Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7349) 17 - 23 октября 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираИнтеллигентный бунт двадцати шести голландских комиссаровТеатральный сезон в Амстердаме Дарья КОРОБОВА
Осенние смотрины голландских театров, проходившие одновременно в Амстердаме и Брюсселе, носят предельно лаконичное имя: "Театральный фестиваль-2002". Заметим, такое стремление внести ясность в собственные художественные намерения вообще отличает производителей всей нидерландской театральной продукции: театральную группу "Амстердам", театральную группу "Голландия", театральную группу "Синдикат" и просто - "Театральную группу". Не слишком остроумно, зато функционально. Будь проще, и к тебе потянутся. Притяжением представителей мирового сообщества в этот раз занимался Театральный институт Нидерландов. Несмотря на смену руководства и сокращение бюджетного финансирования международных проектов, этот огромный информационный центр все же далек от прекращения всяческой активности. Напротив, Театральный фестиваль-2002 стал информационным поводом для приглашения в Амстердам около двух десятков theatermakers. То есть людей, так или иначе связанных с театральным производством: режиссеров, директоров театров и фестивалей, переводчиков, критиков. Причем впервые в подобном количестве и, так сказать, жанровом разнообразии.
Строго говоря, реальным поводом к этому съезду стала спецпрограмма института, посвященная новой голландской драматургии (как театральному прецеденту, но, увы, не литературному, поскольку самих текстов никто не услышал из-за отсутствия перевода и синопсисов). Зато стало бесповоротно ясно, что голландская драма есть, что ее много. К примеру, нынешний Театральный фестиваль и вовсе обошелся без заимствованной классики, тогда как в прошлые годы в программе были и Достоевский, и Чехов, и Шекспир. На этот раз лишь спектакль "Театральной группы" "Л. Король боли" напомнил шишкинскую "Анну Каренину-2", перенесенную на шекспировскую почву. Каждому из гостей был выдан список двадцати шести комиссаров от драматургии! На вопрос о соотношении в списке качества и количества один из упомянутых авторов пояснил: "Здесь только лучшие из тех, кому больше тридцати лет". Значит, есть еще и совсем молодые, активно пишущие. Возможно, востребованные. Сила!
Тут бы и решить, что новая драма - доминанта, головная тенденция голландского театра. Отнюдь. Таковых тенденций как минимум две, причем с вариациями. Здесь действительно существует театр вербальный - вялый и обездвиженный как зрелище, но полный жизни в словах ("Остпол", "Синдикат"). А есть театр хай-тэк, избегающий слов, но прокламирующий агрессивную визуальную образность и прочую кинематику ("Догтруп"). Есть театр чуть более гуманный, тоже бессловесный, но принимающий во внимание человеческий, актерский фактор ("Оркатер", "Кассис", "Виз-а-ви"). Разница между ними бросается в глаза и в уши. И сообщает голландской драме некоторую внутреннюю интригу: то есть либо мало движений и много слов, либо наоборот. Я до сих пор печалюсь, что не поняла ни слова из пьесы Пира Виттенболса "Танец на яйцах" (это народная традиция: молодожены танцуют среди рассыпанных по полу яиц, и тот, кто не раздавит ни одного, будет счастлив). Постановка труппы "Остпол" напрочь лишена какой бы то ни было сценической динамики - стерильное пространство, руки по швам, три шага вправо, два вперед. Вероятно, так оно и задумано: акцент на актерские интонации и слова. Множество слов. Судя по реакции зала, пьеса достоверна и узнаваема. Проста (персонажи - мама, папа, дочь). Очевидно, остроумна. Жаль только, спектакль, на мой взгляд, более похож на радиопостановку. Привычного театра в нем немного - есть лишь ненавязчивая трансляция авторского текста. Параллельно, вне фестивальной программы, свое новое шоу "Carwash" готовит технотеатр "Догтруп". Здесь агрессивная изобретательность доведена до дурного абсурда: построена чудо-машина, в чьи высокотехнологичные недра запускаются тридцать зрителей-потребителей. Затем их трясут, пугают и впечатляют, попутно объясняя тотальную опасность этих самых высоких технологий. Здесь не до человеческого фактора. Но это все еще зовется театром. Рядом, уже в фестивальной программе, спектакль "Ген" театральной группы "Голландия". Еще один разговорный перформанс, правда, уже концептуальный, умный, жесткий. Здесь нет хай-тэка, но и человеческий фактор задавлен напрочь. Генная инженерия искалечила индивидуальность как таковую: человек обезличен и должен страшно умереть. Беседы персонажей тихи, полны благоприобретенного цинизма и усталости от слов вообще. То есть лаконичность актерского существования - следствие усталости от слов, да и от существования в придачу. В другой постановке "Голландии" под названием "Лебединое озеро" настоящие старички и старушки в интерьерах настоящего Дома престарелых, безмятежно и счастливо улыбаясь, вытанцовывают чудесные па под музыку Чайковского и голландский рок-н-ролл. Что это - нация технологов интеллигентно бунтует против технологий? Короче говоря, в целом новая нидерландская драма стоит на страже человеческих интересов и забот. Она весьма и весьма злободневна, потому что не успевает состариться где-то на обочине. Очень национальна, так как говорит на наречиях всех возможных провинций. И апеллирует чаще к голландскому населению. А иностранец - он пусть лучше язык учит, чем требует перевода. Также в рубрике:
|