Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 27 (7386) 10 - 16 июля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраИЛЛАРИОН ГОЛИЦЫН: "Я вышел из "Красной комнаты"Беседу вел Евграф КОНЧИН
Народный художник России, действительный член Российской академии художеств и член ее президиума Илларион Владимирович ГОЛИЦЫН, которому недавно исполнилось 75 лет, - человек во всех отношениях примечательный. Он потомок древнего княжеского рода, ведущего свое начало с XIV века от великого князя литовского Гедиминаса. Этот род дал России много выдающихся государственных, военных, дипломатических и иных деятелей, составивших гордость нашего Отечества. Прапрадед художника Дмитрий Владимирович Голицын (1771 - 1844) был генерал-губернатором Москвы, прадед Владимир Михайлович Голицын (1847 - 1932), ее губернатором, а затем городским головой. Другой прадед, по материнской линии, Сергей Дмитриевич Шереметев - внук легендарной крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой и графа Николая Петровича Шереметева. Недавно в США вышел объемистый фолиант, где собраны Голицыны со всего света, от Гедиминаса до наших дней. Подобной родовой книги никогда прежде не издавалось.
- На вашем столе рядом с томом о Голицыных я вижу несколько последних номеров журнала "Юность". Эти издания как-то связаны между собой? - В этих номерах "Юности" воплотилась давняя моя мечта опубликовать дневники отца - Владимира Михайловича Голицына, художника-романтика и иллюстратора книг, путешественника и моряка, - которые он вел с 1922 года до дня своего ареста в 1941 году. Это произошло в подмосковном Дмитрове, куда наша семья была выслана из Москвы в 1933 году. Во время обыска моей матушке Елене Петровне каким-то образом удалось спрятать эти четыре тетрадки, и они чудом уцелели. И вот теперь напечатаны в трех номерах журнала, будут еще четвертый, пятый... А отец мой погиб в 1943 году в Свияжском лагере близ Казани. Прожил он 41 год и 2 месяца.
- Художественная линия Голицыных начинается от вашего отца? - Первым профессиональным художником в нашем роду была Софья Николаевна Голицына, жена московского губернатора Владимира Михайловича Голицына. Участвовала в выставках, дружила со многими известными художниками, устраивала в своем доме рисовальные вечера, на которые приезжали Серов, Поленов, Коровин, Врубель, Пастернак, Левитан... Известен портрет Софьи Николаевны, написанный в 1886 году ее любимцем Константином Коровиным, ныне он хранится в Третьяковской галерее. Софья Николаевна умерла в Москве в 1925 году. У меня сохранилось несколько ее акварелей.
- В последнее десятилетие с большим успехом прошло несколько выставок членов вашей семьи... - Прежде всего осуществилось мое желание устроить выставку работ Голицыных-художников. Она состоялась в начале прошлого года в залах Академии художеств на Пречистенке, и я считаю ее знаменательным для себя событием. Тем более что она была посвящена 100-летию моего отца. Его работы заняли отдельный зал, и это было первым персональным показом его творчества. Экспонировались морские рисунки и акварели, иллюстрации к книгам, листы из серии "Дмитровские чудаки", настольная детская морская игра "Пираты". По существу, это стало открытием в отечественном изобразительном искусстве нового талантливого имени. А я представил на эту выставку большие ксилографические листы о восьми древних русских городах, акварели из цикла "Красная комната", живописные и акварельные пейзажи. Моя вторая жена Валентина Куцевич выставила яркие, сочные городские пейзажи, в которых, по ее словам, она "оставила следы живой жизни". Интересные, серьезные картины у сына Ивана. У дочери Кати - гобелены, исполненные в классических традициях. Мой племянник Сергей Михайлович, выпускник Полиграфического института, показал самобытные виды Москвы. Выставка "Двое Голицыных в Больших Вяземах" прошла в подмосковном Пушкинском музее-заповеднике. На ней были показаны мои работы и скульптурные поделки моего двоюродного брата Михаила Сергеевича Голицына из наростов на дереве. В Подольске была устроена экспозиция "Четыре поколения Красного дома", то есть дома в Новогирееве, где мы сейчас с вами беседуем. В ней участвовали Фаворские, Ефимовы, Голицыны. Выставки моих работ также прошли в Калуге, Обнинске, Сергиевом Посаде, Пущине...
- Вы работаете в живописи, графике, скульптуре. Какую из техник считаете главной в своем творчестве? - Вообще жесткое разделение жанров по творческим секциям считаю неправильным. Много работаю в разных материалах и техниках. Меняю материал тогда, когда чувствую, что он "устал", когда пропадает его сопротивление, когда работа идет слишком легко. Но живописью я занимаюсь всегда. Еще мальчишкой пришел к Павлу Дмитриевичу Корину, показал свои рисунки. Он мне и посоветовал: "Лучше пишите маслом" - и подарил три кисточки. Ими я и стал писать. В восьмом классе Дмитровской школы сделал первую персональную выставку. Это был 1944 год, шла война. Было страшно голодно. Тем не менее мои интересы были широки - я выпускал школьную стенгазету, играл в школьном театре, занимался волейболом.
- А где получили профессиональное образование? - Окончил Строгановское училище в 1953 году. Три года проектировал художественные интерьеры кораблей в Сормове. Затем устроился печатником в Студию имени Нивинского. В это же время стал делать свои работы.
