Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 30 (7389) 7 - 13 августа 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаБыл царем и дворникомНиколай Черкасов: все остается людям Записала Екатерина НИКИТИНА
Исполнилось 100 лет со дня рождения великого актера кино и театра Николая Черкасова. Он снимался в фильмах "Депутат Балтики", "Дети капитана Гранта", "Александр Невский", "Иван Грозный", "Дон Кихот", работал с Сергеем Эйзенштейном, Григорием Александровым, Григорием Козинцевым... Последняя и, как признавался сам актер, любимая роль в кино - академик Дронов в фильме "Все остается людям". О работе с Черкасовым вспоминает режиссер Георгий НАТАНСОН: - Дни работы над фильмом "Все остается людям" я назвал бы одновременно счастливыми и трагическими. Счастливыми - потому что работать с великим Черкасовым было действительно счастьем; трагическими - потому что для самого актера это время было тяжелым. В дни съемок его уволили из Ленинградского театра им. Пушкина - Александринки, в которой он проработал более 30 лет. К тому же он сильно болел тогда, настолько сильно, что роль академика Дронова оказалась последней в его жизни... За эту роль Черкасов получил Ленинскую премию. Сейчас трудно поверить в то, что выдающегося актера очень долго не хотели на эту роль утверждать. Да и вообще не хотели, чтобы фильм был поставлен. А дело было так. Я принес сценарий "Все остается людям" Ивану Александровичу Пырьеву, выдающемуся, но очень своеобразному человеку. Тот обещал за ночь со сценарием ознакомиться. На следующий день прихожу к нему: лицо очень хмурое. "Я с тобой, - говорит, - буду сценарий на худсовете обсуждать". Не понравилось, значит. Надо сказать, что в сценарии очень мало действия и декораций - квартира Дронова и два кусочка натуры. На худсовете Пырьев взорвался: "Георгий Григорьевич! Жора! Жорочка! Ты окончил режиссерский факультет ВГИКа, и диплом тебе вручал сам великий Эйзенштейн. Ты работал у меня ассистентом на двух картинах, и хорошо работал. Ты поставил успешную картину "Шумный день". Жора! Ты ничего не понял в кино, если ты приносишь сценарий, в котором одна болтовня!" Все. Дорога на "Мосфильм" картине была заказана. Тогда Самуил Алешин, сценарист картины, договорился с "Ленфильмом", директором которого в то время был Илья Николаевич Киселев - очень тонкий, эрудированный человек. Там сценарий одобрили, и уже через два дня я был в Ленинграде. Надо сказать, что на главную роль я с самого начала хотел пригласить Николая Константиновича. Черкасов не снимался тогда более пяти лет и очень обрадовался моему предложению. Сделали пробы. И что бы вы думали? На худсовете известный в то время сценарист Чирсков заявляет: "Мне очень мил этот молодой режиссер из Москвы. Я в восторге от Андрея Попова в роли священника! Поистине великолепна Быстрицкая в роли Румянцевой! Замечателен Озеров в роли молодого ученого! Но давайте признаемся честно: Черкасов для этой роли - творческий труп". И это говорилось на "Ленфильме" - студии, где был снят "Депутат Балтики", открывший, по сути, талант актера! Моя речь в защиту эффекта не возымела. Я был в шоке. Представить кого-то на месте Черкасова я не мог. В отчаянии побежал к Товстоногову, который возглавлял крупную актерскую организацию в Ленинграде: "Что они там, с ума посходили - Колю не утвердить?!" И прямо при мне Товстоногов позвонил в обком, в отдел культуры. Оттуда был сделан звонок Киселеву, и последнему ничего не оставалось, как согласиться хотя бы посмотреть, что из этого всего может выйти. Черкасов обо всем знал, разумеется, - "доброжелатели" уже через сорок минут после худсовета ему позвонили. Переживал страшно - хотя, казалось бы, великий актер, чего волноваться? В общем, устроили нам экзамен. Помню, к съемкам я приступал очень робко. Я ведь тогда совсем молодым режиссером был, а тут Черкасов, работавший с гениальными Эйзенштейном и Александровым, Быстрицкая, имя которой как раз гремело после "Тихого Дона" Герасимова. Тем не менее Черкасов относился ко мне с большим уважением, всегда считался с идеями постановки фильма. "Это же ваша картина", - говорил он. И вместе с тем он не был безмолвным - постоянно что-то предлагал, советовал. Он быстро помог мне преодолеть творческую робость. Глядя на него, и Элина Быстрицкая начала слушаться, а сначала с ней нелегко приходилось... Естественно, Черкасов был утвержден на роль. Работать с ним было необыкновенно интересно. Да и не только мне! Несколько раз на съемочную площадку - смотреть на работу Черкасова - приходил Иннокентий Смоктуновский, который в соседнем павильоне снимался у Козинцева в роли Гамлета. Николай Константинович был тогда очень болен. У него были плохие легкие, врачи ему курить запрещали. Вот он и стрелял у всех сигареты. Ну кто откажет Черкасову! Хотя все знали, что ему нельзя. Он, как мальчишка, прятался по углам - боялся, что кто-нибудь расскажет супруге, не хотел ее расстраивать. Как-то раз