Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7354) 21 - 27 ноября 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ЕвразияСкрытая угрозаДворцы Тавриды постепенно становятся "спецобъектами" НАСЛЕДИЕМария МАКСИМОВА
Вторая мировая война нанесла огромный ущерб культурным ценностям СССР - это мы знали всегда. И сегодня, когда мы живем в разных странах, это - наши общие потери и общая боль. Правда, насколько грандиозными были эти действительно невосполнимые утраты, мы точно узнаем лишь тогда, когда выйдут все 30 томов Сводного каталога культурных ценностей, похищенных и утраченных во время войны. К сожалению, и во вполне мирные годы музеи, которые, несмотря на "прописку", по праву называют "достоянием мировой культуры", продолжают нести утраты. Пока об этом пишут журналисты, а лет через 50 начнут создавать очередные каталоги, и томов в них, видимо, окажется немало... Искусствоведы в штатскомЖемчужину южного берега - Алупкинский дворец и парк - старается посетить каждый попавший в эти места. Когда-то хозяин имения, светлейший князь и генерал-фельдмаршал М.Воронцов, не жалел сил и средств на воплощение своего благородного замысла: приглашал лучших архитекторов и садовников, покупал ценнейшие произведения искусства, выписывал из-за границы экзотические растения... В 1929 году Алупкинское имение спасла от разорения только его всемирная слава - дворец решено было сделать музеем. Однако все последующие годы высокие советские ведомства постоянно и не без успеха посягали на национальное достояние. В 1945 году Алупкинский дворец вместе с Ливадийским передали в ведение НКВД. Так они превратились в Госдачу № 2 и спецобъект № 3. Новые хозяева не церемонились со старинной мебелью, хрусталем и книгами. Посуду использовали прямо по назначению, списывая все, что билось, попадая под горячую руку, книги забывали на пляжах, а в старинные газеты заворачивали продовольственные пайки или застилали ими пол при побелке. В 1952 году госдачу в Алупке передали под санаторий ВЦСПС. При этом умудрились все ценности музея разделить между другими хранилищами страны. И хотя впоследствии часть из них все же была водворена на место, где в конце концов вновь открыли музей, специалисты считают, что "война не нанесла столько ущерба Алупке, сколько эти перемены, и в результате экспонатов оказалось на 14 тысяч меньше, чем раньше". За семью печатямиСтатус автономной республики в составе Украины, увы, не принес облегчения музеям: государственное финансирование сведено к минимуму, великолепному парку грозят оползни с Ай-Петри, денег на реставрацию нет. С трудом наскребают средства на зарплату. А между тем Алупкинский дворец-музей кормит многих. Народ сюда валом валит, и сотрудники гордятся, что в прошлом году побили рекорд: приняли около трехсот тысяч посетителей, принесли немалый доход государству, провели не одну научную конференцию, по материалам которых издали сборники... Благо турист нынче пошел небедный - с мобильниками, видеокамерами, "мерседесами" и амбициями - без почтения и трепета разгуливает по дворянским залам и будуарам. Напуганные сотрудники музея к каким только уловкам не прибегают, чтобы обезопасить экспонаты. Например, на знаменитых алупкинских львах с недавних пор красуется надпись: "Не трогать, львы покрыты токсичным раствором", которая, надо сказать, действует безотказно. Хотя говорят, в Петергофе есть аналогичная: "По газонам не ходить, в траве водятся змеи". Алупкинский дворец - лакомый кусочек не только для алчущих работы старожилов поселка и их многочисленных гостей, но и для власть предержащих. Около года назад появились сообщения в прессе о возможной передаче дворцов-музеев, Алупкинского, Ливадийского и Массандровского, Управлению делами Президента, которое уже получило несколько элитных крымских санаториев, Крымский природный заповедник, Юсуповский дворец в Кореизе. Сообщение это произвело эффект разорвавшейся бомбы: до сих пор в печати появляются полемические публикации, проводятся митинги общественности и "круглые столы" специалистов. Один из них прошел этим летом в Массандровском дворце. Вывод сделали однозначный - превращение дворцов из государственных общедоступных мест в режимные ведомственные учреждения может привести к полному их упадку - как во времена Берии, Молотова, Кагановича. Ведь ответы на многие животрепещущие вопросы в таком случае повиснут в воздухе: каковы будут правила допуска туда научных сотрудников, а вместе с ними и посетителей, которых из года в год становится все больше, в том числе из стран Западной Европы и России, как будет осуществляться контроль за хранением бесценных экспонатов? Ситуация с дворцом в Кореизе заставляет ожидать худшего. С тех пор как он превратился в очередной объект №, для музейных работников, не говоря уже о туристах, он оказался за семью печатями. Правда, поговаривают, что в ограде вокруг дворца можно найти прорехи, сквозь которые уже заглядывали с риском для жизни пронырливые реставраторы. И выяснили, что никакой реставрацией там и не пахнем, и стоит это национальное достояние как надкусанное яблоко, не радуя ни новых хозяев, ни обывателей, алчущих встречи с прекрасным. Пропавшее кольцоСимеиз знаменит своими домами-дачами. И немудрено - еще с середины XIX века здесь строили так, чтобы ни одно архитектурное сооружение не должно было даже отдаленно напоминать остальные... У Симеиза - своя занимательная история. По легенде, в последнюю поездку Грибоедова в Крым в 1828 году он вместе с другом секунд-майором Иваном Акимовичем Мальцовым посетил этот райский уголок. Решили выкупаться, и с пальца секунд-майора в воду соскользнуло обручальное кольцо. Он был весьма удручен, и Грибоедов предложил - если Иван Акимович станет владельцем той части берега, где пропало кольцо, то оно останется его собственностью. В Симеиз стекались состоятельные дачники со всей России, здесь с особым тщанием воздвигались дома и особняки. Один из них, Хрустальный дворец, славился по всему Крыму. Этот деревянный дом со стеклянной галереей, ныне сгоревший, был собран по указанию сына Мальцова, известного общественного деятеля и промышленника Сергея Ивановича Мальцова, и доставлен сюда на лошадях из Калужской губернии. А сколько шедевров эпохи модерн было здесь построено в начале XX века. Каждый получил свое название - "Альгамбра", "Ксения", "Эльвира", "Белый Лебедь" - и почти с каждым связана своя душераздирающая любовная история, достойная пера Бунина или Зайцева. Сегодня в большинстве из этих "чудес света" располагаются коммуналки, а иные просто пустуют. Виллы "Ксения" и "Альгамбра" стоят без стекол и паркета, с изувеченными, обвалившимися фризами, карнизами, рамами и балками, с потолка постоянно сыплется труха, а порою падают и довольно тяжелые осколки архитектурных деталей, коими так изобилует стиль модерн. Складывается впечатление, что пройдет еще немного времени, и то, что создавалось с такой любовью и старанием долгие годы, канет в Лету. Хотя, как справедливо считают защитники национального достояния в Крыму, "наши драгоценные памятники истории и культуры с их невероятно богатыми духовными традициями и материальными сокровищами принадлежат не только Украине, но и всему цивилизованному человечеству". Также в рубрике:
|