Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7354) 21 - 27 ноября 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаНовый ХворостовскийИзбранные CD популярного певца Андрей ХРИПИН
В октябре Дмитрию Хворостовскому исполнилось 40. Дату, которую почему-то не принято отмечать, он встретил дома в Лондоне и даже на сцене Ковент-Гарден, где почти целый месяц (в том числе и в день своего рождения) пел злодея Франческо в "Разбойниках" Верди. В Россию он тоже летел не праздновать - работать. Должен был петь на церемонии вручения призов "ТЭФИ" и подписать эксклюзивный контракт с телеканалом "Россия" на съемку своего концерта в Кремле 8 апреля будущего года. Кроме того, в программе визита значились "закрытый концерт для бомонда" в Школе Вишневской и российская презентация новых компакт-дисков певца на фирме "Делос". Самолет приземлился вскоре после того, как бандиты захватили здание "Норд-Оста"... Подписание контракта и концерт все же состоялись, но церемония и презентация отложены до лучших времен. Сегодня мы рассказываем о новых записях Дмитрия Хворостовского. В прошлом осталась для него голландская фирма PHILIPS , обеспечившая ему мировое первенство среди баритонов и ныне вошедшая (вместе с Decca и Deutsche Grammophon ) в концерн под названием Universal . В поисках момента истины певец подарил свое лицо и голос американской компании Delos . У нас лейбл "Делоса" практически неизвестен, но, думается, имени Хворостовского будет вполне достаточно, чтобы раскрутить этот бренд на российском аудиорынке. Делос - остров в Эгейском море, где, согласно некоторым древнегреческим мифам, родился Аполлон - покровитель искусств и медицины. Сегодня "Делос", основанный в 1973 году фанатом своего дела Амелией Хейгуд, базируется в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе и представляет собой солидную независимую фирму средней руки. Профиль компании - популярная классика (вплоть до "хайлайтсовых" компиляций и смежных жанров) и, за исключением Хворостовского и Рене Флеминг, вполне узнаваемые звезды второй линии (певцы Арлен Оже, Алессандра Марк, Эва Подлещ, Натали Штуцман, дирижер Эндрю Литтон) - всё в броской дизайнерской обертке. Если Вивальди, то обязательно "Времена года", если Моцарт, то "Любимые адажио", если Чайковский, то Серенада для струнных и "Времена года". Танго Пьяццолы, Вальсы Шостаковича, популярные скрипичные пьесы Крейслера. На фоне Второй и Третьей симфоний Малера изысканными раритетами кажутся Реквием Дворжака или вокальная симфония Вила-Лобоса "Леса Амазонки" с той же Флеминг. Особый специалитет "Делоса" - русская серия, которую активно раскручивает дирижер Константин Орбелян, еще одно лицо "Делоса", художественный руководитель Камерного оркестра России. Названия многих СД напоминают о супермаркете: Vodka&Caviar ("Водка и икра" - избранные оркестровые шлягеры Чайковского, Бородина и Хачатуряна), Showpieces&Enсores ("Шлягеры и бисы"), Kremlin Christmas ("Кремлевское Рождество"), Russian Soul ("Русская душа") и т.д. Не спорим - скорее, соглашаемся, что эффектный фантик и вправду необходим в условиях рынка, чтобы рентабельно продавать эту самую русскую душу, как красную икру, килограммами. Кроме Хворостовского, через "Делос" успели пройти и другие узнаваемые в мире русские музыканты. На обложке оперы "Алеко" на фоне зеленоглазого Василия Герело красуется в красном платье "московская Тебальди" Ольга Гурякова, также записавшая на фирме альбомы русских и итальянских арий. Трудно удержаться от соблазна купить сольные диски Галины Горчаковой и меццо-сопрано Марины Домашенко - столь зазывно обольщают оперные красотки потенциального покупателя со своих эффектных обложек. Чудо как поэтичен портрет Юлии Красько со скрипкой. Ну а новые диски Хворостовского и вовсе как вкусный пирожок - так и подмывает купить и если не съесть все сразу, то хотя бы понадкусывать. Чайковский. "Пиковая