Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 43 (7251) 16 - 22 ноября 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираУ самовара с Александром ЖурбинымРусское кино в Нью-Йорке Светлана ХОХРЯКОВА
В конце октября в Нью-Йорке проходил Второй фестиваль русских фильмов. Завершился он довольно странно. Собралась наша немногочисленная делегация в тамошнем университете почти что в одиночестве. Мало кто из приглашенных на заключительную дискуссию по итогам фестиваля пришел - буквально человек пять. А приглашений было разослано штук триста. Наши, понятное дело, расстроились, завели прямо-таки заупокойные разговоры. Чуть было не призвали к ответу "за содеянное" устроителя фестиваля Александра Журбина. А он пытался утешать: мол, было пять упоминаний в англоязычных изданиях - уже прогресс, пришел человек из "Нью-Йорк таймс" - уже достижение. А потом все-таки констатировал полное презрение к русскому кино со стороны американской прессы.
Зря вы, господа, так. Все нормально. Как очевидец тех событий могу совершенно ответственно заявить: фестиваль прошел успешно. Всякий серьезный человек, к тому же не витающий в облаках, способный реально оценить ситуацию, вряд ли станет оспаривать мое утверждение. Профессор Нью-Йоркского университета Борис Фрумин рассказывал нам, что даже столь известный режиссер, как Шлендорф, выступал в университетской аудитории при пяти любопытствующих. Для того чтобы залы были забиты, а на обсуждение по итогам феста собиралась бы тьма народа, необходимо вкладывать серьезные деньги в раскрутку любого фестиваля, тем более в Америке. Но одна только страничка рекламы в "Нью-Йорк таймс" тянет на 75 тысяч долларов. И если оной нет, никто в Америке не пойдет на то или иное зрелище. Такова традиция. Журналистка из вышеназванной газеты вернула русских кинематографистов на грешную землю, сказав, что вот недавно в Нью-Йорке проходил так же фестиваль филиппинского кино. Что за трагедия, что наши кинематографии приравняли? Смешно, в самом деле, все время твердить о клишированном и бездуховном американском кино, как это постоянно делают наши кинодеятели, и в то же время претендовать на что-то в державе, имеющей Голливуд. На Брайтоне вряд ли будут смотреть Сокурова. Кстати, на его "Днях Затмения" кто-то из зрителей встал и сказал на весь зал: "А король-то голый!" при том, что ретроспектива Сокурова вызвала серьезный интерес в Нью-Йорке. В конце концов, подводя фестивальные итоги, констатировали, что данный фест - всего лишь незначительное событие в нью-йоркской жизни, но зато событие общинного масштаба. И ничего постыдного в том нет. Сошлись на том, что фестиваль поднял самосознание русскоговорящей диаспоры, придал ей респектабельности. Так разве же этого мало?! Мы, русские, максималисты во всем. Итак, в течение восьми дней в Нью-Йорке в двух хороших кинозалах, расположенных на Манхэттене, показывали "Русский бунт", "Чек", "Дом для богатых", "Затворника", "Зависть богов", "24 часа", "Москву", "Свадьбу", "Дневник его жены", а также "Вора" в рамках программы фильмов кинокомпании НТВ-ПРОФИТ, ретроспективу фильмов А.Сокурова, включившую и пока что неизвестный в России фильм "Дольче", документальные ленты "Иван Мозжухин, или Дитя карнавала", "Последний миф", узбекского "Феллини", короткометражки вгиковцев и, не побоюсь этого заявления, лучший фильм фестиваля в Нью-Йорке - "Строгого юношу" А.Роома по сценарию Ю.Олеши 1935 года с Жизневой, Штраухом, Серовой, герои которого вырабатывали в себе душевные качества комсомольца. Кто приходил на русское кино? В основном бывшие наши соотечественники (хотя американцы наведывались тоже), на редкость любознательные и благодарные, воспринимающие многое совсем не так, как зритель в России. А потом, после сеанса, собирались вокруг режиссера и задавали массу вопросов. Когда надо было освобождать помещение кинотеатра, роились на улице, долго не расходясь и дискутируя меж собой. Число собравшихся в кинозале колебалось значительно. Однажды на утреннем десятичасовом сеансе в рабочий день было занято три зрительских кресла. Показывали "24 часа". На фильм В.