Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7354) 21 - 27 ноября 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноТри поколения в поисках дедушкиИтоги "Кинотаврика"-2 Анастасия МАШКОВА
Пока "Кинотаврик" ищет свое лицо. Но все-таки неплохо было бы спарить в его конкурсе два жюри - детское и взрослое. Результат был бы ценнее, был бы некий опережающий эффект, ведь явно, что иные авторы фильмов и дети-актеры еще покажут себя во взрослом разряде. Во всяком случае, могут показать. К сожалению, на фестиваль этого года не слишком много взрослых гостей удалось добыть, буквально считанные взрослые приехали. И все же "Кинотаврику" ни в коем случае нельзя смиряться со своей наметившейся провинциальной судьбой. Во всяком случае, очень обидно, что в рамках фестиваля не прошло ни одной полноценной пресс-конференции. Общение гостей и журналистов было исключительно кулуарным, а стало быть - и не совсем обязательным. Лики юной любви
Конкурсная программа "Кинотаврика" отмечена всеми фирменными чертами международных фестивальных проектов группы "Кинотавр". В этом году она была и разнообразнее, и убедительнее по части художественных достоинств, чем предыдущая, дебютная. Стиль выдержан: ставка делается на европейское кино, причем кино, я бы сказала так, - серединное. Это не экстремумы кинопроцесса, но мейнстрим - как по части художества, авторской политики, так и по тому слою жизни, быта и бытия, на который направлен фокус фестивальной программы. В этом неоспоримое достоинство кинотавровских "Ликов любви", то, за что "Лики" приняли и оценили не только специалисты, но и "просто публика". Панорама разнообразных жизненных укладов, устоявшаяся, добротная в своей основе повседневность и калейдоскоп психологических коллизий на основе самых простых формул: "я люблю, но меня не любят, я хочу, но меня не хотят". И так далее, эти элементарные составляющие сюжета легко исчерпать в перечислении, но никогда нельзя заиграть. Хватит не только на "Фестиваль о любви мужчины и женщины", но и еще на энное количество конкурсных программ совсем под другими девизами. Международную программу "Кинотаврика" я бы назвала так - "Лики юной любви". Но здесь же выявилось и одно любопытное отличие. Детские фильмы правдивее, жестче. Те фильмы из Европы, из Скандинавии, в частности, что присутствуют на "Ликах", всегда имеют в виду развлечение, отдохновение для взрослого зрителя. Проще говоря, они в большей или меньшей степени тяготеют к мелодраме. Для младшей аудитории кинематографисты из тех же стран снимают с упором на воспитательный момент. И выясняется, что быт, место действия уже не столь уютно, что проблема "где же им встречаться и на что" существует и у тамошних отроков, и отроковиц. И более того, выясняется, что от любви бывают не только разнообразные радости, но и шрамы, долги на всю жизнь. Особенно, если это первая любовь. А иногда еще от любви бывают дети. Причем несколько чаще, чем этого хотели бы взрослые. Весь скандинавский блок конкурса так или иначе варьировал эту тему. С полным пониманием ответственности взрослых даже не за поступки, но за то, "как" мы формулируем информацию об определенных сторонах взрослой жизни, - в фильме "Письма кошке" Кристины Олофсон. Тринадцатилетняя девочка узнает, что в сущности ее появление на свет было совершенно случайным делом, очередным сумасбродным поступком сумасбродной мамы. А теперь придется пережить историю с "как бы желанным" ребенком второй раз, потому что мать вновь беременна и вновь не замужем. И совершенно как в сказке, юная героиня встречает добрую волшебницу, подправляющую когда поступком, когда нужными и верными словами непростые реалии. Если уж тебе суждено появиться на свет, значит, кому-то ты на этом свете нужен. Ну вот хотя бы беспризорной кошке и тоскующей без любимого зверька девочке-сверстнице. Для ребенка эта история, может быть, слишком сложна, но сам факт возникновения подобной темы и тон разговора говорят о многом. Или норвежские "Шрамы" (реж. Ларс Берг), фильм о том, как уходит навсегда главный человек в мире тринадцатилетнего подростка - его брат. И как лучшему другу он оставляет мальчику миссию: объяснить их общей маме, что она теперь еще и бабушка, что у брата была любимая девушка и будет ребенок. Сложная ситуация, тем более что у тринадцатилетнего мальчишки уже накопился изрядный негатив по отношению к противоположному полу - от одноклассниц до мамы. Тринадцатилетний мальчик из "Юной любви" финна Арно Лехкамо влюблен во взрослую девушку, влюблен настолько сильно, что считает ее "супер" и продвигает на фотомодельном рынке. Уроки фотографии ему дает школьный учитель, забавный старик, про которого всем вокруг