Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30 (7389) 7 - 13 августа 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Был царем и дворником

Николай Черкасов: все остается людям

Записала Екатерина НИКИТИНА


Н.Черкасов

Исполнилось 100 лет со дня рождения великого актера кино и театра Николая Черкасова. Он снимался в фильмах "Депутат Балтики", "Дети капитана Гранта", "Александр Невский", "Иван Грозный", "Дон Кихот", работал с Сергеем Эйзенштейном, Григорием Александровым, Григорием Козинцевым... Последняя и, как признавался сам актер, любимая роль в кино - академик Дронов в фильме "Все остается людям". О работе с Черкасовым вспоминает режиссер Георгий НАТАНСОН:

- Дни работы над фильмом "Все остается людям" я назвал бы одновременно счастливыми и трагическими. Счастливыми - потому что работать с великим Черкасовым было действительно счастьем; трагическими - потому что для самого актера это время было тяжелым. В дни съемок его уволили из Ленинградского театра им. Пушкина - Александринки, в которой он проработал более 30 лет. К тому же он сильно болел тогда, настолько сильно, что роль академика Дронова оказалась последней в его жизни...

За эту роль Черкасов получил Ленинскую премию. Сейчас трудно поверить в то, что выдающегося актера очень долго не хотели на эту роль утверждать. Да и вообще не хотели, чтобы фильм был поставлен.

А дело было так. Я принес сценарий "Все остается людям" Ивану Александровичу Пырьеву, выдающемуся, но очень своеобразному человеку. Тот обещал за ночь со сценарием ознакомиться. На следующий день прихожу к нему: лицо очень хмурое. "Я с тобой, - говорит, - буду сценарий на худсовете обсуждать". Не понравилось, значит. Надо сказать, что в сценарии очень мало действия и декораций - квартира Дронова и два кусочка натуры. На худсовете Пырьев взорвался: "Георгий Григорьевич! Жора! Жорочка! Ты окончил режиссерский факультет ВГИКа, и диплом тебе вручал сам великий Эйзенштейн. Ты работал у меня ассистентом на двух картинах, и хорошо работал. Ты поставил успешную картину "Шумный день". Жора! Ты ничего не понял в кино, если ты приносишь сценарий, в котором одна болтовня!" Все. Дорога на "Мосфильм" картине была заказана.

Тогда Самуил Алешин, сценарист картины, договорился с "Ленфильмом", директором которого в то время был Илья Николаевич Киселев - очень тонкий, эрудированный человек. Там сценарий одобрили, и уже через два дня я был в Ленинграде. Надо сказать, что на главную роль я с самого начала хотел пригласить Николая Константиновича. Черкасов не снимался тогда более пяти лет и очень обрадовался моему предложению. Сделали пробы. И что бы вы думали? На худсовете известный в то время сценарист Чирсков заявляет: "Мне очень мил этот молодой режиссер из Москвы. Я в восторге от Андрея Попова в роли священника! Поистине великолепна Быстрицкая в роли Румянцевой! Замечателен Озеров в роли молодого ученого! Но давайте признаемся честно: Черкасов для этой роли - творческий труп". И это говорилось на "Ленфильме" - студии, где был снят "Депутат Балтики", открывший, по сути, талант актера! Моя речь в защиту эффекта не возымела. Я был в шоке. Представить кого-то на месте Черкасова я не мог. В отчаянии побежал к Товстоногову, который возглавлял крупную актерскую организацию в Ленинграде: "Что они там, с ума посходили - Колю не утвердить?!" И прямо при мне Товстоногов позвонил в обком, в отдел культуры. Оттуда был сделан звонок Киселеву, и последнему ничего не оставалось, как согласиться хотя бы посмотреть, что из этого всего может выйти. Черкасов обо всем знал, разумеется, - "доброжелатели" уже через сорок минут после худсовета ему позвонили. Переживал страшно - хотя, казалось бы, великий актер, чего волноваться? В общем, устроили нам экзамен. Помню, к съемкам я приступал очень робко. Я ведь тогда совсем молодым режиссером был, а тут Черкасов, работавший с гениальными Эйзенштейном и Александровым, Быстрицкая, имя которой как раз гремело после "Тихого Дона" Герасимова. Тем не менее Черкасов относился ко мне с большим уважением, всегда считался с идеями постановки фильма. "Это же ваша картина", - говорил он. И вместе с тем он не был безмолвным - постоянно что-то предлагал, советовал. Он быстро помог мне преодолеть творческую робость. Глядя на него, и Элина Быстрицкая начала слушаться, а сначала с ней нелегко приходилось... Естественно, Черкасов был утвержден на роль. Работать с ним было необыкновенно интересно. Да и не только мне! Несколько раз на съемочную площадку - смотреть на работу Черкасова - приходил Иннокентий Смоктуновский, который в соседнем павильоне снимался у Козинцева в роли Гамлета.