Черкасов пришел на съемки очень хмурый. Я думал, это из-за болезни, спрашиваю: "Плохо себя чувствуете?" "Нет, - говорит, - Георгий Григорьевич. Меня сегодня из театра уволили". В Александринке в то время проходило сокращение кадров, а у Черкасова там жена работала, тоже актриса. Она как раз попала под сокращение. Черкасов, как узнал, сразу побежал к директору. Тот ему говорит: дескать, ничего не могу сделать, таково решение вышестоящих организаций. "Я протестую", - говорит Николай Константинович. "А я ничего изменить не могу", - отвечает директор. Тогда актер пошел ва-банк: "В таком случае увольняйте и меня тоже". - "Хорошо, пишите заявление". Черкасов написал. В отделе кадров его заверили. И больше в театре он уже не работал. К сожалению, Дронов оказался его последней ролью и в кино тоже. Это была своего рода лебединая песня. В одном из интервью Черкасов признавался: "Если бы меня спросили, какая из моих ролей доставила мне наибольшую творческую и человеческую радость, я бы не задумываясь ответил: академик Дронов из фильма "Все остается людям"... Дронов особенно дорог тем, что его поистине эпический характер позволил мне поразмышлять на языке актерского мастерства о философской сути нашего времени, о его героях, о долге людей друг перед другом". Как режиссеру мне это очень отрадно осознавать. За короткий срок фильм посмотрели 25 миллионов человек! После его выхода мне предложили навсегда перебраться в Ленинград - работать на "Ленфильме". Я отказался. И был с лихвой вознагражден встречей с Пырьевым в коридоре "Мосфильма". Он меня встретил, прижал к груди: "Вчера смотрел твою картину. Я рыдал, когда великолепный Черкасов говорил от лица Дронова, что все остается людям после ухода человека из жизни..." Потом он выдержал короткую паузу и почти закричал: "Жора! Как же ты вставил мне и всему худсовету, сделав такую картину!" И тут же, в коридоре, принял меня в Союз кинематографистов, председателем которого тогда являлся. А Черкасов за роль Федора Дронова получил Ленинскую премию. Вообще-то, изначально на нее выдвигались трое: режиссер-постановщик, автор сценария и исполнитель главной роли фильма "Все остается людям". Но лауреатом стал только Черкасов. При жизни Черкасов был очень любим властями. Не секрет, что его обожал сам Сталин. Николай Константинович рассказывал мне о своих встречах с ним. Однажды Сталин пригласил Черкасова в Кремлевский зал на просмотр какой-то картины (надо сказать, что делал он это неоднократно). Когда актер, пропустив вперед всех членов Политбюро, зашел внутрь, все места оказались заняты. Ничего не оставалось, как сесть на пол и в таком положении смотреть фильм. Черкасов уже смирился с неудобствами, как вдруг к нему на четвереньках подползает какой-то человек и говорит: "Товарищ Черкасов, около стены поставили стул. Пожалуйста, садитесь туда, а то неудобно получается..." Николай Константинович резонно заметил: "Вы же знаете, что я высокий. Я не могу встать и загородить луч прожектора товарищу Сталину. Так что я лучше здесь посижу". Ковер в зале был мягкий, так что на полу было действительно довольно комфортно. Через некоторое время человек опять приползает (встать ведь тоже не может - а вдруг помешает просмотру!): "Товарищ Черкасов, мой начальник очень просит, чтобы все-таки сели на стул. Можете не вставать, проползите на корточках..." "Передайте начальнику, - отвечает артист, - что мне здесь очень хорошо. Я здесь никому не мешаю, и товарищ Сталин мне замечания не делает. А ваш начальник, товарищ, мне замечание делает". Тот опять отполз. И снова через какое-то время ползет - с тем же предложением. Тут Черкасов не выдержал, поворачивается к Сталину: "Иосиф Виссарионович, ну что ко мне пристал этот человек? Заставляет встать с ковра, где я так хорошо устроился!" Тот нахмурился: "А почему вы мешаете товарищу Черкасову смотреть картину? Это неправильно! Пусть смотрит где хочет". В общем, разрешил актеру спокойно досидеть на полу. Известно, что Сталин высоко ценил первую серию картины "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна, в которой Николай Черкасов сыграл царя. За эту роль он получил Сталинскую премию I степени. И дело тут, скорее, в отношении вождя к личности самого Ивана Грозного... А теперь представьте ситуацию, в которой оказался актер после просмотра Сталиным картины "Во имя жизни" Александра Зархи и Иосифа Хейфица (в этом фильме Черкасов играет эпизодическую роль дворника). "Товарищ Черкасов, - грозно обратился Сталин, - кто заставил вас после царя Ивана Грозного играть дворника?" Черкасов побледнел, начал говорить о том, что такова роль, таков сценарий. "Нет, я спрашиваю, кто персонально заставил вас играть после Ивана Грозного дворника в среднем фильме?!" Черкасову еле удалось доказать, что эта роль не являлась идеологическим выпадом и не выявляла отношение к Грозному. Такова суть актерской профессии: сегодня ты царь, завтра - дворник. Также в рубрике:
|