Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 43 (7251) 16 - 22 ноября 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

У самовара с Александром Журбиным

Русское кино в Нью-Йорке

Светлана ХОХРЯКОВА
Нью-Йорк
Фото А.ЯГУДАЕВА
И.СТЕПАНОВА


А.Журбин, актриса Мариса Беренсон (та самая, из "Кабаре"), режиссер Ирвин Кершнер

В конце октября в Нью-Йорке проходил Второй фестиваль русских фильмов. Завершился он довольно странно. Собралась наша немногочисленная делегация в тамошнем университете почти что в одиночестве. Мало кто из приглашенных на заключительную дискуссию по итогам фестиваля пришел - буквально человек пять. А приглашений было разослано штук триста. Наши, понятное дело, расстроились, завели прямо-таки заупокойные разговоры. Чуть было не призвали к ответу "за содеянное" устроителя фестиваля Александра Журбина. А он пытался утешать: мол, было пять упоминаний в англоязычных изданиях - уже прогресс, пришел человек из "Нью-Йорк таймс" - уже достижение. А потом все-таки констатировал полное презрение к русскому кино со стороны американской прессы.

На заключительной пресс-конференции чужих было мало

Зря вы, господа, так. Все нормально. Как очевидец тех событий могу совершенно ответственно заявить: фестиваль прошел успешно. Всякий серьезный человек, к тому же не витающий в облаках, способный реально оценить ситуацию, вряд ли станет оспаривать мое утверждение. Профессор Нью-Йоркского университета Борис Фрумин рассказывал нам, что даже столь известный режиссер, как Шлендорф, выступал в университетской аудитории при пяти любопытствующих. Для того чтобы залы были забиты, а на обсуждение по итогам феста собиралась бы тьма народа, необходимо вкладывать серьезные деньги в раскрутку любого фестиваля, тем более в Америке. Но одна только страничка рекламы в "Нью-Йорк таймс" тянет на 75 тысяч долларов. И если оной нет, никто в Америке не пойдет на то или иное зрелище. Такова традиция. Журналистка из вышеназванной газеты вернула русских кинематографистов на грешную землю, сказав, что вот недавно в Нью-Йорке проходил так же фестиваль филиппинского кино. Что за трагедия, что наши кинематографии приравняли? Смешно, в самом деле, все время твердить о клишированном и бездуховном американском кино, как это постоянно делают наши кинодеятели, и в то же время претендовать на что-то в державе, имеющей Голливуд. На Брайтоне вряд ли будут смотреть Сокурова. Кстати, на его "Днях Затмения" кто-то из зрителей встал и сказал на весь зал: "А король-то голый!" при том, что ретроспектива Сокурова вызвала серьезный интерес в Нью-Йорке. В конце концов, подводя фестивальные итоги, констатировали, что данный фест - всего лишь незначительное событие в нью-йоркской жизни, но зато событие общинного масштаба. И ничего постыдного в том нет. Сошлись на том, что фестиваль поднял самосознание русскоговорящей диаспоры, придал ей респектабельности. Так разве же этого мало?! Мы, русские, максималисты во всем.

Итак, в течение восьми дней в Нью-Йорке в двух хороших кинозалах, расположенных на Манхэттене, показывали "Русский бунт", "Чек", "Дом для богатых", "Затворника", "Зависть богов", "24 часа", "Москву", "Свадьбу", "Дневник его жены", а также "Вора" в рамках программы фильмов кинокомпании НТВ-ПРОФИТ, ретроспективу фильмов А.Сокурова, включившую и пока что неизвестный в России фильм "Дольче", документальные ленты "Иван Мозжухин, или Дитя карнавала", "Последний миф", узбекского "Феллини", короткометражки вгиковцев и, не побоюсь этого заявления, лучший фильм фестиваля в Нью-Йорке - "Строгого юношу" А.Роома по сценарию Ю.Олеши 1935 года с Жизневой, Штраухом, Серовой, герои которого вырабатывали в себе душевные качества комсомольца.

