Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 27 (7386) 10 - 16 июля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеИскусство на клеюИз чего делаются шедевры и новые технологии ВЫСТАВКАГеоргий ТАДЫРОВ
Уж сколько раз твердили миру: понять, чем инспирирован творческий акт, почти невозможно, стихи "растут" из сора, живопись - из "впечатления", трагедия - "из духа музыки", а в нашем распоряжении, как правило, только чистый, рафинированный результат. Между тем детское желание разобрать готовую вещицу, разъять ее на составные компоненты, чтобы посмотреть, что там у нее внутри и как все устроено, остается. Удовлетворить его, пусть хотя бы отчасти, относительно искусства изобразительного предлагает сегодня Музей личных коллекций, где проходит выставка "Коллаж в России". Здесь на примере более сотни работ отечественных художников ХХ века - от Ларионова, Лентулова, Лисицкого до Константинова и Янкилевского - можно наглядно убедиться в том, что для творческого поиска хороши любые средства: обертки, обрывки бумаг, газеты, фотографии и прочий бытовой мусор. Разумеется, искусство вырезания и пришивания или приклеивания кусков чего попало на изобразительную основу зародилось далеко не в прошлом столетии, и еще задолго до числящихся в изобретателях коллажа дадаистов именовалось не менее простым французским словом "аппликация". Впрочем, и до "аппликации" мастерицы Оружейной палаты нашивали на золотошвейные пелены и воздухи парчовые и бархатные вставки, а краснодеревщики инкрустировали основу другими породами деревьев. И потому терминологическая путаница неизбежно присутствует. Кураторы выставки, перетряхнувшие в поисках произведений, соответствующих границам жанра, собрания самого Пушкинского музея, Третьяковской галереи, Архива литературы и искусства и личные загашники художников, изрядно потрудились над концепцией проекта, чтобы отсечь все лишнее. Действительно, отделить собственно коллаж от ассамбляжа и, пуще того, матиссовского декупажа не всегда просто даже в теории, на деле же - то есть в реальных работах - зачастую и вовсе невозможно. Организаторам приходилось постоянно оговариваться: мол, фотоколлаж (безусловное явление ХХ века) - это, конечно, коллаж, но тема отдельная и в нынешней экспозиции ей не место, монтаж - художественный и литературный - тоже вроде подходит, но чистота жанра дороже, а о компьютерных технологиях и вовсе упоминать не будем. В результате известная компромиссность отбора все-таки осталась, что по большому счету пошло выставке только на пользу. "Коллаж в России" не выглядит засушенным лабораторным явлением, каким мог бы показаться первый образчик национального освоения жанра - альбом Крученых и Розановой "Вселенская война" или многочисленные абстрактные работы стерлиговских учеников. Он - не простой художественный прием, позволяющий Ю. Анненкову или Н.Гончаровой и вообще любому театральному декоратору предъявить на плоскости листа фактуру будущей стены сценического интерьера или платья актера. "Коллаж" - это ментальная категория цивилизации ХХ, да и нынешнего века. Отыскав в экспозиции признаки коллажа как художественного явления в идеях авангардистов, поставленных на службу соцпропаганды, конструктивистских экспериментах Родченко и Клуциса, домашних работах шестидесятников-нонконформистов, сентиментальных экзерсисах С.Параджанова, соединявшего увядшие листья, перовые наброски и письма из ГУЛАГа, дальнейший путь коллажа можно прослеживать где угодно вплоть до, если хотите, креатива современных рекламных и PR-агентств, таких частностей, как популярность группы "АЕС" или, напротив, общей эстетической парадигмы конца столетия. На самом деле, откладывая в сторону кисти и краски и берясь за ножницы и клей, чтобы прилепить на белый лист красные, желтые и прочие цветные клочки, футуристы начала ХХ столетия в самых смелых своих чаяниях не думали произвести на свет философию постмодернизма. Они просто хотели дойти до сути - до первооснов живописи, разобрать, разложить ее и переустроить по-новому. Но желание понять, как в детской песенке: "Из чего же, из чего же, из чего же сделано наше искусство?" - торной дорогой одного за другим приводило художников ХХ века к коллажу. Он стал своего рода Рубиконом, приближение к которому почти всегда обозначало в истории искусства или в истории отдельно взятой творческой личности попытку прорыва к новым изобразительным возможностям и эстетическим парадигмам - не важно, чем все заканчивалось на бумаге и холсте: игрой с локальными цветами или построением глубокомысленных композиций. Важно, чем это обернулось в нашей жизни. Также в рубрике:
|