Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7349) 17 - 23 октября 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаСозидание МалераПод управлением Темирканова Анна АНДРУШКЕВИЧ
Едва ли филармоническое общество Санкт-Петербурга 200 лет назад могло предположить, что его юбилей в XXI веке будут отмечать столь грандиозно. Да еще и в другом городе, который теперь - столица. В честь этого славного юбилея в Большом зале консерватории был возведен мощный музыкальный монумент - Третья симфония Малера. Главный зодчий - Ю.Темирканов. Концерт предвкушали. Ждали события, ждали редкой встречи с прославленным маэстро и тем сокровищем, которое крайне прозаично обозначают аббревиатурой з.к.р. - заслуженный коллектив республики. И событие состоялось. Оно - и это часто бывает - оказалось немного не таким, как мы предполагали. Впечатления были противоречивы. Однако в любом случае мы были свидетелями грандиозного действа, и, чтобы разобраться в деталях, составим небольшую "хронику" концерта. Первый акт. Шестичастная симфония, по замыслу Малера, должна исполняться с перерывом - обычно он бывает после гигантской первой части. Темирканов, однако, "осилил" в одном отделении не только эту мощную горную лавину, но и следующее за ней миниатюрное интермеццо. В антракте сумятица полученных впечатлений сменилась внятной оценкой ситуации. Мы с удивлением ощутили, что первые части прозвучали достойно, но не триумфально. С одной стороны, петербуржцы в прекрасной форме; струнные - великолепны, медные - тоже. Деревянные выглядели немного хуже, но в целом звук оркестра прекрасен. Вместе с тем исполнение не захватывало, не уносило в заоблачные выси, что-то было не так. Более того, между залом и исполнителями наметился даже своеобразный конфликт. В чем же его суть? Первая часть Третьей Малера - один из самых загадочных сфинксов во всей музыкальной литературе. Пробуждающаяся жизнь оказывается очень многоликой: возвышенные темы соседствуют с "банальными" и "вульгарными" мелодиями. (Впрочем, мало ли что может пробудиться, природа ведь творила без репетиции.) В исполнении Темирканова переход от трагической выси "ничто" к этим слегка неуклюжим "нечто" поверг слушателя в недоумение: созданное бытие слишком уж скоро обернулось бытом. Мы ждали, что внезапное веселье окажется маской, гротеском - а этого не произошло (Малер этого не написал). В результате возник упомянутый "диссонанс" между залом и оркестром. Ведь в момент неожиданных появлений "бульварных маршиков" аудитория "сидела по струнке", уровень психологического напряжения слушателей в такие моменты был максимальным. А дирижер, зная, что будет дальше, успевал полностью перестроиться - играли уже беспечно и весело. Как тут не возникнуть некоторому недоумению? Но далее был второй акт. Оркестр, пережив "детство природы", поведал о рассказах человека и ангелов, а затем растаял в великолепном Adagio. Первое слово в симфонии произносит человек, тоскующий во тьме, но верящий в радость. Этот "человечий глас" (стихи Ницше) мы услышали в исполнении Л.Дядьковой. Известная солистка Мариинки обладает голосом, который, по-моему, своим тембром может преобразить абсолютно любые последовательности звуков. Дивная мелодия Малера звучала красиво - но, к сожалению, в слегка "русифицированной" манере. Малер немного напоминал Глинку или Бородина. Что же касается хора (детский и женский хор Свешниковской академии, дирижер В.Попов), то этот коллектив просто не умеет "петь плохо" - и дай Бог ему не научиться! И вот финал. Здесь произошло именно то, чего мы так ждали с самого начала: обыкновенное чудо. Мы вдруг стали "слушать в унисон с оркестром" и в заключительном любовном Adagio ощутили ту эфемерную "приправу", которая превращает мастерство в искусство. ("Исчезнувшее вдохновенье теперь приходит на мгновенье, на смерть, на смерть держи равненье, певец и всадник бедный"...) На сцене не было уже ни "духовых", ни "струнных", ни "ударных" - были только "крылатые". Сквозь дымку прекрасного мы слышали голос любви к этому миру с неизменным острым привкусом прощания. Буря аплодисментов. Корзины цветов, толпы поклонников у порога артистической. "Смех и мнений обмен": "Понимаешь, Темирканов - гениальный пианист! - Пианист? Почему? - У него гениальное пиано!" Таким образом, концерт 10 октября можно назвать "концертом крещендо" - от несколько сомнительной первой части к прекрасному финалу. Симфония о сотворении природы была исполнена в форме "сотворения искусства". Также в рубрике:
|