дама". Избранные сценыС синего фона обложки смотрит узнаваемая игральная карта с дамой пик в турецком тюрбане - такие карты были у нас в ходу в советское время, помню, как брали их в поезд или на пляж. Эта запись открывает на "Делосе" серию оперных монтажей с целью втиснуть все произведение в один диск. Хозяйка фирмы подчеркивает в сопроводительной аннотации, что Great Scenes Series в корне отличается от привычных Highlights стремлением передать развитие драмы, но во всяком случае микст "Пиковой дамы" противоречит этим утверждениям. В хронометраж одного диска не вместились весьма важные для развития драмы фрагменты да и просто популярные шлягеры - такие, как, например, дуэт Лизы и Полины или Пастораль. В образе Елецкого Хворостовский, как всегда, на своем месте и на сей раз в звездной компании Елены Образцовой, Сергея Ларина, Елены Прокиной и Василия Герело. Елецкий - одна из знаковых ролей артиста, и сегодня благородный князь возмужал вместе с Хворостовским: это уже не столько красиво поющий и любующийся своим лирическим тембром юноша, сколько страстный мужчина и глубоко страдающий драматический баритон, перешедший на более темные краски. Верди. АрииПо собственному признанию Хворостовского, ему всегда было скучно петь бельканто. С младых ногтей у артиста имелись стратегия и тактика планомерного освоения драматического репертуара. Главным композитором его жизни стал Джузеппе Верди, а образы Родриго ди Поза и Жермона так же прочно слились с его творческим обликом, как Онегин, Елецкий или Дон Жуан. Путеводной звездой всегда сиял Риголетто, и этот рубикон он перешел впервые в 2000 году в Москве в Новой Опере под управлением Колобова и вскоре после этого в Хьюстоне. Долго сдерживал себя, чтобы не петь "Трубадур" и "Бал-маскарад", но в прошлом сезоне наконец позволил себе выйти на сцену своего любимого Ковент-Гарден графом ди Луна, а Ренато должен петь в нынешнем - в чикагской Лирик Опера. После Риголетто баритону, как говорится, не страшно уже ничего, и на подходе у Хворостовского Симон Бокканегра, эпохальная роль, за которую брались преимущественно героические баритоны в возрасте. Вердиевский сборник "Делоса" почти целиком состоит из фрагментов драматических партий. Хворостовский осваивает новые пространства и впервые прикасается к новым для себя героям: Яго ("Отелло"), Станкар ("Стиффелио"), Дон Карлос ("Эрнани"), Набукко, Ренато, а также закрепляет свое представление об уже спетых на сцене Риголетто, ди Луна и Франческо ("Разбойники"). Чувствуется, что оперы Верди - самый любимый репертуар певца, и сегодня он предстает в нем зрелым мастером на вершине возможностей. Здесь всё на высшем уровне - нечеловеческая музыкальность, технически безупречный вокал, прекрасный итальянский стиль и язык. Но это не новость - Хворостовский нас к этому приучил. Неожиданностью стала типология его новых персонажей - злодеев-узурпаторов и коварных завистников, философствующих правителей и страдающих отцов. Passione di Napoli. Неаполитанские песниВ детстве он обожал слушать неаполитанские песни в исполнении Карузо, Тито Скипа и Марио Ланца и тоже хотел петь тенором, но стал самым известным русским баритоном. Сделать неаполитанскую программу Хворостовский мечтал давно, уверенности ему придавал тот факт, что неаполитанские песни с большим успехом исполняли не только тенора, но и великие баритоны прошлого - Титта Руффо, Тито Гобби и Джино Беки. Перечислять программу диска бессмысленно - это полный джентльменский набор неаполитанских песен, без которых мы не можем представить нашу жизнь: от "Санта Лючии" и "Скажите, девушки..." до "Вернись в Сорренто" и "Моего солнышка". Хворостовский не пытается актерствовать и быть до неузнаваемости разным в каждом новом треке - он просто поет свою любовь к этой упоительной музыке. Причем поет на неаполитанском диалекте, который тщательно осваивал не без помощи своей жены Флоренс, итальянки