок со смертью, это был мощный порыв к жизни в ее последние мгновения. Мужской балет произвел сильное впечатление на Тбилиси, равнодушных не было. Цветы, аплодисменты, поклонники и поклонницы за кулисами. "Мужчина на пуантах - в этом есть свой шарм", - говорили одни. Но были и ортодоксы. Отмечая незаурядность и профессионализм, они увидели в этом начинании творческий авантюризм и что-то еще. Но это только подливало масла в огонь. Абсолютно бесспорной была Алиса Фрейндлих. Музыкально-поэтический вечер "Гори, гори, моя звезда" - стихи Серебряного века, "прошитые" романсами в исполнении "Кавалер-дуэта", коллег по БДТ Владимира Балагина и Анатолия Коптева. Переполненный зал, цветы у ног актрисы и очень долгие аплодисменты в конце. Они не были бурными и крикливыми - просто зал не мог отрешиться от того ностальгического чувства, которое разбередила эта удивительная актриса. Она подняла из глубин долго молчавшее в людях ощущение единения с той Россией, которой уже нет и для русских. "За этот ад, за этот бред пошли мне сад на старость лет" - каждое слово как "серебряный бубенец во рту" откликалось эхом внутри. И бритвой резали слух строки Марины Цветаевой, обращенные к Пастернаку из эмиграции: "Нас рас-ставили, рас-садили. Не рассо-рили - рас-сорили. Разбили нас - как колоду карт!" Эти строки всегда были и для русских, и для грузин лишь высокой литературой. А сейчас они вдруг стали символом сегодняшней ситуации. Самое поразительное, что в зале не особенно заметна была русскоязычная публика, в основном сидела грузинская интеллигенция разных поколений, коллеги по театру, даже кое-кто из политиков. Более шумная - музыкальная часть фестиваля впереди. В октябре на Тбилиси спустится еще одна звезда - Борис Гребенщиков и его "Аквариум". Те, кто вовремя не спохватился, не попадут на концерт: билеты давно распроданы. Ну а счастливчики уже предвкушают... После "Аквариума" ожидается творческий вечер композитора Андрея Петрова. Нетрудно себе представить, какая публика соберется - вся музыкальная элита будет в Грибоедовском. Беда журналистам - не знаешь, куда смотреть: то ли на сцену, то ли в зал. Театр имени А.С.Грибоедова тоже включился в фестивальную программу. Валерий Харютченко сделал свою поэтическую композицию по произведениям поэтов Петербурга. "Честь тебе, Петербург, чародейный..." Город муз, надежд и потрясений - таким артист видит его. Таким он остается и для многих тбилисцев. Также в рубрике:
|