Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7354) 21 - 27 ноября 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияПредмет для обсуждения"Основы православной культуры": от первого класса до последнего ОБРАЗОВАНИЕАнна СЕЛИВАНОВА В июле 1999 года в подведомственные образовательные учреждения и органы управления пришло рекомендательное письмо "О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений" за подписью министра образования РФ В.М. Филиппова. Необходимыми условиями религиозного обучения были признаны согласие родителей, а по достижении 14-летнего возраста самостоятельное решение подростка, и указание религиозной организации с приложением учредительных документов. Затем Минобразование поддержало предложение Русской Православной Церкви (РПЦ) ввести в образовательную программу средней школы курс "Основы православной культуры". Сегодня этот курс преподается в ряде московских и региональных школ, но спор вокруг нововведения разгорается все сильнее. Защитники инициативы заявляют, что "Основы православной культуры" - не тот вероучительный предмет, который когда-то называли Законом Божьим. По утверждению церковных и государственных мужей, его изучение не предполагает принадлежности к определенной конфессии, а лишь позволяет понять суть и духовную основу православной веры, а также место и роль Церкви в отечественной истории и национальном искусстве. "Насильно вводить в среднюю школу Закон Божий, конечно, нельзя, - говорит заведующий сектором церковно-приходского образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви отец Игорь Киреев. - Станет ребенок верующим или нет - это дело его и его родителей. Но дать учащимся представление о том, что такое православие, необходимо, потому что без него человек невежественен по отношению к своей культуре". Главная задача курса определяется двояко. Он призван, во-первых, восполнить пробел в гуманитарном образовании учащихся, посвятив их в знание христианской традиции, во-вторых - познакомить с системой религиозных нравственных ценностей, дав возможность самостоятельно сделать этический выбор. Казалось бы, польза того и другого очевидна, особенно если учесть, что изучение предмета предполагается строить на добровольной основе. Полемика о введении курса "Основы православной культуры" в государственных школах приобрела драматичный накал после выступления Патриарха Алексия II на Десятых Международных рождественских образовательных чтениях, в котором глава РПЦ подчеркнул необходимость расширения сотрудничества Церкви и государственной системы образования, сказав и о том, что "пришла пора распространить опыт преподавания "Основ православной культуры" на все государственные школы России". Это высказывание вызвало резкий протест депутатов Думы, представляющих фракции "Яблоко" и СПС, а также поддержавшего их спикера Госдумы Геннадия Селезнева. Суть возражений представить несложно: введение "Основ православной культуры" оскорбительно для представителей других религий и конфессий, а также для неверующих. Атеистическое общество Москвы (АтОМ) уже выразило возмущение решением Министерства образования Московской области, которое в ноябре 2001 года заключило с Московской епархией РПЦ договор о введении преподавания "Основ православной культуры" в школах региона. По мнению московских атеистов, договор нарушает ряд положений Конституции РФ, Федерального закона "Об образовании", Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", а также международных актов. Руководство АтОМа объявило о намерении подать судебный иск и составило открытое письмо к Президенту РФ. Каково же мнение представителей других конфессий? В Московском буддийском центре не только поддерживают инициативу Православной Церкви, но и сами в перспективе не исключают возможность организации факультативов при нескольких столичных школах. Против введения "Основ православной культуры" в школьную программу не возражает и председатель Конгресса еврейских религиозных организаций раввин Зиновий Коган: "Православие для русского человека, безусловно, может стать основой нравственности, поскольку оно наиболее тесно связано с его национальной культурой. Что касается принуждения к вере, то, на наш взгляд, никакой угрозы насилия над личностью новое знание не представляет. Оно лишь поможет ребенку глубже понять традиции своего народа". По мнению раввина, система образования не должна ждать, когда к подобным действиям созреют другие конфессии. С ним не согласен заведующий отделом по работе с местными религиозными организациями Духовного управления ислама А.Садриев, считающий, что одновременно с православием в школу должны прийти мусульманство, иудаизм и буддизм. Однако представители ислама с пониманием относятся к инициативе РПЦ и отнюдь не намерены ей препятствовать. Что касается нарушения правовой основы государственного образования, то и этому аргументу атеистов при желании можно найти отвод. Согласно российскому законодательству образование в нашей стране должно иметь "светский", то есть неклерикальный характер. Но поскольку введение факультативного курса вовсе не устанавливает обязательное исповедание и отправление религиозного культа, речь об утрате средней школой звания "светского" учреждения не идет. Мало того, в соответствии с п.4 ст.5 Закона "О свободе совести и..." даже введение в государственной школе Закона Божьего по просьбе учеников и родителей не противоречило бы правовым нормам. А стало быть, и здесь