Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 42 (7349) 17 - 23 октября 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Список Кертеша

Натэла МЕСХИ
Фото Рейтер


И.Кертеш и его жена Магда ликуют, узнав, что он стал Нобелевским лауреатом

Стал известен лауреат Нобелевской премии в области литературы. Ее присудили венгерскому писателю Имре Кертешу.

Имре Кертешу исполнилось 72 года. Но большим писателем его называют всего лишь с десяток лет. А до этого мало читали и почти не переводили на другие языки. Только в последнее время он заслужил титул "одного из самых ярких писателей современности". И критики друг за другом начали утверждать: Кертеш - "писатель-философ", "знаток человеческих душ" и человек "с очень хорошей памятью". Это чистая правда, ибо главная тема творчества Имре Кертеша - Холокост. Ужасы нацистских лагерей, о которых он узнал в 14 мальчишеских лет.

Родившись в Будапеште в еврейской семье, Кертеш уже в самом начале войны оказался в застенках Освенцима, а затем в Бухенвальде. Его первый вышедший в свет роман "Человек без судьбы" (писатель работал над книгой долгих пятнадцать лет - с 1960 по 1975 год) - автобиография. Рассказ еврейского подростка про лагеря. От него сжимаются сердца миллионов. Даже тех, для кого концентрационный лагерь - абстрактная картинка из учебника новой (пока еще все-таки новой!) истории.

Сам Кертеш с горечью говорит: "В Венгрии меня, к сожалению, знают меньше, чем в Германии - стране, где все это было!"

В Германии про Холокост вообще помнят очень хорошо. Простой пример: в Историческом музее Берлина, в одном из залов на стене установлен экран. На нем каждый день с десяти утра до семи вечера, не останавливаясь ни на секунду, крутится немая черно-белая лагерная хроника тех лет, снятая любительской камерой Гиммлера для своих потомков. И для устрашения. Потомки крутят пленку в полной тишине. И она действительно очень страшная.

А вот пережившие Холокост не спешат бередить свою память вновь. Колючая проволока, вой собак, пулеметная очередь на вышках и кровь на снегу - для них не иллюстрация к тексту, а собственная судьба. И жизнь, во многом уже прожитая. Хотелось бы встретить ее закат спокойно. "Я не сержусь на соотечественников за то, что они не читают моих книг, - продолжает писатель, - я ведь знаю, что такое кошмарный сон. И как хочется отмахнуться от него, проснуться. И проснуться ведь возможно. Просто я не имею на это права. Я старый глухой колокол на колокольне, которая уже давно сгорела! Такая у меня профессия - голосить на весь свет и принимать на себя удары воспоминаний!" Что ж, поступок, согласитесь, уже сам по себе достойный Нобелевской премии.

После войны жизнь бывшего узника немецких застенков складывалась тяжело и голодно: книги не печатались. Он служил в газете, потом в армии. Долгие годы Кертеш был связан с журналом "Вилагошшаг", писал статьи, зарабатывал на хлеб. В середине 80-х, после выхода романа "Фиаско", стала приходить литературная известность. А трилогия "Поминальная молитва по нерожденному ребенку" принесла уже даже не известность, а настоящую долгожданную славу. В 1989 году Кертеш получил национальную литературную премию имени Аттилы Йожефа, а восемь лет спустя - главную награду страны, премию Кошута.

Имре Кертеш много переводил из Ницше и Фрейда. И изучал немецкую философию. Из лагерей он вынес совершенное знание немецкого языка. И еще уверенность в том, что такое больше не повторится. "Но с годами моя уверенность не крепла, напротив, ослабевала, - говорит писатель, - люди не любят друг друга. И не хотят становиться милосерднее!"

Очевидно, что Нобелевская премия вручена Имре Кертешу и за большую жизнь, и за большую литературу, ставшую слепком этой самой жизни. (Так же, как и его русским собратьям по высокой награде - писателю Александру Солженицыну и покойному поэту Иосифу Бродскому. Они тоже сидели. Правда, в родноязычных местах. Но что это меняет?)

Итак, Имре Кертеш - невозвращенец из прошлого. И его литературный список достоин списка самого Шиндлера, с той лишь разницей, что первый спасал, а второй спасся. Или Бог его спас. Чтобы он донес до нас и детей наших доподлинную правду об адски страшных событиях. "Озвучил" (так нынче принято говорить) немую черно-белую пленку, крутящуюся в зале Берлинского музея. И рассказал про тех, "кого уничтожали, над кем издевались, кого стирали с лица земли, превращали в рабов, а они продолжали оставаться самими собой. И верили, что и их Бог спасет. И не оставляли надежду, входя туда...". Как сам Имре Кертеш - человек из Холокоста.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

НАШИ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;