Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 29 (7336) 18 - 24 июля 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаНемного солнца из швейцарского окнаЗавершился четвертый фестиваль аутентичного музыкально-театрального искусства "Московское действо" Ольга ФИЛИППОВА
Как известно, метафорическое прорубание окон в Европу и окрестности с целью активного налаживания культурных связей издавна является одним из любимых занятий русской интеллигенции. Несколько лет назад музыканты Санкт-Петербурга лишний раз сумели доказать свое первенство в деле культурного окностроения, организовав блистательный фестиваль старинной музыки, ныне ставший одним из самых престижных в мире. Не желающая ни в чем уступать своему вечному северному сопернику, Москва сделала следующий шаг, объявив четыре года назад о создании под руководством Театра Наций фестиваля аутентичного музыкально-театрального искусства во дворцах и усадьбах столицы. Локализация культурных проектов в области старинной музыки в рамках летнего фестиваля - давняя и успешная европейская традиция. Обычно подобные мероприятия носят названия "летних академий" и совмещают концертные и учебно-просветительские функции - мастер-классы заезжих звезд вызывают здесь не меньший интерес, нежели происходящее на концертных площадках. Для молодых музыкантов такие академии - это возможность собраться для совместного музицирования под руководством опытных профессионалов, а также получить из первых уст информацию обо всех новинках и открытиях в области освоения старинной музыки.
"Московское действо" первоначально пошло по другому пути, попытавшись объединить отечественные аутентичные силы, однако выяснилось, что из-за отсутствия нормального обмена информацией и достойной материальной базы найдется не так много отечественных исполнителей, способных конкурировать с европейцами, - русский фестиваль неизбежно был обречен на однообразие. В этом году благодаря помощи швейцарского фонда "Про Гельвеция" "Московское действо" обрело статус полноценного международного фестиваля. В рамках проекта "Окно в Швейцарию" (художественный руководитель с российской стороны - Валерий Прошутинский) в музеях Кремля московской публике были представлены два замечательных молодых ансамбля - трио блокфлейт "O Henry" и Ансамбль барочной музыки "Musica Fiorita". Главными же событиями фестиваля стали выступление одного из лучших лютнистов мира Хопкинсона Смита, великолепная итальянская программа в исполнении Сюзанны Рюден (сопрано) и постановка комического зингшпиля "Продавец вина и пива" Иоганна Николауса Баха норвежским ансамблем "Берген барокк" совместно с российскими музыкантами. Почти все европейские участники провели собственные мастер-классы, а концерты проекта "Окно в Швейцарию" были показаны также в Санкт-Петербурге. Пожалуй, самым большим открытием для московской публики, не избалованной аутентичными изысками, стала удивительная разноликость старинной музыки. Равелевская диатоника ренессансных пьес Джона Болдвина, Энтони Холборна и Кристофера Тая в исполнении трио "O Henry" соседствовала с трагедийной пафосностью фантазий на гексахорд Альфонсо Феррабоско-старшего и Вильяма Деймена. Итальянское барокко XVII столетия оказалось увлекательнейшим театром персонифицированных эмоций, блистательно разыгранным Сюзанной Рюден совместно с музыкантами"Musica Fiorita", и поразило подлинным разгулом разномастной причудливости и неуловимостью акустических звуковых хитросплетений. А Хопкинсон Смит столь виртуозно перевоплотился из ренессансного лютниста-философа в первом отделении в искрометного барочного гитариста-кабальеро во втором, что всерьез рисковал потратить все оставшееся время своего пребывания в Москве на принятие восторгов москвичей, никак не желающих отпускать его со сцены. Из интересных российских проектов хотелось бы отметить выступление Ансамбля старинной музыки "Барочные солисты", исполнившего ораториальное действо "Независимая Америка, или Храм Минервы" Ф. Хопкинсона - первое сочинение в стиле барокко американского композитора, а также программу традиционного гостя фестиваля, замечательного ансамбля из Санкт-Петербурга "Мusica Petropolitana", составленную из сочинений европейских авторов, чья музыка обрела в русской культуре свою особую судьбу. Вообще же очень хочется надеяться, что старинная музыка в России вскоре выйдет за рамки фестивальной и узкопрофессиональной резервации и станет полноценной частью академической культурной традиции. Может быть, тогда, наконец, мы сможем общаться с Европой через двери, а не через окна. Также в рубрике:
|