Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 43 (7251) 16 - 22 ноября 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаИ последние станут первымиГеоргий ГАЧЕВ 24 - 25 ноября в Уфе Конгресс российской интеллигенции и Ассамблея народов России проведут Форум "Религия, культура, образование: необходимость диалога". Интеллектуальная элита страны на весьма представительном собрании попробует осмыслить, что произошло со страной, со всеми нами за минувшие десять лет, что предстоит нам в грядущем тысячелетии. На протяжении трех месяцев наша газета вела дискуссию участников Форума по самым острым проблемам современного бытия: национальная толерантность, возрождение религиозных нравственных ценностей, сосуществование светского и церковного мировоззрений, место интеллигенции в нынешнем обществе и ее ответственность за многие происходящие в нем перемены. Мы завершаем дискуссию размышлениями одного из самых интересных современных философов Георгия Гачева. Итак, помыслим о назревающем стиле жизни человечества в грядущем XXI веке и о качестве жизни человека в нем. Что, много ли человеку надо? Качество жизни - это не значит много иметь (это вопрос количества), а иметь существенное, не обременяясь излишним. А существенные потребности просты и дешевы. Человеку как существу природному, телесному - утолить инстинкты, рефлексы безусловные: голод, пол (продолжение рода), страх - и значит: пища, соитие, самосохранение меня как особи; как существу духовному (а человек - житель двух миров, посредник между Небом - Духом и Землею - Природою), нужно иметь смысл жизни, чистую совесть, любовь, познать самого себя. Этими ценностями снабжают человека религия и философия. Они гармонизуют раздирающие нас векторы - вниз и вверх - и вырабатывают меру меж всем и всем. Меру между правом и долгом, между эгоизмом и совестью, между самосохранением и жертвой ради целого. Эта мера и есть качество жизни по существу, среди истинных ценностей, а не мнимых и эфемерных. Эта мера и есть та специфическая тебе "часть" от бытия, что содержится в понятии "с-ЧАСТЬ-е". И вот самочувствие многих людей современных: "живу хорошо (в смысле - все у меня есть), а счастья нет!" И это не парадокс, а факт: многоимение не дает счастья, как и "многознание не научает уму" - так полагал Гераклит. Человек распялен между Множеством (мира, вещей, идей) и Единым, Целым. Влечет множество, пестрота бытия - видеть, поглотить, познать (фаустианское стремление и донжуанство: испытать все!). Но на этом пути становишься рабом дурной бесконечности потребностей, которые - Нужда, так что при этом ты вечно нищий - не духом, а предметами. А сказано? "Единое на потребу" - этому учат все высокие религии и философии. И мудрец, познавший смысл жизни, самого себя и свою меру, довольствуется малым: Сократ, Декарт, Ник. Федоров, индийский йог, Иван-дурак... Как говорили Эпикур и Григорий Сковорода. К чему это я? А к тому, что вектор Колеса Истории Человечества поворачиваться начинает в эту сторону - "Единого на потребу". Если до сих пор развитие, эволюция шли в сторону Множества - прогресс, расширение производства и потребления, дифференциация наук и искусств, - то ныне нужна Инволюция, опамятованье, взгляд в душу и на Небо. Человек запутался среди предлагаемого множества и ускорения, потерял самого себя - простого и единого, не успевает сообразить в шизофренической ситуации раздерганности. "Чуть помедленнее, кони! - взывает душа. - Приостановись, окстись, одумайся!" Вот такой такт, мне зрится, наступает в XXI веке... Не вообще, а на время - такой шаг и приостановка Колеса Истории, а то все в разнос и дребезг идет... Симптом такого поворота в душах наших - возрождение религиозного интереса - и как раз у людей из передовых стран - духовная жажда, нищета духом, а не материей. Но это значит - приостановить сверхпроизводство, мучающее Природу Земли, побуждающее человека тратить время смертной краткой жизни на производство и консумацию, в сущности, и ненужных многих вещей. Это значит - установить некую аскезу на низовом, материальном, экономическом уровне, зато высвободить время - не на превращение в деньги, а на существенные ценности: жизнь, любовь, воспитание детей, культуру, самосовершенствование. Кстати, как раз достигнутый уровень в прогрессе науки и техники позволяет осуществлять эту аскезу. Можно сидеть у себя в деревне в телогрейке и валенках и читать книгу из Библиотеки Конгресса