Кто приходил на русское кино? В основном бывшие наши соотечественники (хотя американцы наведывались тоже), на редкость любознательные и благодарные, воспринимающие многое совсем не так, как зритель в России. А потом, после сеанса, собирались вокруг режиссера и задавали массу вопросов. Когда надо было освобождать помещение кинотеатра, роились на улице, долго не расходясь и дискутируя меж собой. Число собравшихся в кинозале колебалось значительно. Однажды на утреннем десятичасовом сеансе в рабочий день было занято три зрительских кресла. Показывали "24 часа". На фильм В.Меньшова "Зависть богов" пришло несметное количество народа. Сидеть было негде. Люди стояли в проходах, сидели на полу. На закрытии присутствовало под тысячу человек. Устойчивый интерес вызвал "Русский бунт" А.Прошкина, поразивший американцев своей мизерной по их понятиям сметой (фильм-то масштабный, сложнопостановочный). Постоянно кто-то "преследовал" Г.Долматовскую после показа ее ленты о Мозжухине, дарил ей книги, кассеты, связанные с актером. Приходил даже человек, ухаживающий за могилой нашего бывшего великого соотечественника. Билеты в разные дни шли по цене от 10 до 30 долларов.

Поздними вечерами, затягивавшимися иной раз до утра, Александр Журбин принимал российских кинематографистов в русских ресторанах: "Дядя Ваня" (содержит его бывшая актриса театра Ленком Марина Трошина, причем содержит отменно), "Москва", "Русский самовар", а также в "Татьяне" и "Национале", что на Брайтон-Бич. Впечатление сильное. К примеру, в "Русском самоваре", совладельцем которого некогда был И.Бродский и портрет которого ныне помещен в том уголке, где поэт любил сидеть, мы повстречали Эрнста Неизвестного. Он тут завсегдатай. Одними из совладельцев "Самовара" ныне являются М.Барышников, а также известный в России в свое время питерский переводчик Роман Каплан, который нас так любезно принимал. Ждали визита Зураба Церетели - он появился во главе представительной грузинской делегации на одном из фестивальных просмотров в тот день, когда показали фильм, ему посвященный, - но в "Самоваре" так и не дождались. Зато увидели его скульптуру, установленную на территории ООН. Заглядывал в фестивальные кинозалы и элегантный до умопомрачения (весь в светлом вплоть до кепи а-ля Маяковский) Евгений Евтушенко. Он живет в Оклахоме, читает там лекции и вот приехал на фестиваль, разговаривал с публикой на английском языке, как, впрочем, и все остальные, хотя собравшиеся, как правило, русским владели куда лучше, чем языком своей новой родины.

Русское присутствие в Америке ощутимо во всем. В знаменитом музее Гуггенхейма экспонировалась выставка "Амазонки русского авнгарда" - Варвара Степанова, Наталья Гончарова, Александра Экстер, Ольга Розанова, Надежда Удальцова, Любовь Попова.

Всюду в русских ресторанах встречали нас солеными грибками и капустой, картошечкой и блинами с икрой - русский дух поддерживается так, а иной раз и помпезным стилем а-ля рюс, доходящим до абсурда. Одно из сильнейших впечатлений - бывшие наши соотечественники, в частности Александр Журбин и его жена Ирина Гинзбург. Они живут в полном здравии, не прозябают, а чего-то творят. Были и другие эмоции - например, от зрелища в ресторане "Националь". Русские люди - евреи или украинцы, все равно там все русские, - одетые по моде 70 - 80-х, с теми же прическами, в кримплене, танцующие так, как это было в советских провинциальных ресторанах, гуляющие по-русски, с размахом. Вспомнился Вадим Абдрашитов и его "Парад планет". Какое-то путешествие во времени вспять. Для чего люди бежали в Америку, преодолевая такие преграды, ломали жизнь? Чтобы ничего не менять?

Александру Журбину проводить фестиваль в одиночку трудно. Деньги с неба не падают. Привлечь российских спонсоров пока не удается. В Америке помогают в основном друзья. Среди спонсоров - как организации и фирмы типа коньячной "Реми Мартен", так и частные лица - в основном врачи, психотерапевты, как-то доктора Рубинчик и Рапопорт. Мило, не так ли? Пытается активнее внедриться и поддержать фестиваль Союз кинематографистов России. Но все пока трудно. Нужна мощная поддержка.

Фестиваль неконкурсный, поэтому и победителей не называли. Однако участников отметили спонсорскими призами, а оргкомитет фестиваля во главе с А.Журбиным вручил серебряный кубок работы М.Шемякина Алексею Учителю за фильм "Дневник его жены", выдвинутый российским оскаровским комитетом на премию "Оскар".

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

ПЕРСОНАЛИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;