все вроде бы гладко. Однако, на мой взгляд, прежде чем приветствовать нововведение или протестовать против него, нужно получить представление о реальном содержании курса. Православие - это в первую очередь религия, то есть мировоззрение, и только во вторую - искусство, история, традиция, то есть культура. Основы вероучения в программе данного курса будут заложены непременно, ибо без них невозможно понять содержания православной культуры. Но здесь возникает первый принципиально важный вопрос. О религиозном мировоззрении учащемуся можно рассказать, а можно его этому мировоззрению научить. Если преподавание "Основ православной культуры" нацелено на первый вариант, предмет можно считать культурологическим, если на второй - вероучительным. Оценить с этой точки зрения новый образовательный курс можно только, опираясь на тексты предлагаемых учебников, так как даже содержание программы курса не может дать представление о характере изложения материала. Кстати, Министерство образования косвенно заявило о том, что программа и стандарт по новому предмету сформированы, разослав по регионам рекомендуемый образовательный минимум. Составленный в лучших традициях этого ведомства, он определяет объем знаний, усвоить который в состоянии немногие. Но, как всегда, не обошлось без парадоксов: в московском Департаменте среднего образования нас уверили, что никаких утвержденных программ и рекомендаций по данному курсу в природе не существует. Зато давно уже разработаны авторские программы, на основе которых Издательским домом "Покров" были выпущены учебники, рекомендованные для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий Координационным советом по взаимодействию Министерства образования и Русской Православной Церкви. Остановимся в качестве примера на одном из пособий - книге для учителя "Основы православной культуры в первом классе" (сост.О.Харитонова под ред. В.Дорофеева). К сожалению, приходится признать, что содержание ее нельзя назвать культурологическим. События библейской истории, кратко изложенные в пособии, подаются с позиции объяснения законов мироустройства, а перед учителем ставится задача помочь детям усвоить основы вероучения. Вот несколько вопросов, которые предлагается задавать детям в конце урока: "Какие мысли внушают людям злые духи?", "Кем создан наш мир?", "Как мы должны говорить с Богом?" и т.д. Совершенно очевидно, что целью предмета в такой трактовке является не только ознакомление учащихся с содержанием религии, но и приобщение к ней. В том же ключе написано пособие для учителя, работающего с дошкольниками. В таком виде курс "Основы православной культуры" может преподаваться лишь в качестве факультатива тем учащимся, чьи родители заявили о своем желании дать детям религиозное образование. Возможно, первые экспериментальные учебники не станут единственными и содержание курса будет скорректировано, однако Координационный совет рекомендует их к использованию уже сегодня, когда Министерство образования уверяет нас в том, что вероучительный компонент в курсе отсутствует. Кроме того, до сих пор не определен статус предмета. В одних школах он стоит в расписании, и не посещать его дети могут лишь по заявлению родителей, в других курс назван факультативным, и его изучают только желающие. Казалось бы, разница между первым и вторым вариантом невелика, однако термин "добровольное изучение" более сообразуется с формой факультатива, поскольку писать отказные заявления морально готовы далеко не все родители. Не менее важен вопрос о том, кто будет преподавать учащимся новый предмет. В Московской Патриархии убеждены, что на этом поприще должны трудиться верующие люди, необязательно из числа учителей. В некоторых школах "Основы православной культуры" читают студенты-богословы и семинаристы, бывает даже, что уроки ведут священнослужители. Если принять во внимание выводы о содержании курса, сделанные нами выше, то такая установка Церкви понятна. При православных храмах организуются специальные курсы, где ведется подготовка учителей. Но если предмет будет вводиться во всех школах, процесс подготовки кадров придется ускорить. Что в этом случае может произойти, объяснять не надо. К сожалению, мне пока не удалось лично побеседовать с педагогами, уже приступившими к преподаванию курса. Кто-то сослался на занятость, кто-то - на стеснительность, кто-то причин отказа объяснить не захотел. В настоящее время новый предмет вводится в школах 30 российских регионов. Министерством образования уже утверждена специализация "Основ православной культуры" в рамках педагогической специальности, что дает возможность выпускникам вузов преподавать этот курс в государственных учебных заведениях. Что касается целесообразности введения подобного курса в школьную программу, то вряд ли кто-то не согласится с тем, что православие оказало огромное влияние на формирование русской культуры. Однако при этом оно никогда не было единственным ее компонентом. Поэтому, с точки зрения культурологического образования, возможно, логичнее было бы говорить о курсе под названием "История русской культуры", включающем в себя и основы православия. Если же рассматривать ОПК как вероучительный предмет, то спрос на него в настоящее время вполне могли бы удовлетворить воскресные школы, существующие при православных храмах . По крайней мере в этом случае поводов для разговоров о принудительном религиозном образовании ни у кого бы не возникло.Также в рубрике:
|