Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 47 (7354) 21 - 27 ноября 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Новый Хворостовский

Избранные CD популярного певца

Андрей ХРИПИН
Фото Евгения БУРМИСТРОВА


Д.Хворостовский

В октябре Дмитрию Хворостовскому исполнилось 40. Дату, которую почему-то не принято отмечать, он встретил дома в Лондоне и даже на сцене Ковент-Гарден, где почти целый месяц (в том числе и в день своего рождения) пел злодея Франческо в "Разбойниках" Верди. В Россию он тоже летел не праздновать - работать. Должен был петь на церемонии вручения призов "ТЭФИ" и подписать эксклюзивный контракт с телеканалом "Россия" на съемку своего концерта в Кремле 8 апреля будущего года. Кроме того, в программе визита значились "закрытый концерт для бомонда" в Школе Вишневской и российская презентация новых компакт-дисков певца на фирме "Делос". Самолет приземлился вскоре после того, как бандиты захватили здание "Норд-Оста"...

Подписание контракта и концерт все же состоялись, но церемония и презентация отложены до лучших времен.

Сегодня мы рассказываем о новых записях Дмитрия Хворостовского.

В прошлом осталась для него голландская фирма PHILIPS , обеспечившая ему мировое первенство среди баритонов и ныне вошедшая (вместе с Decca и Deutsche Grammophon ) в концерн под названием Universal . В поисках момента истины певец подарил свое лицо и голос американской компании Delos .

У нас лейбл "Делоса" практически неизвестен, но, думается, имени Хворостовского будет вполне достаточно, чтобы раскрутить этот бренд на российском аудиорынке. Делос - остров в Эгейском море, где, согласно некоторым древнегреческим мифам, родился Аполлон - покровитель искусств и медицины. Сегодня "Делос", основанный в 1973 году фанатом своего дела Амелией Хейгуд, базируется в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе и представляет собой солидную независимую фирму средней руки. Профиль компании - популярная классика (вплоть до "хайлайтсовых" компиляций и смежных жанров) и, за исключением Хворостовского и Рене Флеминг, вполне узнаваемые звезды второй линии (певцы Арлен Оже, Алессандра Марк, Эва Подлещ, Натали Штуцман, дирижер Эндрю Литтон) - всё в броской дизайнерской обертке. Если Вивальди, то обязательно "Времена года", если Моцарт, то "Любимые адажио", если Чайковский, то Серенада для струнных и "Времена года". Танго Пьяццолы, Вальсы Шостаковича, популярные скрипичные пьесы Крейслера. На фоне Второй и Третьей симфоний Малера изысканными раритетами кажутся Реквием Дворжака или вокальная симфония Вила-Лобоса "Леса Амазонки" с той же Флеминг.

Особый специалитет "Делоса" - русская серия, которую активно раскручивает дирижер Константин Орбелян, еще одно лицо "Делоса", художественный руководитель Камерного оркестра России. Названия многих СД напоминают о супермаркете: Vodka&Caviar ("Водка и икра" - избранные оркестровые шлягеры Чайковского, Бородина и Хачатуряна), Showpieces&Enсores ("Шлягеры и бисы"), Kremlin Christmas ("Кремлевское Рождество"), Russian Soul ("Русская душа") и т.д. Не спорим - скорее, соглашаемся, что эффектный фантик и вправду необходим в условиях рынка, чтобы рентабельно продавать эту самую русскую душу, как красную икру, килограммами.

Кроме Хворостовского, через "Делос" успели пройти и другие узнаваемые в мире русские музыканты. На обложке оперы "Алеко" на фоне зеленоглазого Василия Герело красуется в красном платье "московская Тебальди" Ольга Гурякова, также записавшая на фирме альбомы русских и итальянских арий. Трудно удержаться от соблазна купить сольные диски Галины Горчаковой и меццо-сопрано Марины Домашенко - столь зазывно обольщают оперные красотки потенциального покупателя со своих эффектных обложек. Чудо как поэтичен портрет Юлии Красько со скрипкой. Ну а новые диски Хворостовского и вовсе как вкусный пирожок - так и подмывает купить и если не съесть все сразу, то хотя бы понадкусывать.