США. И не надо лететь на край света на конференцию, а можно конферировать с ученым коллегой, не сходя с места. Вот вам и экономия - как веществу Земли, материи, так и душам, энергии... Религия и философия вообще экономичны: устремляя интерес и ценности из дурной бесконечности вещей в сторону души, внутрь себя и в бесконечность Духа и Культуры, они позволяют человеку, имея мало, чувствовать себя счастливым. Так что - сокращать потребности! - таков вектор века грядущего (так чую) в отличие от установки на максимальное развитие потребностей, которую выдвигал Маркс и осуществляет Американизм, что занят изобретением все новых потребностей, нужд, то есть зависимостей человека. Тогда, мол, расширяется еще новое производство и занятость-бизнес! Будто человеку нечем более и лучше заняться, чем роботом у конвейера или компьютера просиживать, превращая время своего живота - в деньги, чтобы опять покупать излишнее... Итак, наша "отсталость" в материальном и "застой" в экономике (когда, напротив, рывок в науке, в искусстве "золотой век" был, да и в качестве жизни - покой и рождаемость, увеличение любви и мира в душах) - по такту развития совпадают с тем, к чему приходит мировая цивилизация в XXI веке. Потерпели бы чуть - и в такт с музыкой Истории бы взошли, умеренно развиваясь. Так что и не надо нам, "задрав" штаны, бежать за комсомолом, как аналогичное наваждение означил Есенин в 20-е годы века уже прошедшего. Не надо догонять: с точки зрения существенных ценностей Жизни и Духа - не впереди ли мы были?.. Но в экономической шкале ценностей, которая давно узурпировала умы и психику людей, роковым образом своротила набекрень мозги правивших нами и большевиков-марксистов, и нынешних реформаторов, мы вдруг осознали себя ничтожествами, должны поступать в первый, даже нулевой класс истории "первоначального накопления", пристраиваться, как приготовишки, в хвост "передовым" странам и по их правилам играть. Но они не по нам, да и миру скоро не нужны. Очухивается уже Человечество от наваждения экономизма, что поставил Экономику в положение суперценности - на роль Бога, а критерий производительности - в критерий ценности народа и человека, их культуры и совершенствования. Кстати, и идея коммунизма искажена политэкономизмом, конкуренцией и классовой борьбой. В ней главное - гуманизм, душевность, любовь, совершенствование и максимальное развитие личности и именно свобода от материальной необходимости. Душевный рай первоначального христианства - в коммунизме бедности и аскезы ("душевные бедняки" Андрея Платонова - "нищие духом", что "блаженны"), да и потом в религиозных общинах и коммунах. Общность имущества экономична: как раз высвобождает от многих лишних забот, тревог, производств, трат времени. И недаром в русском космосе и трудном климате естествен артельный труд в общине миром... И сейчас, в "текущий момент" истории страны, идет очухивание: восстановить государственность, целостность ("ах! тоталитаризм!" - завопияли тут же...) и то, что еще работает из советской цивилизации. В общественном сознании наступает уразумение, что надо опять "сообща", объединиться, даже в Думе это понимают. Ум-Разум пробуждаются к совпадению, а не как у нас недавно: ум за разум зашел, и принялись по нам не присущим правилам ускоренно играть - в чужие игры. Роль интеллигенции - помогать человеку и обществу в выработке шкалы ценностей и ориентиров: смысл жизни обретать и какой курс брать. Два главных тут возможны исходных принципа: целое и индивид. И два предполагаемых "круглых стола" на конгрессе - "Религии и народы" и "Гражданское общество" - естественно, по этим двум принципам распределились. В первом за фундаментальное основание принимается то или иное целое: вера-конфессия или народ-этнос, а устроение жизни личности - внутри целого: если ему хорошо, то и человеку в нем. При втором подходе за фундаментальное основание принимаются "права человека", индивида частного, который тут мыслится как абсолют, нераскрываемое целое. И социум уже строится, благоустраивается так, чтобы хорошо было гражданину (горожанину, бюргеру, "буржуа"). Интеллигенция везде склонна именно от второй печки танцевать. И это естественно для нее: она же всегда - из выдающихся личностей, выдавшихся из своих целых (рода, народа, сословия...) в силу острого самочувствия "я", отличия от других, "оригинальности", когда надо искать и пролагать свой путь, отличный от того, который общепринят