Вигвам на Волхонке
Художники американского Запада в Москве
ВЫСТАВКА
Тамара ЮЖИНА
 |
Дж.Стэнли. "Возвращение охотников". 1855 г. |
Если вы думаете, что вестерн зародился в Голливуде в XX веке, когда на экране ковбои в широкополых шляпах в борьбе с хитроумными индейцами и "золотой лихорадкой" стали на наших глазах творить великий миф американской истории - легенду освоения западных земель, то, посетив выставку, открывшуюся на этой неделе в Музее личных коллекций, вы поймете - это не так. Европейские колонисты, охотники за приключениями и индейские вожди всего лишь "ожили" при помощи кинематографа, но перекочевали они на пленку со старых изображений Дикого Запада, таких, как те 60, что представлены в экспозиции.
Выставка "Художники американского Запада. 1830 - 1940" организована художественным Музеем Джослина (Омаха, Небраска), Международным фондом искусства и образования Бетезда (Мэриленд) и представляет в основном картины, относящиеся ко времени становления американской нации.
 |
Б.Филлипс. "Флейтист" |
По словам директора ГМИИ Ирины Антоновой, американские коллеги и давние партнеры музея из Хьюстона "настоятельно предлагали" Москве эту выставку. Отказываться не было резона, и вот тоскующей от летней жары столичной публике представилась уникальная возможность воочию познакомиться с шедеврами региональной американской художественной школы. Почти ничего не говорящие русским любителям искусства имена художников - профессионалов и самоучек - прежде всего привлекают национальной экзотикой. Идущие к водопою бизоны, охота на фламинго, портреты индейских знахарей и вождей, сражения, Большой каньон и яркие закаты Колорадо, запечатленные со всей скрупулезностью реализма позапрошлого века, искупают погрешности изображения и, несомненно, радуют душу повзрослевших любителей Фенимора Купера. Однако насколько складывающаяся на выставке картина освоения новых земель, начавшаяся со скромных экспедиций "первооткрывателей" XIX века и увеличившая размер молодой державы на миллионы квадратных миль к западу, соответствует реальным историческим фактам, так и осталось загадкой.
 |
Дж.О Киф. "Лошадиный череп с розовой розой". 1931 г. |
И все-таки наиболее любопытным для русского зрителя оказались отнюдь не колорит топографически точных видов, тщательно выписанных костюмов индейцев, изображения редких представителей местной фауны и флоры и даже некая экзотическая инсталляция, символизирующая вигвам, а скорее наоборот - настоятельно пробивающееся сквозь незнакомые реалии далекой жизни ощущение дежавю, которое возникает, как только попадаешь в музейные залы. Провинциальная американская художественная школа удивительно живо напоминает нашу, отечественную. И дело даже не в том, что среди "западных" живописцев есть двое бывших русских - Н.Фешин и Л.Гаспар, оказавшихся в США в начале XX века, и общем пути развития искусства: от академизма к импрессионизму, авангарду, кубизму, фовизму, символизму. Дело в том, что уже на третьей минуте осмотра экспозиции знакомство с "энциклопедией" искусства американского Запада невольно превращается в игру "найди параллель" с русским художником. И отказаться от нее уже почти невозможно - затягивает. Мы плавно переходим от "шишкинских" рассветов над лесным озером А.Бирштадта к "передвижническим" жанровым сценам: полный аналог нашему обедающему земству - картина Дж.Шарпа "Вожди племен у главного входа", пишущим письмо султану казакам - "Договор о южном Айдахо" Ч.Наля. Ассоциации не отпускают и дальше. В "Индейцах из Таоса" Э.Блюменштайна узнается Борисов-Мусатов, в "Индейце-флейтисте" Б.Филлипса - пастушок Нестерова, в "Наблюдателях" М.Диксона - Сарьян, в "Похоронах на воде" Н.Уайета - Рерих, в У.Дантене - Грабарь. Этот ряд можно продолжать до бесконечности.
Но вот что примечательно. Видимо, так же воспринимается и наше отечественное искусство в Америке - со смесью любопытства и стыдливого узнавания.