известно, что он "голубой" и "коммуняка". После общего триумфа - возлюбленная становится победительницей конкурса красоты - мальчик сопровождает ее на суперзвездную вечеринку, а потом обнаруживает в постели с продюсером повзрослее и покруче, чем он сам. Срыв помогает пережить "голубой" друг, только не подумайте плохого: он и сам, оказывается, по малолетству обжегся на девушках, знает что к чему. Главное - любимое дело, то есть верная камера и репортерские задатки, а новая модель... Муза-сверстница появляется в финале. И уж совсем экстравагантный вариант представлен в датской "Летающей бабушке": здесь маленькая героиня отправляется не на поиски папы, а даже дедушки. Самое удивительное, что этот легендированный отец семейства все-таки находится. Во всех отношениях легкая и крылатая "Бабушка" датских диджеев и режиссеров М.Викке и С.Расмуссена сделана для поливозрастной аудитории, это эксцентрическая музыкальная комедия, восходящая к французскому мюзиклу, к той его линии, что идет от Жака Деми до Франсуа Озона. Поют полицейские и авиадиспетчеры при исполнении, самолеты летают по небу, а троллейбусы пересекают пространства городов как посланцы любви, а не как транспортные средства. Очень изящная картина, с безупречно выдержанной мерой условности и тонким пониманием жанра. Встает закономерный вопрос: а насколько все эти произведения детские? Совершенно точно, что ту дозу "обнаженки", что есть в "Юной любви", маленькие зрители каждый вечер получают перед телевизионным экраном. Тут о другой степени взрослости можно поспорить. Проще и циничнее стало детское кино, вернее - реалистичнее. Жесткие, динамичные, сделанные с явной установкой на преодоление первых любовно-семейно-социальных передряг и на здоровый эгоцентризм "Юная любовь" и наш "Спартак и Калашников" Андрея Прошкина были на ура приняты сегодняшними юными зрителями. А те, кто постарше, откликнулись на неизбывную грусть "Шрамов". Там удалось то редкое, что притягивало в нашем давнем подростковом кино, в лентах Асановой, Долинина, Приемыхова, в "Ста днях после детства": тихая боль взросления. Потом будут другие встречи, шрамы, песни. Но эти - первые. Такое нежное, через себя самого припоминание детского опыта, ностальгическое воспевание чего-то очень банального, даже смешного, но для тебя лично, для твоего поколения уникального, неповторимого... Это в кино случается теперь реже, хотя и сняты многие барьеры и раскрыты самые рисковые темы. Не та ностальгияСеанс подлинного возвращения в детство случился на фильме Вацлава Ворличека "Мах, Шебестова и волшебный телефон". Чех Вацлав Ворличек известен у нас давно: автор "Трех орешков для Золушки" и "Румбурака". Эти картины - из детства нынешних тридцатилетних. Смотришь его фильм 2001 года - все то же самое! И знаменитая пани Стелла Зазворкова, снимавшаяся почти в каждой детской ленте чехословацкого кино, изменилась совсем немного, просто от ролей мам на роли бабушек перешла, и реквизит студии "Баррандов", кажется, не изменился с 70-х. И детям опять-таки нравится точно так же, как встарь! Универсальное кино, вероятно, то, которое предназначено самым маленьким. Создали чехи традицию, выжила она? Да, но не все так просто. Совершенно иные результаты дал параллельный показ фильмов фестиваля в Краснодаре, в кинотеатре "Аврора". Там по итогам продажи билетов приз зрительских симпатий получила совместная лента голландских и английских кинематографистов "Том и Томас" Эсме Ламмерс. Лента, в сущности, интернациональная не по прописке, но по посланию, картинке, способу производства. Типовой фильм, выпускаемый Голливудом под каждые рождественские каникулы. Приблизительно уж месяц, как "Том и Томас" вышел в широкий российский прокат, пользуется успехом. Куда уж нам да чехам соревноваться с такими киносказками! Во время фестиваля довелось поговорить с режиссером фильма "Повелитель луж" Сергеем Русаковым. Про судьбу своей картины он сказал лишь одно: снимал "Повелителя луж" пять лет. Что еще можно добавить к вопросу о трудностях российских режиссеров-сказочников? Да и прокат у его фильма куда как скромнее, нежели у аналогичных зарубежных лент. И все-таки снимать, продвигать, рекламировать, всячески поддерживать наше детское кино надо. Не из банальных соображений про поддержку отечественного производителя. Вот, например, придумали и провели фестиваль "Кинотаврик", и выяснилось, что в существовании любой национальной кинематографии без детского кино - никак. Панорама, ретроспектива самой выдающейся кинодержавы приобретает новые краски от наличия детского кино. Казалось бы, многое похоже, но нет объема, нет перспективы. Нет образов будущего этого кино. Также в рубрике:
|