Николай Константинович был тогда очень болен. У него были плохие легкие, врачи ему курить запрещали. Вот он и стрелял у всех сигареты. Ну кто откажет Черкасову! Хотя все знали, что ему нельзя. Он, как мальчишка, прятался по углам - боялся, что кто-нибудь расскажет супруге, не хотел ее расстраивать. Как-то раз Черкасов пришел на съемки очень хмурый. Я думал, это из-за болезни, спрашиваю: "Плохо себя чувствуете?" "Нет, - говорит, - Георгий Григорьевич. Меня сегодня из театра уволили". В Александринке в то время проходило сокращение кадров, а у Черкасова там жена работала, тоже актриса. Она как раз попала под сокращение. Черкасов, как узнал, сразу побежал к директору. Тот ему говорит: дескать, ничего не могу сделать, таково решение вышестоящих организаций. "Я протестую", - говорит Николай Константинович. "А я ничего изменить не могу", - отвечает директор. Тогда актер пошел ва-банк: "В таком случае увольняйте и меня тоже". - "Хорошо, пишите заявление". Черкасов написал. В отделе кадров его заверили. И больше в театре он уже не работал.

К сожалению, Дронов оказался его последней ролью и в кино тоже. Это была своего рода лебединая песня. В одном из интервью Черкасов признавался: "Если бы меня спросили, какая из моих ролей доставила мне наибольшую творческую и человеческую радость, я бы не задумываясь ответил: академик Дронов из фильма "Все остается людям"... Дронов особенно дорог тем, что его поистине эпический характер позволил мне поразмышлять на языке актерского мастерства о философской сути нашего времени, о его героях, о долге людей друг перед другом". Как режиссеру мне это очень отрадно осознавать.

За короткий срок фильм посмотрели 25 миллионов человек! После его выхода мне предложили навсегда перебраться в Ленинград - работать на "Ленфильме". Я отказался. И был с лихвой вознагражден встречей с Пырьевым в коридоре "Мосфильма". Он меня встретил, прижал к груди: "Вчера смотрел твою картину. Я рыдал, когда великолепный Черкасов говорил от лица Дронова, что все остается людям после ухода человека из жизни..." Потом он выдержал короткую паузу и почти закричал: "Жора! Как же ты вставил мне и всему худсовету, сделав такую картину!" И тут же, в коридоре, принял меня в Союз кинематографистов, председателем которого тогда являлся.

А Черкасов за роль Федора Дронова получил Ленинскую премию. Вообще-то, изначально на нее выдвигались трое: режиссер-постановщик, автор сценария и исполнитель главной роли фильма "Все остается людям". Но лауреатом стал только Черкасов.

При жизни Черкасов был очень любим властями. Не секрет, что его обожал сам Сталин. Николай Константинович рассказывал мне о своих встречах с ним. Однажды Сталин пригласил Черкасова в Кремлевский зал на просмотр какой-то картины (надо сказать, что делал он это неоднократно). Когда актер, пропустив вперед всех членов Политбюро, зашел внутрь, все места оказались заняты. Ничего не оставалось, как сесть на пол и в таком положении смотреть фильм. Черкасов уже смирился с неудобствами, как вдруг к нему на четвереньках подползает какой-то человек и говорит: "Товарищ Черкасов, около стены поставили стул. Пожалуйста, садитесь туда, а то неудобно получается..." Николай Константинович резонно заметил: "Вы же знаете, что я высокий. Я не могу встать и загородить луч прожектора товарищу Сталину. Так что я лучше здесь посижу". Ковер в зале был мягкий, так что на полу было действительно довольно комфортно. Через некоторое время человек опять приползает (встать ведь тоже не может - а вдруг помешает просмотру!): "Товарищ Черкасов, мой начальник очень просит, чтобы все-таки сели на стул. Можете не вставать, проползите на корточках..." "Передайте начальнику, - отвечает артист, - что мне здесь очень хорошо. Я здесь никому не мешаю, и товарищ Сталин мне замечания не делает. А ваш начальник, товарищ, мне замечание делает". Тот опять отполз. И снова через какое-то время ползет - с тем же предложением. Тут Черкасов не выдержал, поворачивается к Сталину: "Иосиф Виссарионович, ну что ко мне пристал этот человек? Заставляет встать с ковра, где я так хорошо устроился!" Тот нахмурился: "А почему вы мешаете товарищу Черкасову смотреть картину? Это неправильно! Пусть смотрит где хочет". В общем, разрешил актеру спокойно досидеть на полу.

Известно, что Сталин высоко ценил первую серию картины "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна, в которой Николай Черкасов сыграл царя. За эту роль он получил Сталинскую премию I степени. И дело тут, скорее, в отношении вождя к личности самого Ивана Грозного... А теперь представьте ситуацию, в которой оказался актер после просмотра Сталиным картины "Во имя жизни" Александра Зархи и Иосифа Хейфица (в этом фильме Черкасов играет эпизодическую роль дворника). "Товарищ Черкасов, - грозно обратился Сталин, - кто заставил вас после царя Ивана Грозного играть дворника?" Черкасов побледнел, начал говорить о том, что такова роль, таков сценарий. "Нет, я спрашиваю, кто персонально заставил вас играть после Ивана Грозного дворника в среднем фильме?!" Черкасову еле удалось доказать, что эта роль не являлась идеологическим выпадом и не выявляла отношение к Грозному. Такова суть актерской профессии: сегодня ты царь, завтра - дворник.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

ПАМЯТЬ

АНОНС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;