по происхождению. I Met You My Love - "Я встретил вас". Старинные русские романсыЧетвертый из пяти новых дисков Хворостовского посвящен его отцу, инженеру-химику и певцу-любителю, благодаря которому в отчем доме всегда звучала хорошая музыка, - Александр Степанович очень любил петь старинные русские романсы в кругу семьи. Любовь к романсу передалась и сыну, но именно в этой сфере артиста ожидало первое профессиональное испытание - один из его первых творческих проектов в Москве в начале 90-х, моноспектакль "Дорога", завершился сокрушительным фиаско из-за неудачной режиссуры. "Земную жизнь пройдя до половины", Хворостовский, подобно герою романса "Гори, гори, моя звезда", вновь обратился к заветной теме. С обложки смотрит красавец-мужчина: серебристые волосы, красная рубаха, все тот же знакомый проницательный и проникающий взор - и дымчатый профиль таинственной незнакомки Флоренс на заднем плане. Темой диска можно считать вечный сюжет о жизни, любви и смерти. "Я встретил вас", "Нет, не тебя так пылко я люблю", "Только раз", "Ночь светла", "Я помню вальса звук прелестный", "О если б мог выразить в звуке", "Не пробуждай воспоминаний", "Утро туманное" - каждая из этих фресок ложится отдельной главой в повесть о странствиях человеческой души в поисках счастья. Страшным memento mori звучит в точке золотого сечения баллада Булахова на стихи Мея "В поле широком", и потом уже невозможно отделаться от ощущения этой жути... Как часто старинный русский романс поется пошло и вульгарно, с ложным надрывом или дешевым мелодраматизмом, и еще чаще - как часть ресторанного обихода. Хворостовский производит решительную дезинфекцию жанра и поет старинный романс как настоящую классику. Нежно и деликатно. Изысканному впечатлению способствуют приятные аранжировки Евгения Стецюка и удачный симбиоз звучания камерного симфонического оркестра с квинтетом народных инструментов (домра, гусли, баян, бас-балалайка, синтезатор). На пользу диску даже то, что он записан почти спонтанно, всего за три дня - что называется, "на одном дыхании" - но именно это, как показалось, и усиливает концентрацию личностной ауры артиста на "единицу звучания". "Где же вы теперь, друзья-однополчане...". Песни военных лет.Эти песни - наша биография, наша боль, наша память. Когда-то Людмила Гурченко почувствовала, что настал момент вспомнить о них. Сегодня, много лет спустя, это сделал Дмитрий Хворостовский, причем с русскими военными песнями благодаря ему теперь познакомится весь мир. И это, конечно, поступок гражданина и патриота, а не только певца. Как сегодня петь эти песни - каким голосом, в какой манере? Вот что больше всего тревожило артиста. В России богатые и разнообразные традиции исполнения песен военной поры. Кто-то пел их без голоса, одной душой - как Бернес или Шульженко, кто-то, как Кобзон, - с глянцевым советским пафосом, но ни то ни другое не подходило нашему герою. Хворостовский нашел свое - и это надо обязательно услышать, поскольку это что-то совершенно новое и неповторимое. * * *Все записи (кроме "Военных песен", работа над которыми шла на "Мосфильме") осуществлены в Большом зале Московской консерватории, славящемся своей акустикой. И аккомпанируют Хворостовскому тоже русские оркестры. Под управлением Орбеляна "Русская Филармония" и Камерный оркестр России играют где-то лучше, где-то хуже, но как минимум это не мешает слушать голос и наслаждаться инструментальной фразировкой певца, хотя в прелюдиях, проигрышах и кодах басы бухают немилосердно - особенно это раздражает на неаполитанском диске. Более тонко дирижирует Верди Марио Бернарди, признанный оперный и симфонический дирижер из Канады. О том, что окружает Хворостовского на новых дисках, можно спорить с переменным успехом до бесконечности, но бесспорно одно - певец подобного ранга достоин лучшего аккомпанемента, но в том, видимо, и состоит эксперимент. Также в рубрике:
|