Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 29 (7336) 18 - 24 июля 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Жизнь в удовольствие

Прогулка в ГМИИ "Среди красавиц и цветов"

Павел КИНИН


Накадзима Сюнпо. "Красавица со щенком". Цветная ксилография

Прошло не так много времени с момента произнесения знаменитого пророчества - и вот мы действительно дружно "обернулись" на Восток. Мы тоннами скупаем книги Мураками и Мисимы, уснащаем свои интерьеры японскими светильниками, циновками и керамикой, едим в "фаст-фудах" суши, часами осаждаем еще недавно безлюдный японский садик Центрального ботанического сада, сверяем свою жизнь с "Книгой перемен" и гороскопами и пребываем в полной уверенности, что мы что-то понимаем в многовековом японском искусстве. Даже выставка иллюстрированной японской книги XVIII - XIX веков, открывшаяся в ГМИИ им. А.С.Пушкина, традиционно считавшемся музеем западного искусства, оказалась воспринята на гребне этой волны. Названная именем одной из гравюр знаменитого Хокусая "Среди красавиц и цветов", она оказалась, с позиции зрительского восприятия, абсолютно адекватной своему названию. Небольшой 30-й зал, расположенный внизу за монументальным Греческим, вплоть до начала октября превратился в благоухающее царство утонченных бледноликих красавиц с высокими прическами, благосклонно взирающих с гравюр на чудесный маленький японский садик со струящимся по камням ручейком и источающими томный аромат экзотических цветов. И сама выставка, и садик, созданный студией ландшафтного дизайна СОГЭЦУ в центре экспозиционного пространства, обворожительно красивы. Названия иллюстрированных трактатов "Книга лояльности", "Полное иллюстрированное издание о дамских манерах и обыкновениях", "Книга о падающих звездах, изящных и вульгарных" кажутся занятными, а сами гравюры, в результате многолетней кропотливой музейной работы представленные на выставке и в сопровождающем ее каталоге, поражают мощью дальневосточного влияния на мировое искусство эпохи модерна, да и всего последующего времени. И то и другое захватывает и впечатляет. Но ни то ни другое практически ничего не говорит европейскому обывательскому взгляду о сущности японской укил-э, то есть изображения "быстротекущего мира", как, собственно, и называется представленная на выставке техника гравюры.

Утамаро. "Читающая". Ксилография

Между тем гравировальное искусство к моменту перехода от позднего Средневековья к новому времени стало самым значительным явлением японского искусства, своего рода итогом многовекового пути развития дальневосточной культуры, вобравшим в себя и постепенное изменение картины мира, и новейшие технические достижения. Время развития искусства гравюры охватывает около двух столетий. Это так называемый период Эдо (1603 - 1868) - время политической изоляции Японии от внешнего мира, консервации феодальных норм государственного устройства, строгой регламентации социальных отношений и одновременного экономического подъема городов. Одной из форм культуры нового нарождающегося городского населения и стала книжная ксилография - гравюра на дереве. И хотя техника печати с деревянных досок была известна в Японии еще с VIII века и широко применялась для распространения буддистских текстов, теперь она обрела сугубо светский облик и получила название "укил-э". В прошлом это слово означало мирскую жизнь (в отличие от монашеской), но с XVII века стало связываться с жизнью горожан, причем не просто с жизнью, а с жизнью проживаемой с удовольствием от каждого ее мгновения. Для лишенных социальных привилегий представителей "третьего сословия" такое удовольствие было связано с посещением городских кварталов развлечений, чисто плотскими радостями и площадными зрелищами. Именно им и были адресованы многочисленные пособия по рисованию, поэтические сборники, сатирические книги, а также книги о героях и буддистские трактаты, украшенные гравированными картинами.

Художественные принципы гравюры формировались на основе приемов, характерных для жанровой живописи и иллюстраций к бытописательным повестям. Монохромной с преобладанием линейного рисунка, выделением силуэта фигуры и декоративных особенностей костюма или облика животных, укил-э и вошла в появившиеся печатные издания. Постепенно совершенствовалась техника иллюстрации, росло число оттисков, появилась цветная печать, и тонкий колорит стал одним из признаков мастерства.

Гравюре посвятили свое творчество крупнейшие японские художники конца XVIII - XIX веков: Утамаро, Хокусай, Хиросигэ, Еситоси и другие, собрание произведений которых в Пушкинском музее оказалось, по отзывам специалистов, крупнейшим в Европе.

Основная заслуга в его формировании принадлежала Сергею Николаевичу Китаеву - морскому офицеру, страстно увлеченному японским искусством и покупавшему во время дальневосточных рейдов русских кораблей на рубеже XIX - XX веков все попадавшиеся ему раритеты. Преклоняясь перед мастерством Кацусика Хокусая, Китаев не только посетил его могилу, но собрал почти четвертую часть его книжной графики. Уезжая в 1916 году с семьей на лечение в Европу, коллекционер передал свои сокровища на временное хранение в Румянцевский музей. Забрать их ему уже не было суждено. И после раздела фондов расформированного в 1924 году Румянцевского музея великолепная коллекция японской графики пополнила собрание музея на Волхонке.

Сегодня перед нами лишь ее малая часть - отстраненно самодостаточная для создания художественного образа и абсолютно неотделимая от других форм жизни японского искусства: каллиграфии, живописи, архитектуры, икебаны, чайной церемонии. Ведь для японцев художественное произведение всегда было включено в контекст повседневного бытия, которое само по себе построено по канонам высочайшего искусства.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

MEMORY

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;