Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 43 (7251) 16 - 22 ноября 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

И последние станут первыми

Георгий ГАЧЕВ


24 - 25 ноября в Уфе Конгресс российской интеллигенции и Ассамблея народов России проведут Форум "Религия, культура, образование: необходимость диалога". Интеллектуальная элита страны на весьма представительном собрании попробует осмыслить, что произошло со страной, со всеми нами за минувшие десять лет, что предстоит нам в грядущем тысячелетии. На протяжении трех месяцев наша газета вела дискуссию участников Форума по самым острым проблемам современного бытия: национальная толерантность, возрождение религиозных нравственных ценностей, сосуществование светского и церковного мировоззрений, место интеллигенции в нынешнем обществе и ее ответственность за многие происходящие в нем перемены. Мы завершаем дискуссию размышлениями одного из самых интересных современных философов Георгия Гачева.

Итак, помыслим о назревающем стиле жизни человечества в грядущем XXI веке и о качестве жизни человека в нем.

Что, много ли человеку надо? Качество жизни - это не значит много иметь (это вопрос количества), а иметь существенное, не обременяясь излишним. А существенные потребности просты и дешевы. Человеку как существу природному, телесному - утолить инстинкты, рефлексы безусловные: голод, пол (продолжение рода), страх - и значит: пища, соитие, самосохранение меня как особи; как существу духовному (а человек - житель двух миров, посредник между Небом - Духом и Землею - Природою), нужно иметь смысл жизни, чистую совесть, любовь, познать самого себя. Этими ценностями снабжают человека религия и философия. Они гармонизуют раздирающие нас векторы - вниз и вверх - и вырабатывают меру меж всем и всем. Меру между правом и долгом, между эгоизмом и совестью, между самосохранением и жертвой ради целого. Эта мера и есть качество жизни по существу, среди истинных ценностей, а не мнимых и эфемерных. Эта мера и есть та специфическая тебе "часть" от бытия, что содержится в понятии "с-ЧАСТЬ-е".

И вот самочувствие многих людей современных: "живу хорошо (в смысле - все у меня есть), а счастья нет!" И это не парадокс, а факт: многоимение не дает счастья, как и "многознание не научает уму" - так полагал Гераклит.

Человек распялен между Множеством (мира, вещей, идей) и Единым, Целым. Влечет множество, пестрота бытия - видеть, поглотить, познать (фаустианское стремление и донжуанство: испытать все!). Но на этом пути становишься рабом дурной бесконечности потребностей, которые - Нужда, так что при этом ты вечно нищий - не духом, а предметами. А сказано? "Единое на потребу" - этому учат все высокие религии и философии. И мудрец, познавший смысл жизни, самого себя и свою меру, довольствуется малым: Сократ, Декарт, Ник. Федоров, индийский йог, Иван-дурак... Как говорили Эпикур и Григорий Сковорода.

К чему это я? А к тому, что вектор Колеса Истории Человечества поворачиваться начинает в эту сторону - "Единого на потребу". Если до сих пор развитие, эволюция шли в сторону Множества - прогресс, расширение производства и потребления, дифференциация наук и искусств, - то ныне нужна Инволюция, опамятованье, взгляд в душу и на Небо. Человек запутался среди предлагаемого множества и ускорения, потерял самого себя - простого и единого, не успевает сообразить в шизофренической ситуации раздерганности. "Чуть помедленнее, кони! - взывает душа. - Приостановись, окстись, одумайся!" Вот такой такт, мне зрится, наступает в XXI веке... Не вообще, а на время - такой шаг и приостановка Колеса Истории, а то все в разнос и дребезг идет...

Симптом такого поворота в душах наших - возрождение религиозного интереса - и как раз у людей из передовых стран - духовная жажда, нищета духом, а не материей.

Но это значит - приостановить сверхпроизводство, мучающее Природу Земли, побуждающее человека тратить время смертной краткой жизни на производство и консумацию, в сущности, и ненужных многих вещей. Это значит - установить некую аскезу на низовом, материальном, экономическом уровне, зато высвободить время - не на превращение в деньги, а на существенные ценности: жизнь, любовь, воспитание детей, культуру, самосовершенствование.

