Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 29 (7336) 18 - 24 июля 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияБерут то, что плохо лежитСтаринные картины - самое доходное вложение капитала КРИМИНАЛНаталья КОВАЛЕВА Буквально в последние дни июня из Государственной общественно-политической библиотеки была похищена редкая книга XVII века. Директор библиотеки обратилась в ГУВД Москвы с заявлением, что один из читателей похитил "Утопию" Томаса Мора, которая оценивается специалистами в 90 тысяч рублей. По одной из версий, книгу вынес один из постоянных посетителей библиотеки. Этот случай еще раз дает понять, что кражи культурных ценностей - далеко не редкость. Более того, они считаются второй после контрабанды наркотиков проблемой международного характера. Расцвет такого рода преступлений знатоки криминальной истории объясняют отнюдь не непреодолимой страстью к искусству: просто с середины XIX века состоятельные люди причисляют культурные ценности к надежному, выгодному помещению капитала. Со временем это убеждение только крепло. Такие произведения, как знаменитые "Кувшинки" Моне, продаются с аукциона за огромные деньги (последние были недавно приобретены за 13 миллионов долларов). В книге "Фондовый рынок" Ричард и Тод Тьюлзы и Эдвард Бредли приводят таблицу доходности различных финансовых и материальных активов. Первую строку в этой таблице занимают именно картины старых мастеров, а уж потом акции, золото, бриллианты, нефть, недвижимость и облигации. Неудивительно, что только за последние три года в международный розыск по каналам Интерпола Россией объявлено более 170 произведений искусства, имеющих общемировое культурное значение. Только за январь 2002 года в Москве зарегистрировано девять таких преступлений (за тот же период прошлого года - шесть). Понятно, что как кража ценных произведений искусства, так и раскрытие таких преступлений требуют особой квалификации и особого подхода. Причем важную роль играют учет и контроль. Сейчас в ведении Гохрана находится около 500 тысяч произведений искусства, монет, предметов археологии и более двух миллионов книг, принадлежащих к разряду реституционных ценностей. Создан государственный регистр культурных раритетов, и группа экспертов постоянно отслеживает состояние базы данных, где сверяет ее с каталогами экспонатов ведущих аукционных домов. Скоро будет издан 20-томный каталог культурных ценностей, незаконно вывезенных за пределы России и находящихся в международном розыске, где будут собраны их описания и, возможно, фото- и видеоизображения. Сначала из музеев, выставочных залов, библиотек и других мест их хранения, а затем и из частных коллекций, что вообще чрезвычайно трудно. Но это необходимая мера, потому что зачастую коллекционеры с большим трудом описывают украденную у них вещь. Да что коллекционеры! Во многих музеях учет ведется неудовлетворительно, недостает квалифицированного описания экспонатов, зачастую музейными сотрудниками становятся люди, которые не в состоянии вести учет грамотно. Но международные кражи - только одна часть хищений. Много краж и нашего, российского масштаба. И если в столице крупных похищений уже давно не наблюдалось, то в музеях Санкт-Петербурга за последние 10 лет кражи были совершены 55 раз, из них три раза - в Эрмитаже. Самая громкая из них произошла в 1994 году, когда из Эрмитажа украли египетскую вазу стоимостью около миллиона долларов. Позже вазу, сделанную в III веке до нашей эры, нашли и вернули в музей. А вот недавно украденный из Эрмитажа же "Бассейн в гареме", о котором не менее широко писали, ищут до сих пор. В общей сложности в прошлом году было зарегистрировано свыше двух тысяч краж культурных ценностей, ущерб от которых, по данным вневедомственной охраны, составил около 30 миллионов рублей. Около 70 процентов всех антикварных похищений происходит из музеев, библиотек или других хранилищ. Что печально, но неудивительно. В 2001 году была снята охрана со 115 объектов культуры. А за последние три года по России охраны лишились 600 музеев. Конечно, главная причина - недостаточное финансирование. Главная, но не единственная: руководители музеев сами ненадлежащим образом относятся к проведению охранных мероприятий. Так, в прошлом году сотрудниками управления вневедомственной охраны было выдано девять тысяч предписаний по усилению охраны, из них 90 процентов не выполнено. Известно, что крадут то, что плохо лежит. Последняя раскрытая кража была совершена 29 апреля этого года, рассказали нам в пресс-службе МУРа. Из библиотеки Московского союза художников украли ценные старые издания по искусству - всего 27 тяжелых, старинных фолиантов, среди которых - знаменитая четырехтомная "Царская охота на Руси" 1913 года издания с иллюстрациями Серова, Бенуа. Похитителя вскоре задержали. Выяснилось, что один из читателей библиотеки никакого отношения к художникам не имеет, зато, как оказалось, активно читал объявления антикваров в газетах, где в столбце "Куплю" и нашел названия книг, пользующихся спросом. Потом записался в библиотеку, но книг не брал, а узнавал, что да как. Унести ценности не составило никакого труда. "Книги эти выдавались только в читальном зале, да и то с ограниченным доступом, - сообщил нам сотрудник пресс-группы МУРа Алексей Бахромеев. - Так что их было проще украсть, чем взять почитать. Хорошо, что пропажу заметили сразу. А то ведь инвентаризацию проводят редко, и бывает, что о пропаже заявляют через три года после похищения. Конечно, вероятность найти эти вещи минимальна". К сожалению, кражи историко-культурных ценностей совершают и сами хранители - люди, призванные их оберегать. Так были вынесены картины из Государственного литературного музея. По мнению милиционеров, главная проблема заключается в том, что люди, охраняющие культурные ценности, получают мизерную зарплату. Но и держатели уникальных предметов искусства тоже далеко не всегда внимательны. Особенно "не везет" в последнее время музыкальным инструментам. Так, 5 июня 2002 года в Петербурге у репетитора Мариинского театра 76-летней Ираиды Утрецкой похитили две виолончели. Неизвестный преступник через балкон проник в комнату коммунальной квартиры на улице Якубовича и похитил две старинные виолончели работы мастеров Италии и Франции. Буквально недавно и в столице из автомобиля вытащили раритетный альт, взятый музыкантом напрокат. Между тем многолетняя международная практика показывает, что продать раритетные инструменты не так-то просто. Пропажа каждого такого инструмента находится под пристальным вниманием правоохранительных органов, и найти покупателя на этот товар достаточно сложно как за границей, так и в нашей стране. В частности, прогремевшая на всю Москву кража скрипок Страдивари и Штейнера из Музея музыкальной культуры имени Глинки подтверждает это. Тогда преступники так и не смогли пристроить уникальные инструменты, и вскоре скрипки были найдены и заняли свое место в музейной витрине. В Министерстве культуры нам сообщили, что существует даже федеральная программа по сохранению культурных ценностей. Что, мол, мало-помалу они пытаются решать эти вопросы, главный из которых до боли знаком - нехватка финансирования. "Если провести ревизию, где и какие объекты не охраняются, - говорят в МУРе, - то мы получим столько заявлений, что Петровку накроет с головой. Поэтому мы работаем только по факту поступивших жалоб". Затыкаем дыры, как обычно. А здание тем временем рушится. Также в рубрике:
|