Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 30 (7389) 7 - 13 августа 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрПоминки по страстиПремьера в "Театральном деле Гольданскихъ" Лилит ГУЛАКЯН
Писать хвалебные рецензии сейчас как-то не принято - не дай Бог, примут за оплаченный пиар. Перефразируя известный постулат, получаем новый: о спектакле - либо плохо, либо никак. Никак - не в смысле молчания, а и так и сяк, рецензия в стиле "ни рыба ни мясо". Читатель, обескураженный такими неопределенными оценками, в подобных случаях не знает, идти ли ему на спектакль, или нет. Надеюсь, что, прочитав эту рецензию, он, по крайней мере, поймет, какой совет дает ему автор этих строк. Ибо, что же делать, если спектакль понравился, да еще и антрепризный? Это ведь бывает так редко. Итак, уважаемая публика, Эжен Ионеско - раз! Амалия Гольданская - два! Григорий Сиятвинда - три! Да еще режиссер Роман Самгин, уверенно заявивший о себе постановками в Ленкоме! Вполне джентльменский набор для антрепризного рецепта успеха. О чем это я? Да о "Свойствах страсти" - новом проекте "Театрального дела Гольданскихъ". Хотя, пожалуй, по законам кассового зрелища, чете Гольданских следовало бы выбрать какую-нибудь фривольную французскую комедию или закрученный английский детектив, словом, что-нибудь полегче, без претензий на интеллектуальность и философские обобщения. Что и говорить, смелые они люди, эти Гольданские: отталкиваясь от первоосновы - пьесы Ионеско "Бред вдвоем", - создали спектакль на двоих, а ведь это всегда риск, даже с учетом искрометных индивидуальностей Сиятвинды и Гольданской. Впрочем, они во главе с режиссером, повторюсь, действительно что есть силы оттолкнулись от пьесы и отправились в свободное плавание по волнам страсти, имя которой... Нет, не скажу, называйте ее сами, у каждого свое определение для странного союза двух одиночеств, когда вдвоем жить невыносимо, а по отдельности - невозможно. По сравнению с каноническим текстом Ионеско пытливый знаток драматургии найдет немало вольностей, но не ради этих исследований стоит прийти в Центр В.Высоцкого, на сцене которого и разворачивается действие. Собственно, состарившаяся пара когда-то страстно влюбленных друг в друга людей на протяжении всего спектакля занимается именно игрой слов и смыслов. В этой дуэли уязвленных самолюбий он и она, скинув хламиды бесполых халатов, а вместе с ними сбросив десятки прожитых лет и помолодев, поочередно одерживают сомнительные победы или же терпят унизительные поражения. И чем сильнее была та обжигающая страсть, которая кинула их когда-то в объятия друг друга, тем слаще торжество, с которым каждый из них растаптывает своего заклятого... партнера, любовника, супруга - ах, какая разница, главное, что они обречены быть вместе. А конец света, который, судя по сообщениям ветхого радиоприемника, уже наступил, - лишь метафора неприветливости и неуюта этого мира, но не более. Мастерство актеров и умелая режиссерская работа заставляют зрителей внимать каждому слову, каждому оттенку интонации, с которой произносятся со сцены и гневные обвинения, и оскорбления, и стыдливые признания в любви. И Гольданская, и Сиятвинда по праву могут претендовать на звание артиста-оркестра, за ними интересно наблюдать, их фигуры летают по сцене, взвиваясь на высоту театральных колосников, и нещадно со всей силы шлепаются на подмостки, под хлюпанье воды и чавканье почти осязаемой грязи, которые слышны при этом. Но главное, тот же головокружительный полет совершают их души. Актерам самим явно интересно разобраться: как же так получается, что сумасшедшая страсть со временем вырождается в ежедневные перепалки, разборки и скандалы. Их будни складываются из словоблудия и абсурдных споров о том, разные ли существа улитка и черепаха, или это все же одно и то же животное, - это у них такой семейный ритуал. Визитной карточкой спектакля стало его художественное решение. Костюмы героев, созданные Александрой, или Шурой, как она обычно представляется, Тумашовой, позволяют артистам максимально быстро осуществлять различные манипуляции с одеждой, отражающие эмоциональные метаморфозы персонажей. А остроумно модифицирующиеся декорации, придуманные все той же Шурой, позволяют экспериментировать с пространством сцены, то раздвигая, то сужая физические рамки происходящего. Дуэт Гольданская - Сиятвинда впервые сложился в телерекламе. Помните? "От волнения у меня дрожат конфигурации!" Пожалуй, только им под силу было сделать увлекательным, по сути, весьма трагичное зрелище: справить этакие поминки по страсти, а потом показать ее возрождение на краю физической смерти героев. Именно эти мутации и исследуют Гольданская и Сиятвинда в спектакле Самгина. Исполнители абсолютно безжалостны к себе, старательно изображая дряхлую и маразматичную старость своих героев, и совершенно преображаются в сценах, где играют себя - молодых и красивых. А у зрителей между тем конфигурации дрожат и от восторга, и в том числе оттого, что в этих персонажах они узнают порой себя. Также в рубрике:
|