Кстати, как раз достигнутый уровень в прогрессе науки и техники позволяет осуществлять эту аскезу. Можно сидеть у себя в деревне в телогрейке и валенках и читать книгу из Библиотеки Конгресса США. И не надо лететь на край света на конференцию, а можно конферировать с ученым коллегой, не сходя с места. Вот вам и экономия - как веществу Земли, материи, так и душам, энергии...

Религия и философия вообще экономичны: устремляя интерес и ценности из дурной бесконечности вещей в сторону души, внутрь себя и в бесконечность Духа и Культуры, они позволяют человеку, имея мало, чувствовать себя счастливым.

Так что - сокращать потребности! - таков вектор века грядущего (так чую) в отличие от установки на максимальное развитие потребностей, которую выдвигал Маркс и осуществляет Американизм, что занят изобретением все новых потребностей, нужд, то есть зависимостей человека. Тогда, мол, расширяется еще новое производство и занятость-бизнес! Будто человеку нечем более и лучше заняться, чем роботом у конвейера или компьютера просиживать, превращая время своего живота - в деньги, чтобы опять покупать излишнее...

Итак, наша "отсталость" в материальном и "застой" в экономике (когда, напротив, рывок в науке, в искусстве "золотой век" был, да и в качестве жизни - покой и рождаемость, увеличение любви и мира в душах) - по такту развития совпадают с тем, к чему приходит мировая цивилизация в XXI веке. Потерпели бы чуть - и в такт с музыкой Истории бы взошли, умеренно развиваясь. Так что и не надо нам, "задрав" штаны, бежать за комсомолом, как аналогичное наваждение означил Есенин в 20-е годы века уже прошедшего. Не надо догонять: с точки зрения существенных ценностей Жизни и Духа - не впереди ли мы были?..

Но в экономической шкале ценностей, которая давно узурпировала умы и психику людей, роковым образом своротила набекрень мозги правивших нами и большевиков-марксистов, и нынешних реформаторов, мы вдруг осознали себя ничтожествами, должны поступать в первый, даже нулевой класс истории "первоначального накопления", пристраиваться, как приготовишки, в хвост "передовым" странам и по их правилам играть. Но они не по нам, да и миру скоро не нужны. Очухивается уже Человечество от наваждения экономизма, что поставил Экономику в положение суперценности - на роль Бога, а критерий производительности - в критерий ценности народа и человека, их культуры и совершенствования.

Кстати, и идея коммунизма искажена политэкономизмом, конкуренцией и классовой борьбой. В ней главное - гуманизм, душевность, любовь, совершенствование и максимальное развитие личности и именно свобода от материальной необходимости. Душевный рай первоначального христианства - в коммунизме бедности и аскезы ("душевные бедняки" Андрея Платонова - "нищие духом", что "блаженны"), да и потом в религиозных общинах и коммунах. Общность имущества экономична: как раз высвобождает от многих лишних забот, тревог, производств, трат времени. И недаром в русском космосе и трудном климате естествен артельный труд в общине миром...

И сейчас, в "текущий момент" истории страны, идет очухивание: восстановить государственность, целостность ("ах! тоталитаризм!" - завопияли тут же...) и то, что еще работает из советской цивилизации. В общественном сознании наступает уразумение, что надо опять "сообща", объединиться, даже в Думе это понимают. Ум-Разум пробуждаются к совпадению, а не как у нас недавно: ум за разум зашел, и принялись по нам не присущим правилам ускоренно играть - в чужие игры.

Роль интеллигенции - помогать человеку и обществу в выработке шкалы ценностей и ориентиров: смысл жизни обретать и какой курс брать. Два главных тут возможны исходных принципа: целое и индивид. И два предполагаемых "круглых стола" на конгрессе - "Религии и народы" и "Гражданское общество" - естественно, по этим двум принципам распределились. В первом за фундаментальное основание принимается то или иное целое: вера-конфессия или народ-этнос, а устроение жизни личности - внутри целого: если ему хорошо, то и человеку в нем. При втором подходе за фундаментальное основание принимаются "права человека", индивида частного, который тут мыслится как абсолют, нераскрываемое целое. И социум уже строится, благоустраивается так, чтобы хорошо было гражданину (горожанину, бюргеру, "буржуа").