Чайковский. "Пиковая дама". Избранные сцены

С синего фона обложки смотрит узнаваемая игральная карта с дамой пик в турецком тюрбане - такие карты были у нас в ходу в советское время, помню, как брали их в поезд или на пляж. Эта запись открывает на "Делосе" серию оперных монтажей с целью втиснуть все произведение в один диск. Хозяйка фирмы подчеркивает в сопроводительной аннотации, что Great Scenes Series в корне отличается от привычных Highlights стремлением передать развитие драмы, но во всяком случае микст "Пиковой дамы" противоречит этим утверждениям. В хронометраж одного диска не вместились весьма важные для развития драмы фрагменты да и просто популярные шлягеры - такие, как, например, дуэт Лизы и Полины или Пастораль. В образе Елецкого Хворостовский, как всегда, на своем месте и на сей раз в звездной компании Елены Образцовой, Сергея Ларина, Елены Прокиной и Василия Герело. Елецкий - одна из знаковых ролей артиста, и сегодня благородный князь возмужал вместе с Хворостовским: это уже не столько красиво поющий и любующийся своим лирическим тембром юноша, сколько страстный мужчина и глубоко страдающий драматический баритон, перешедший на более темные краски.

Верди. Арии

По собственному признанию Хворостовского, ему всегда было скучно петь бельканто. С младых ногтей у артиста имелись стратегия и тактика планомерного освоения драматического репертуара. Главным композитором его жизни стал Джузеппе Верди, а образы Родриго ди Поза и Жермона так же прочно слились с его творческим обликом, как Онегин, Елецкий или Дон Жуан. Путеводной звездой всегда сиял Риголетто, и этот рубикон он перешел впервые в 2000 году в Москве в Новой Опере под управлением Колобова и вскоре после этого в Хьюстоне. Долго сдерживал себя, чтобы не петь "Трубадур" и "Бал-маскарад", но в прошлом сезоне наконец позволил себе выйти на сцену своего любимого Ковент-Гарден графом ди Луна, а Ренато должен петь в нынешнем - в чикагской Лирик Опера. После Риголетто баритону, как говорится, не страшно уже ничего, и на подходе у Хворостовского Симон Бокканегра, эпохальная роль, за которую брались преимущественно героические баритоны в возрасте.

Вердиевский сборник "Делоса" почти целиком состоит из фрагментов драматических партий. Хворостовский осваивает новые пространства и впервые прикасается к новым для себя героям: Яго ("Отелло"), Станкар ("Стиффелио"), Дон Карлос ("Эрнани"), Набукко, Ренато, а также закрепляет свое представление об уже спетых на сцене Риголетто, ди Луна и Франческо ("Разбойники"). Чувствуется, что оперы Верди - самый любимый репертуар певца, и сегодня он предстает в нем зрелым мастером на вершине возможностей. Здесь всё на высшем уровне - нечеловеческая музыкальность, технически безупречный вокал, прекрасный итальянский стиль и язык. Но это не новость - Хворостовский нас к этому приучил. Неожиданностью стала типология его новых персонажей - злодеев-узурпаторов и коварных завистников, философствующих правителей и страдающих отцов.

Passione di Napoli. Неаполитанские песни

В детстве он обожал слушать неаполитанские песни в исполнении Карузо, Тито Скипа и Марио Ланца и тоже хотел петь тенором, но стал самым известным русским баритоном. Сделать неаполитанскую программу Хворостовский мечтал давно, уверенности ему придавал тот факт, что неаполитанские песни с большим успехом исполняли не только тенора, но и великие баритоны прошлого - Титта Руффо, Тито Гобби и Джино Беки.

Перечислять программу диска бессмысленно - это полный джентльменский набор неаполитанских песен, без которых мы не можем представить нашу жизнь: от "Санта Лючии" и "Скажите, девушки..." до "Вернись в Сорренто" и "Моего солнышка". Хворостовский не пытается актерствовать и быть до неузнаваемости разным в каждом новом треке - он просто поет свою любовь к этой упоительной музыке. Причем поет на неаполитанском диалекте, который тщательно осваивал не без помощи своей жены Флоренс, итальянки по происхождению.

