Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 43 (7251) 16 - 22 ноября 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

О чем тоскует цыпленок по-киевски

"Золотая рыбка"

Александра ВАСИЛЬКОВА
Фото М.ГНИСЮКА


Фестиваль - не только фильмы

Фестиваль "Золотая рыбка" проходит в Москве уже в пятый раз, так что у него традиции сложились. Конкурсные просмотры, ретроспективы, Бумажный бал, Бал сладкоежек, призы, подарки, концерты в дни открытия и закрытия, программы мультфильмов в кинотеатрах (совершенно бесплатно!) - все и на этот раз прошло, кажется, как обычно. И все же он отличался от предыдущих.

Прежде всего заметно изменилась программа, и явно в лучшую сторону. Не знаю, чем это объясняется - то ли отношение к фестивалю стало более серьезным, то ли селекционная комиссия удачно потрудилась, - но "Рыбка"-2000 была "более международной" и представила много действительно хороших фильмов. Раньше самым интересным был конкурс фильмов, сделанных детьми; на этот раз "взрослая" программа, по-моему, даже перевешивала. Правда, как и раньше, далеко не все фильмы можно было назвать детскими. Конечно, есть фильмы, которые смотрят и взрослые, и дети, и вы сами, без моей подсказки, с ходу назовете не один десяток, но все-таки "золотой фонд" мультипликации, с которым росли мы, достался нашим детям практически в том же виде, ничего не прибавилось. А то, что делается для детей сегодня, чаще всего подходит под определение одного из членов жюри - "как для взрослых, только хуже". Но это не вина фестиваля, выбирать приходится из того, что есть. И каждый раз, когда я начинаю писать о фестивале, приходится делать выбор: то ли оценивать фильмы с точки зрения "адреса" - насколько их можно считать детскими, то ли воспринимать просто как программу фильмов, забыв о том, на кого они рассчитаны. Кстати, детское жюри в этом году заметно повзрослело, предлагали даже называть его "молодежным".

Председатель взрослого жюри Клаус-Мария Брандауэр и его внук Адриан

Может быть, этим отчасти и объясняется то, что впервые мнения международного (взрослого) и детского жюри совпали: и взрослые, и дети присудили Гран-при одному и тому же фильму - "Когда начинается день" Венди Тилби и Аманды Форбис (Канада). Пересказывать его и пытаться не стоит - это рисованное стихотворение не иллюстрация, а именно стихотворение на языке анимации.

Фильм Юрия Кулакова "Подна и Подни" тоже получил "взрослый" приз как лучший профессиональный фильм и "детский" приз по номинации "Добрая сказка". Это история двух маленьких птичек-супругов; эгоистичный правитель разлучил их, забрав себе одну птичку (жену), чтобы она для него пела, а вторая птичка (муж) с помощью друзей ее вызволяет. Все правда - и сказка добрая, и фильм профессиональный, но - опять заказной, а фестиваль предполагает конкурс авторских фильмов; только где же их взять, если на них денег не дают... Еще один фильм, выбранный и детьми, и взрослыми, - "Цыпленок по-киевски" Томаса Стеллмаха (Германия). Фильм упоительный: несколько чернушные и очень смешные приключения свежевылупившегося цыпленка.

Призы ждут своих героев

Лучшей работой детской анимационной студии и дети, и взрослые признали программу фильмов киевской студии "Крок" (руководители Юрий и Светлана Ивановы), хотя, честно говоря, не знаю, как им удалось выбрать, - хороших детских работ было много. Особо был отмечен пластилиновый фильм "Школа", где синий кубик-учитель превращает разноцветных учеников в свои уменьшенные копии, но потом, выйдя из школы, сам становится разноцветным (хотя и второй фильм - "Кто смеется последним" - про прищепки, которые поочередно работали и отдыхали, тоже удачный). Правда, и другие детские фильмы были отмечены: семилетняя Оля Мурашова из ярославской студии "Перспектива", автор фильма "Грустная история" (про то, как "жил-был жук", который грыз свой ход в дереве, но в ход влез дрозд...), и девятилетняя Кристина Бушмелева из московской студии "Аистята", сделавшая фильм "Маленький листочек" (про листик, переживший зиму на ветке, но выгнанный оттуда новыми листьями и подобранный доброй девочкой), получили призы ВГИКа.

Работы детей из новосибирского "Визарта" - скорее учебные, но сделаны хорошо, ничего не скажешь: и сюжет есть, и чувство, и просто красиво. И в Луге тоже, оказывается, вот уже десять лет существует студия "Мультик", тоже есть неплохие работы, хотя от большинства фильмов остается ощущение некоторой недосказанности: все очень мило, но не совсем понятно, что хотел сказать автор.

Не могу сказать, чтобы что-нибудь из детских или взрослых работ сильно потрясло. Зато многое порадовало, и не только премированные фильмы. Например, всем (кроме жюри, наверное) понравился фильм Эвы Линдстрем (Швеция) "Лимпан о чем-то тоскует" - а тоскует Лимпан (собака) по сосиске и обществу. Понравился компьютерный фильм "Маски" Петра Карваса (Германия) - похоже, компьютерная анимация может быть не бездушной. Утешила белорусская программа - такое впечатление, что там сумели сохранить то, что было когда-то на "Союзмультфильме". Белорусские фильмы - одни лучше, другие хуже, но в них есть жизнь. Больше всего мне понравились фильмы Владимира Петкевича, особенно последний - "Ерш и воробей", для Петкевича непривычный - яркий и веселый.

Что печально - если не считать работ детских студий, хороших российских фильмов было мало. И не потому, что строго отбирали, - было бы из чего выбирать... Если оставить в стороне английские заказы, которыми живет студия "Кристмас", не останется почти ничего, можно сосчитать по пальцам одной руки. А когда фильмов становится так мало, они неизбежно становятся хуже - количество переходит в качество не только со знаком "плюс".

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;