Интеллигенция везде склонна именно от второй печки танцевать. И это естественно для нее: она же всегда - из выдающихся личностей, выдавшихся из своих целых (рода, народа, сословия...) в силу острого самочувствия "я", отличия от других, "оригинальности", когда надо искать и пролагать свой путь, отличный от того, который общепринят естественным коллективом. Средние века при майорате - это младшие сыновья, что шли в рыцари, студенты, монахи. Потом - "разночинцы", "прослойка", кто между, то есть в некоем вакууме, безвоздушном пространстве, без тверди-почвы, оторвавшиеся, "деклассированные" - и потому самоопорные, вынужденные на себя, на свое "я" и руки, умения и ум опираться - на интеллект, откуда и "интеллектуалы" Запада, и наш термин "интеллигенция".

Кстати, уже в терминах этих проглядывает различие русского и западного ума, Логоса, "менталитета". Русский ум даже этих одиночек собрал в некую соборность: "интеллигенция" - собирательное понятие, то есть объединение в некое целое, а логика Запада так и оставляет их множественным числом отдельностей - "интеллектуалы". Уже из этого очевидно, что в русской шкале ценностей целое традиционно весомее индивида. И это не случайно, а естественно соответствует космосу России. Север Евразии, бесконечный простор с редким населением (вспомним у Гоголя: "как торчки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города" и с их "гражданскими обществами"...), с морозом и трудоемкой страдой, коротким летом, лучше осваивается сообща. Благоустроение и интерес целого тут первичен и руководящ даже в хозяйствовании (правда, экстенсивном - по надобности осваивать, держать и содержать невыгодные пространства). И тогда внутри целого защищен индивид: жить, рожать, трудиться, мыслить-страдать...

Когда от перенапряжения за века империи и советской цивилизации надорвалась, обессилела и поглупела центральная власть, а также вследствие переселения в города и общего образования выросло самочувствие личности, ее позыв и порыв к самоопорности, и пошли "перестройки", "реформы", а в идеологии и шкале ценностей "права человека" выступили на первый план. И этому мотор, естественно, - интеллигенция. Она-то и всегда у нас вестернизована, более западной ориентации: то на Грецию (православие), то на Германию (с Петра), то на Францию (французский язык в "свете", социализм, политес и политика). Ну а теперь американизм - как чемпион в производстве и благосостоянии.

Американская цивилизация фундаментально противоположна российской и советской. Наша история - это саморасширяющееся Целое, что шлет своих человеков в ширь и даль: Ермака - в Сибирь, Петра - на Азов, Балтику и Полтаву, Лермонтова - на Кавказ, Пржевальского - в Среднюю Азию, а потом через Коминтерн мировую революцию подстрекать в Европе, Азии и Латинской Америке. История США - это смелые одиночки, переселенцы из стран Европы, рискнувшие положиться на свои руки и ум. Они приспособили под себя новый материк, вырубив природные тут народы - индейцев, - как деревья. На природу они смотрели из логики города и промышленности: не как на мать-природу, а как на материал - сырье для труда: matter for facts ("материя для изделий"), и построили индустриальную цивилизацию и гражданское общество, девиз которого - Ex pluribus - unum ("из многих - одно"). Именно отдельность индивидов тут первое, субстанция страны. И принцип рынка - городской ведь, в отличие от натурального хозяйства, что от "натуры"-природы. Недаром в бургах Германии "марктплатц" - рыночная площадь есть - центр, образующий сердце города (или "чрево Парижа"...).

Привхождение к нам новых ориентиров: "рыночная экономика", "права человека", "гражданское общество" и англо-саксонское влияние - исторически естественно и понятно. Однако "легко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить". С природой страны не посчитались, с психологией человека, а главное - с темпоритмами возможных здесь перемен и процессов, на огромном пространстве с малым населением, которое к тому же катастрофически умаляется. Все у нас медленнее должно происходить. Несовпадение шага пространства с тактом времени - вечный рок России. Или спим, или ускоряемся вразнос. И не восприняли наши реформаторы как раз англо-саксонский принцип "социальной инженерии": не ломать, а постепенно поправлять - прагматическая установка, которую идеолог "открытого общества" Карл Раймунд Поппер исповедовал. У нас же с "русским революционным размахом" принялись не чинить, а ломать: "разрушим до основанья, а затем..." А затем - что? Само собой "образуется", как барин Стива Облонский уповал. Реформаторы у нас действовали исходя из теории, а не как прагматики-реалисты. Впрочем, так же, как большевики проводили пролетарскую революцию в крестьянской стране, и потому им надо было истребить крестьянина, чтобы быть верными теории.