естественным коллективом. Средние века при майорате - это младшие сыновья, что шли в рыцари, студенты, монахи. Потом - "разночинцы", "прослойка", кто между, то есть в некоем вакууме, безвоздушном пространстве, без тверди-почвы, оторвавшиеся, "деклассированные" - и потому самоопорные, вынужденные на себя, на свое "я" и руки, умения и ум опираться - на интеллект, откуда и "интеллектуалы" Запада, и наш термин "интеллигенция". Кстати, уже в терминах этих проглядывает различие русского и западного ума, Логоса, "менталитета". Русский ум даже этих одиночек собрал в некую соборность: "интеллигенция" - собирательное понятие, то есть объединение в некое целое, а логика Запада так и оставляет их множественным числом отдельностей - "интеллектуалы". Уже из этого очевидно, что в русской шкале ценностей целое традиционно весомее индивида. И это не случайно, а естественно соответствует космосу России. Север Евразии, бесконечный простор с редким населением (вспомним у Гоголя: "как торчки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города" и с их "гражданскими обществами"...), с морозом и трудоемкой страдой, коротким летом, лучше осваивается сообща. Благоустроение и интерес целого тут первичен и руководящ даже в хозяйствовании (правда, экстенсивном - по надобности осваивать, держать и содержать невыгодные пространства). И тогда внутри целого защищен индивид: жить, рожать, трудиться, мыслить-страдать... Когда от перенапряжения за века империи и советской цивилизации надорвалась, обессилела и поглупела центральная власть, а также вследствие переселения в города и общего образования выросло самочувствие личности, ее позыв и порыв к самоопорности, и пошли "перестройки", "реформы", а в идеологии и шкале ценностей "права человека" выступили на первый план. И этому мотор, естественно, - интеллигенция. Она-то и всегда у нас вестернизована, более западной ориентации: то на Грецию (православие), то на Германию (с Петра), то на Францию (французский язык в "свете", социализм, политес и политика). Ну а теперь американизм - как чемпион в производстве и благосостоянии. Американская цивилизация фундаментально противоположна российской и советской. Наша история - это саморасширяющееся Целое, что шлет своих человеков в ширь и даль: Ермака - в Сибирь, Петра - на Азов, Балтику и Полтаву, Лермонтова - на Кавказ, Пржевальского - в Среднюю Азию, а потом через Коминтерн мировую революцию подстрекать в Европе, Азии и Латинской Америке. История США - это смелые одиночки, переселенцы из стран Европы, рискнувшие положиться на свои руки и ум. Они приспособили под себя новый материк, вырубив природные тут народы - индейцев, - как деревья. На природу они смотрели из логики города и промышленности: не как на мать-природу, а как на материал - сырье для труда: matter for facts ("материя для изделий"), и построили индустриальную цивилизацию и гражданское общество, девиз которого - Ex pluribus - unum ("из многих - одно"). Именно отдельность индивидов тут первое, субстанция страны. И принцип рынка - городской ведь, в отличие от натурального хозяйства, что от "натуры"-природы. Недаром в бургах Германии "марктплатц" - рыночная площадь есть - центр, образующий сердце города (или "чрево Парижа"...). Привхождение к нам новых ориентиров: "рыночная экономика", "права человека", "гражданское общество" и англо-саксонское влияние - исторически естественно и понятно. Однако "легко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить". С природой страны не посчитались, с психологией человека, а главное - с темпоритмами возможных здесь перемен и процессов, на огромном пространстве с малым населением, которое к тому же катастрофически умаляется. Все у нас медленнее должно происходить. Несовпадение шага пространства с тактом времени - вечный рок России. Или спим, или ускоряемся вразнос. И не восприняли наши реформаторы как раз англо-саксонский принцип "социальной инженерии": не ломать, а постепенно поправлять - прагматическая установка, которую идеолог "открытого общества" Карл Раймунд Поппер исповедовал. У нас же с "русским революционным размахом" принялись не чинить, а ломать: "разрушим до основанья, а затем..." А затем - что? Само собой "образуется", как барин Стива Облонский уповал. Реформаторы у нас действовали исходя из теории, а не как прагматики-реалисты. Впрочем, так же, как большевики проводили пролетарскую революцию в крестьянской стране, и потому им