Меньшова "Зависть богов" пришло несметное количество народа. Сидеть было негде. Люди стояли в проходах, сидели на полу. На закрытии присутствовало под тысячу человек. Устойчивый интерес вызвал "Русский бунт" А.Прошкина, поразивший американцев своей мизерной по их понятиям сметой (фильм-то масштабный, сложнопостановочный). Постоянно кто-то "преследовал" Г.Долматовскую после показа ее ленты о Мозжухине, дарил ей книги, кассеты, связанные с актером. Приходил даже человек, ухаживающий за могилой нашего бывшего великого соотечественника. Билеты в разные дни шли по цене от 10 до 30 долларов. Поздними вечерами, затягивавшимися иной раз до утра, Александр Журбин принимал российских кинематографистов в русских ресторанах: "Дядя Ваня" (содержит его бывшая актриса театра Ленком Марина Трошина, причем содержит отменно), "Москва", "Русский самовар", а также в "Татьяне" и "Национале", что на Брайтон-Бич. Впечатление сильное. К примеру, в "Русском самоваре", совладельцем которого некогда был И.Бродский и портрет которого ныне помещен в том уголке, где поэт любил сидеть, мы повстречали Эрнста Неизвестного. Он тут завсегдатай. Одними из совладельцев "Самовара" ныне являются М.Барышников, а также известный в России в свое время питерский переводчик Роман Каплан, который нас так любезно принимал. Ждали визита Зураба Церетели - он появился во главе представительной грузинской делегации на одном из фестивальных просмотров в тот день, когда показали фильм, ему посвященный, - но в "Самоваре" так и не дождались. Зато увидели его скульптуру, установленную на территории ООН. Заглядывал в фестивальные кинозалы и элегантный до умопомрачения (весь в светлом вплоть до кепи а-ля Маяковский) Евгений Евтушенко. Он живет в Оклахоме, читает там лекции и вот приехал на фестиваль, разговаривал с публикой на английском языке, как, впрочем, и все остальные, хотя собравшиеся, как правило, русским владели куда лучше, чем языком своей новой родины. Русское присутствие в Америке ощутимо во всем. В знаменитом музее Гуггенхейма экспонировалась выставка "Амазонки русского авнгарда" - Варвара Степанова, Наталья Гончарова, Александра Экстер, Ольга Розанова, Надежда Удальцова, Любовь Попова. Всюду в русских ресторанах встречали нас солеными грибками и капустой, картошечкой и блинами с икрой - русский дух поддерживается так, а иной раз и помпезным стилем а-ля рюс, доходящим до абсурда. Одно из сильнейших впечатлений - бывшие наши соотечественники, в частности Александр Журбин и его жена Ирина Гинзбург. Они живут в полном здравии, не прозябают, а чего-то творят. Были и другие эмоции - например, от зрелища в ресторане "Националь". Русские люди - евреи или украинцы, все равно там все русские, - одетые по моде 70 - 80-х, с теми же прическами, в кримплене, танцующие так, как это было в советских провинциальных ресторанах, гуляющие по-русски, с размахом. Вспомнился Вадим Абдрашитов и его "Парад планет". Какое-то путешествие во времени вспять. Для чего люди бежали в Америку, преодолевая такие преграды, ломали жизнь? Чтобы ничего не менять? Александру Журбину проводить фестиваль в одиночку трудно. Деньги с неба не падают. Привлечь российских спонсоров пока не удается. В Америке помогают в основном друзья. Среди спонсоров - как организации и фирмы типа коньячной "Реми Мартен", так и частные лица - в основном врачи, психотерапевты, как-то доктора Рубинчик и Рапопорт. Мило, не так ли? Пытается активнее внедриться и поддержать фестиваль Союз кинематографистов России. Но все пока трудно. Нужна мощная поддержка. Фестиваль неконкурсный, поэтому и победителей не называли. Однако участников отметили спонсорскими призами, а оргкомитет фестиваля во главе с А.Журбиным вручил серебряный кубок работы М.Шемякина Алексею Учителю за фильм "Дневник его жены", выдвинутый российским оскаровским комитетом на премию "Оскар". Также в рубрике:
|