I Met You My Love - "Я встретил вас". Старинные русские романсы

Четвертый из пяти новых дисков Хворостовского посвящен его отцу, инженеру-химику и певцу-любителю, благодаря которому в отчем доме всегда звучала хорошая музыка, - Александр Степанович очень любил петь старинные русские романсы в кругу семьи. Любовь к романсу передалась и сыну, но именно в этой сфере артиста ожидало первое профессиональное испытание - один из его первых творческих проектов в Москве в начале 90-х, моноспектакль "Дорога", завершился сокрушительным фиаско из-за неудачной режиссуры. "Земную жизнь пройдя до половины", Хворостовский, подобно герою романса "Гори, гори, моя звезда", вновь обратился к заветной теме. С обложки смотрит красавец-мужчина: серебристые волосы, красная рубаха, все тот же знакомый проницательный и проникающий взор - и дымчатый профиль таинственной незнакомки Флоренс на заднем плане.

Темой диска можно считать вечный сюжет о жизни, любви и смерти. "Я встретил вас", "Нет, не тебя так пылко я люблю", "Только раз", "Ночь светла", "Я помню вальса звук прелестный", "О если б мог выразить в звуке", "Не пробуждай воспоминаний", "Утро туманное" - каждая из этих фресок ложится отдельной главой в повесть о странствиях человеческой души в поисках счастья. Страшным memento mori звучит в точке золотого сечения баллада Булахова на стихи Мея "В поле широком", и потом уже невозможно отделаться от ощущения этой жути...

Как часто старинный русский романс поется пошло и вульгарно, с ложным надрывом или дешевым мелодраматизмом, и еще чаще - как часть ресторанного обихода. Хворостовский производит решительную дезинфекцию жанра и поет старинный романс как настоящую классику. Нежно и деликатно. Изысканному впечатлению способствуют приятные аранжировки Евгения Стецюка и удачный симбиоз звучания камерного симфонического оркестра с квинтетом народных инструментов (домра, гусли, баян, бас-балалайка, синтезатор). На пользу диску даже то, что он записан почти спонтанно, всего за три дня - что называется, "на одном дыхании" - но именно это, как показалось, и усиливает концентрацию личностной ауры артиста на "единицу звучания".

"Где же вы теперь, друзья-однополчане...". Песни военных лет.

Эти песни - наша биография, наша боль, наша память. Когда-то Людмила Гурченко почувствовала, что настал момент вспомнить о них. Сегодня, много лет спустя, это сделал Дмитрий Хворостовский, причем с русскими военными песнями благодаря ему теперь познакомится весь мир. И это, конечно, поступок гражданина и патриота, а не только певца. Как сегодня петь эти песни - каким голосом, в какой манере? Вот что больше всего тревожило артиста. В России богатые и разнообразные традиции исполнения песен военной поры. Кто-то пел их без голоса, одной душой - как Бернес или Шульженко, кто-то, как Кобзон, - с глянцевым советским пафосом, но ни то ни другое не подходило нашему герою. Хворостовский нашел свое - и это надо обязательно услышать, поскольку это что-то совершенно новое и неповторимое.

* * *

Все записи (кроме "Военных песен", работа над которыми шла на "Мосфильме") осуществлены в Большом зале Московской консерватории, славящемся своей акустикой. И аккомпанируют Хворостовскому тоже русские оркестры. Под управлением Орбеляна "Русская Филармония" и Камерный оркестр России играют где-то лучше, где-то хуже, но как минимум это не мешает слушать голос и наслаждаться инструментальной фразировкой певца, хотя в прелюдиях, проигрышах и кодах басы бухают немилосердно - особенно это раздражает на неаполитанском диске. Более тонко дирижирует Верди Марио Бернарди, признанный оперный и симфонический дирижер из Канады. О том, что окружает Хворостовского на новых дисках, можно спорить с переменным успехом до бесконечности, но бесспорно одно - певец подобного ранга достоин лучшего аккомпанемента, но в том, видимо, и состоит эксперимент.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;