надо было истребить крестьянина, чтобы быть верными теории. Подобно и ныне рассуждают с легкостью реформаторы: ну вымрет старье, народится новый человек - и по рыночным правилам заработает. Но беда-то в том, что как раз не народится! Ибо женщины, естественно, отказываются рожать в противожизненных условиях существования. Да и потому, что стали современными самоличностями, у них секс отделен от родов, и женский инстинкт отсоединился от материнского, который постепенно замирает, вытравляется в эмансипированной женщине. Зачем дети? Обуза ведь! А мы, я - однова живем!.. Свобода не рожать стала правом человека. Ну ладно: ты, selfmade man, допустим, сам себя сделал, но сам ли ты себя родил? Права человека вошли в конфликт с правом рода людского длиться. Эгоистический индивид забыл о долге перед предками и потомками. Так что угроза жизни на Земле - в установках женщин из "золотого миллиарда", запирающих свои лона. Ну а у нас, "отсталых", женщины бы еще и рожали, да мочи нет... При наших интеллигентских реформах, проводимых из теории, а не из интересов жизни народа и человека, совершается обратный ход в истории России. Если доселе она расширялась, то теперь сужается: пошел обвал-отпад кусков-земель. И если даже в брежневскую эпоху "застоя" женщины рожали, человек в защищенности благами социализма себя ощущал, то теперь швырнут учиться плавать в ледяную воду: учись рыночно шевелиться, ради денег работать. А их и не платят... Да ведь потонем, прежде чем научимся!.. Произошел в нашем обвале симбиоз советского и американского в самом дурном варианте обоих. Новые наши криминальные "бизнесмены" по-советски не платят, потому что в советской цивилизации человек основными правами: на жилье, образование, здоровье, труд даже, словом, на жизнь - пользовался почти бесплатно, - и в то же время тыкают работяге принципом рынка: все - купи, а не за так!.. Нет, симбиоз советского и американского может и должен произойти, но в лучшем варианте обоих и путем социальной инженерии, прагматической починки: не спешить сразу разрушать то, что еще неплохо работает, но искать умом - интеллектом (вот где интеллигенции как раз поприще!) гибких путей, сохраняющих жизнь. А то сперва резать - хирургия! - а потом лечить - что? Труп?.. Но тут подстерегает еще и новый возможный поворот-финт истории: она же непредсказуема, идет волнами, а не по нашей прямолинейной логике. И сказано ведь еще в Библии: "И будут первые последними..." Да, сейчас западная цивилизация с ее гипериндустриализацией вырвалась вперед и торопится диктовать всем правила игры и гордынно учит: действуй и живи, как я! Но вот уже застонала природа Земли от саранчи хищнического перепроизводства. Экология бунтует. Просто жизнь на планете оказывается жертвой установки на "хорошую жизнь". Последняя - это уже высчитано - лишь для "золотого миллиарда", да и он сокращается. Но такая ли уж хорошая эта пропагандируемая и моделирующая ценности и вкусы американская жизнь? Эгоизм "я", конкуренция жестокая, при которой "Боливар не вывезет двоих": стрессы трудоголизма и страха безработицы. Безлюбовность, распад семей. Словом, погубление души - за металл, убийственное сужение целостного человека - до робота труда и потребления. Не остается времени на любовь и культуру, на самосовершенствование личности, а одно лишь совершенствование - как мастера в профессии. И так количество вытеснило качество жизни. Что ж: высаживались-то туда не аристократы, а плебс Старого Света, умеющий и жаждущий лишь работать, робинзоны - так и торжествует сей примитив человека и его интересов в американской цивилизации - да, даже суперцивилизации, но не культуре. Колесо истории при этом тупике "первых" явно накануне очередного нового поворота, и интеллигенции как раз следует предположить и продумать возможную шкалу ценностей и человечеству, "землянам" вообще, и нам, в России. И тут оказаться может, что то, что в минусе инкриминировалось русскому человеку, да и советскому "совку", - в плюсе и первенстве восценится... В самом деле: наша способность довольствоваться малым, не перерабатывать уж очень ради заработка, а даже на работе иметь радость в общении, в беседах-застольях, в любовном климате обитать - разве это не жертва пешкой (некоторая аскеза в материальном), чтобы получить хорошую игру - жизнь во любови и нестрахе, иметь свободное время читать, самосовершенствоваться культурно?.. Печатается в сокращении. Также в рубрике: |