- Вы уже тогда жили в Новогирееве, в знаменитом Красном доме, построенном еще Фаворским и Ефимовым? - Здесь я стал жить с 1961 года, когда женился на внучке Ивана Семеновича Ефимова - Наташе, ныне покойной. Подружился с Владимиром Андреевичем Фаворским, который оказал на меня огромное благотворное влияние. Правда, мне хотелось делать не иллюстрации к книгам, а резать на линолеуме большие гравюры о жизни простых людей в духе неореалистического итальянского кино.
- Вы помните свою первую работу, с которой начался ваш путь в искусстве? - Конечно. Каждый день до Курского вокзала я ездил на электричке. В ней и стал рисовать то, что видел вокруг. На основе зарисовок исполнил серию линогравюр, которые представил в 1957 году на выставку "Москва социалистическая". Их, к моему удивлению, закупили, и мне заплатили огромные по тем временам деньги - 19 тысяч рублей. Ведь моя зарплата печатника составляла всего 300 рублей. За эти работы меня приняли в Союз художников, а рекомендации дали Фаворский и Корин.
- Какие свои работы считаете наиболее значительными? - Серию, а это около 50 акварельных и живописных работ, "Красная комната". Начал я ее в конце 70-х годов и продолжаю до сих пор. Но заниматься интерьером мне пришлось в 13 лет в весьма трагических обстоятельствах. Мой отец написал из лагеря и попросил меня зарисовать "наш уголок" в дмитровском доме. Я нарисовал - послал ему. После его смерти в лагере этот рисунок нам вернули. Сейчас он хранится в моей мастерской. "Красная комната" - это, конечно, нечто другое. Да и вначале она была зеленой, по цвету обоев. Уже потом их поменяли, и комната стала "Красной". За эту серию я получил премию Московского правительства с такой формулировкой: "За изображение Москвы". Выходит, вся Москва уместилась в моей "Красной комнате". И это в какой-то степени, наверное, правильно. Оглядите комнату! На ее стенах висят старинные портреты моих предков, исполненные такими известными мастерами, как Матвеев, Рокотов, Вуаль, Петр Соколов, Алексеев, Гампельн, Моллер... А вот эти три картины - знаменитого итальянского живописца XVIII века Каналетто. Они принадлежали Ивану Ивановичу Шувалову, основателю Российской академии художеств. Он сам приобрел холсты у художника в Венеции. А вот акварель моего отца, сделанная в 1922 году. Это мои рисунки - портреты моей мамы Елены Петровны, моих детей. Из важных в своем творчестве назову большую графическую портретную серию из 20 листов "Хозяева и гости нашего дома". Много-много в ней замечательных людей! За один из этих листов - "В мастерской скульптора" - я получил Золотую медаль на Международной выставке в Кракове. А изображена на нем, между прочим, всего лишь рубка капусты в мастерской Дмитрия Михайловича Шаховского, которая находится в нашем доме.
- Некоторые художники, например, Дмитрий Жилинский и Игорь Обросов, у которых были репрессированы отцы, создали произведения в их память... - У меня есть картина "Трубецкие". На ней изображены девять близких и дорогих мне людей, связанных с Голицыными родственными узами. Они, по-моему, пострадали от сталинского режима более всего. Судьба их была ужасной! В то время, когда одних расстреливали, сажали в тюрьмы и лагеря, другие сражались на фронте с фашистами. Из автобиографических - картина "Голицыны в Дмитрове. 1933 год". На ней - одиннадцать членов нашей семьи, высланных из Москвы в Дмитров. Прежде всего - мой отец. Тот дом в Дмитрове, где мы тогда жили, не сохранился, поэтому мемориальную доску в память о моем отце установили на другом - том, куда мы переехали уже после его ареста. Моя мечта - увидеть восстановленной церковь Михаила Архангела на территории Голицынской больницы, построенной по проекту архитектора Матвея Казакова в 1802 году на средства Дмитрия Михайловича Голицына. Долгое время попечителем и директором этой больницы был Михаил Федорович Голицын. В его честь и был воздвигнут Михайловский храм. В 20-е годы он был закрыт, помещения использовались под хозяйственные нужды и сильно пострадали. Запланировано восстановление и нашего фамильного склепа в Донском монастыре, разрушенного при Советской власти. Согласие Московской Патриархии уже получено. Сейчас мой сын Иван ищет документы о его точном месторасположении. Еще меня очень тревожит судьба замечательной коллекции современной живописи в музее-заповеднике "Абрамцево". Она состоит из картин выдающихся художников - Кончаловского, Павла Кузнецова, Фалька, Куприна, Крымова, Древина, Удальцовой, Шмаринова, Горяева и более молодых - Андронова, Андрея Васнецова и других. Здание, где она постоянно экспонировалась, поставлено на длительный ремонт. Поэтому дальнейшая судьба картин вызывает у меня опасения. Академия художеств смогла бы взять ее на временное экспонирование в Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке. Но у Министерства культуры другое, и, на мой взгляд, довольно странное предложение. Там хотят сделать коллекцию передвижной и пустить по ряду городов, что я считаю очень рискованным. Как можно использовать эти ценнейшие подлинники в наших-то транспортных, охранительных и экспозиционных условиях?
- А какова судьба ваших собственных работ? - Самая большая коллекция моей графики, живописи и скульптуры хранится в Третьяковской галерее и Русском музее, где мне очень хотелось бы устроить выставку своих работ. Тем более что отпадает самая большая трудность при организации любой выставки - транспортная. Вот о чем я мечтаю... Также в рубрике:
|