Подобно и ныне рассуждают с легкостью реформаторы: ну вымрет старье, народится новый человек - и по рыночным правилам заработает. Но беда-то в том, что как раз не народится! Ибо женщины, естественно, отказываются рожать в противожизненных условиях существования. Да и потому, что стали современными самоличностями, у них секс отделен от родов, и женский инстинкт отсоединился от материнского, который постепенно замирает, вытравляется в эмансипированной женщине. Зачем дети? Обуза ведь! А мы, я - однова живем!.. Свобода не рожать стала правом человека. Ну ладно: ты, selfmade man, допустим, сам себя сделал, но сам ли ты себя родил? Права человека вошли в конфликт с правом рода людского длиться. Эгоистический индивид забыл о долге перед предками и потомками. Так что угроза жизни на Земле - в установках женщин из "золотого миллиарда", запирающих свои лона. Ну а у нас, "отсталых", женщины бы еще и рожали, да мочи нет...

При наших интеллигентских реформах, проводимых из теории, а не из интересов жизни народа и человека, совершается обратный ход в истории России. Если доселе она расширялась, то теперь сужается: пошел обвал-отпад кусков-земель. И если даже в брежневскую эпоху "застоя" женщины рожали, человек в защищенности благами социализма себя ощущал, то теперь швырнут учиться плавать в ледяную воду: учись рыночно шевелиться, ради денег работать. А их и не платят... Да ведь потонем, прежде чем научимся!..

Произошел в нашем обвале симбиоз советского и американского в самом дурном варианте обоих. Новые наши криминальные "бизнесмены" по-советски не платят, потому что в советской цивилизации человек основными правами: на жилье, образование, здоровье, труд даже, словом, на жизнь - пользовался почти бесплатно, - и в то же время тыкают работяге принципом рынка: все - купи, а не за так!..

Нет, симбиоз советского и американского может и должен произойти, но в лучшем варианте обоих и путем социальной инженерии, прагматической починки: не спешить сразу разрушать то, что еще неплохо работает, но искать умом - интеллектом (вот где интеллигенции как раз поприще!) гибких путей, сохраняющих жизнь. А то сперва резать - хирургия! - а потом лечить - что? Труп?..

Но тут подстерегает еще и новый возможный поворот-финт истории: она же непредсказуема, идет волнами, а не по нашей прямолинейной логике. И сказано ведь еще в Библии: "И будут первые последними..." Да, сейчас западная цивилизация с ее гипериндустриализацией вырвалась вперед и торопится диктовать всем правила игры и гордынно учит: действуй и живи, как я!

Но вот уже застонала природа Земли от саранчи хищнического перепроизводства. Экология бунтует. Просто жизнь на планете оказывается жертвой установки на "хорошую жизнь". Последняя - это уже высчитано - лишь для "золотого миллиарда", да и он сокращается.

Но такая ли уж хорошая эта пропагандируемая и моделирующая ценности и вкусы американская жизнь? Эгоизм "я", конкуренция жестокая, при которой "Боливар не вывезет двоих": стрессы трудоголизма и страха безработицы. Безлюбовность, распад семей. Словом, погубление души - за металл, убийственное сужение целостного человека - до робота труда и потребления. Не остается времени на любовь и культуру, на самосовершенствование личности, а одно лишь совершенствование - как мастера в профессии. И так количество вытеснило качество жизни. Что ж: высаживались-то туда не аристократы, а плебс Старого Света, умеющий и жаждущий лишь работать, робинзоны - так и торжествует сей примитив человека и его интересов в американской цивилизации - да, даже суперцивилизации, но не культуре.

Колесо истории при этом тупике "первых" явно накануне очередного нового поворота, и интеллигенции как раз следует предположить и продумать возможную шкалу ценностей и человечеству, "землянам" вообще, и нам, в России. И тут оказаться может, что то, что в минусе инкриминировалось русскому человеку, да и советскому "совку", - в плюсе и первенстве восценится...

В самом деле: наша способность довольствоваться малым, не перерабатывать уж очень ради заработка, а даже на работе иметь радость в общении, в беседах-застольях, в любовном климате обитать - разве это не жертва пешкой (некоторая аскеза в материальном), чтобы получить хорошую игру - жизнь во любови и нестрахе, иметь свободное время читать, самосовершенствоваться культурно?..

Печатается в сокращении.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;