Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 27 (7386) 10 - 16 июля 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Гамбургский счет

Фестиваль Джона Ноймайера "Дни балета"

Ольга РОМАНЦОВА
Фото Рейтер


Дж.Армани и Д.Ноймайер

Билеты на спектакли одного из самых элитарных балетных фестивалей нужно заказывать за несколько месяцев. Критики, продюсеры и просто любители балета съезжаются в портовый Гамбург со всей Европы, чтобы увидеть работы живого классика. Фестиваль, завершающий театральный сезон, основан Ноймайером в 1975 году и проходит уже в 28-й раз. По традиции он открылся премьерой нового спектакля хореографа. На сей раз Ноймайер показал PrОludes CV (Прелюдии СV) на музыку Леры Ауэрбах. Среди обязательных фестивальных мероприятий - вручение балетного приза Дом Периньон и гастроли одной из европейских балетных трупп (в Гамбург приехал Ballet du Grand ThОЙtre из Женевы). Кроме премьеры, Ноймайер включил в программу шесть постановок Гамбургского балета. Свои спектакли: "Пер Гюнта", "Нижинского", "Чайку", "Зимний путь", "Как вам это понравится" и "Баядерку" Наталии Макаровой (она поставила балет в декабре прошлого года). Фестиваль завершится традиционным гала-концертом, который называется "Нижинский".

Премьера, как обычно, удивила зрителей. "Не пытайтесь понять этот балет. В нем нет никаких историй, кроме тех, что вы можете придумать или вспомнить, слушая музыку и наблюдая за движениями. Каждый сочиняет свои собственные истории", - сказал Ноймайер во вступительном слове. Вдохновленный музыкой Ауэрбах - молодой пианистки, композитора и писательницы в одном лице, мэтр решил создать свободную композицию, не связанную внутренним сюжетом. И сам придумал к ней сценографию и костюмы. Схожие пластические мотивы повторяются в балете снова и снова, но танцовщики по-разному исполняют их. Хореограф рассказал журналистам, что выбрал семнадцать танцоров и стал создавать движения, исходя только из их индивидуальностей. Старался сделать так, чтобы все участники спектакля существовали на сцене независимо друг от друга. Добивался, чтобы отношения между ними были неопределенными и постоянно меняющимися, как в реальной жизни. И чтобы мотивы того или иного поступка невозможно было бы понять до конца. Фантазию Ноймайера ограничивали только размеры сцены и продолжительность музыки. Он говорит, что, создавая "Прелюдии", чувствовал себя художником, то и дело зарисовывающим эскизы в альбом. Превратив сцену в своеобразный альбомный лист, мэтр предложил танцорам тоже немного "порисовать". Во время репетиций они выходили в нужный момент и занимали место на сцене, доверяя только собственному чувству внутренней композиции. Каждый пытался соотнести свой эскиз с работами остальных. Внимательно наблюдавший за их опытами хореограф только в конце репетиций окончательно выстроил композицию. Ему хотелось, чтобы перед глазами зрителей возник свободный поток жизни, ограниченный лишь сценическими рамками. "Рисуя на своей "странице - сцене", я иногда пытался совместить в одном пространстве несвязанные фрагменты разных ситуаций из жизни человека, которые происходят параллельно. Они схожи и в то же время отличаются друг от друга, как один эскиз отличается от другого. Определенные события в "Прелюдиях" повторяются, умножая количество движений, танца или ситуаций, снова и снова возникающих в разных контекстах. Они похожи друг на друга и в то же время отличаются. Нужно очень внимательно рассматривать наши эскизы. В их чередовании опытный наблюдатель, артист или хореограф, сможет уловить основную суть созданной формы и множество образов одного и того же постоянно меняющегося объекта", - рассказывает хореограф.

Ноймайер всегда делает совсем не то, что от него ждут. С тех самых пор, как в 1973 году возглавил балет Гамбургского государственного театра оперы и балета. Тогда считалось, что хореограф может работать, только следуя одной из трех хорошо известных схем: он должен восстанавливать классику, сочинять драматические балеты со множеством персонажей (повторяя известные сюжеты и подражая Кеннету Макмиллану) или создавать бессюжетные хореографические композиции в духе Баланчина. Ноймайер нашел новый вариант, шокировав в 1976 году добропорядочных гамбургцев постановкой балета "Иллюзия как Лебединое озеро". Главная партия в балете принадлежала не принцу Зигфриду и не Одетте-Одиллии, а королю Людвигу Баварскому, запертому в своем замке. Лебединые и дворцовые сцены (в хореографии Петипа) интерпретировались как видения, возникшие в сознании короля-арестанта. Ведущие партии в этом варианте "Лебединого" исполняли в основном мужчины. В балете "Ромео и Джульетта" Ноймайер сделал своих героев влюбленными подростками. Четырнадцатилетняя Джульетта в сцене бала спотыкалась на лестнице и летела вниз, едва удерживаясь на ногах. В сцене на балконе перевешивалась через перила и бежала на венчание так стремительно, что слегка пугала отца Лоренцо. Ноймайер менял местами музыкальные номера и осовременивал движения массовки, одетой в исторические костюмы. С тех пор хореограф поставил немало балетов на сюжеты классических пьес. Но обычно они - только отправная точка для его размышлений и фантазий. Мэтр всегда читает между строк, внося в знакомые сюжеты свои размышления, сочиняет то, что не описано ни в пьесе, ни в либретто, добавляет несуществующих у автора героев или меняет музыку. В балете "Пер Гюнт" вместо известной всем сюиты Грига появилась музыка Альфреда Шнитке. Назвав балет "Зимний путь" - так же, как вокальный цикл Шуберта, - хореограф выбрал для него музыку Ханса Зендера. И соединил фантазии на тему чеховской "Чайки" с произведениями Шостаковича. Мэтр блестяще владеет неоклассикой и танцевальным стилем модерн, но заметно, что его интересует не язык танца, а скорее балетная режиссура. Он занимается в хореографии тем же, что делает в театре Эймунтас Някрошюс. И сочиняет свои спектакли прямо на репетициях, вместе с танцорами. У Ноймайера нет учеников-подражателей: повторить то, что он сделал, сможет только тот, кто будет думать и чувствовать точно так же, как он.

Но что бы ни ставил хореограф - шекспировские комедии, фантастические сказки или духовные мистерии, - он соблюдает один закон: движение должно происходить непрерывно. Танцовщики как будто передают его друг другу. Они танцуют даже в тот момент, когда музыка замолкает. Известное высказывание Ноймайера о том, что танцоры должны "заполнять воздух танцем, как певцы, которые поют не слова, а музыку", могло бы стать эпиграфом к любому из его спектаклей.

Трудно сказать, приедет ли Гамбургский балетный театр в Москву. Ноймайер гораздо больше жалует Санкт- Петербург, где ему в 1992 году вручили премию "Бенуа де ля Данс". Мэтр поставил в Мариинке три одноактных балета, завоевавших "Золотую Маску", и участвует в работе международного жюри балетного конкурса. Переговоры о постановке спектакля в Москве начинались несколько раз, но пока не привели ни к чему определенному. В Белокаменной хореографу тотально не везет. В прошлом году, когда Ноймайер приехал в столицу для очередных переговоров, у него прямо в аэропорту украли сумку с бумажником и паспортом. Паспорт вскоре вернули. Кто-то подбросил его в сумку жительницы одного из спальных районов. Думаю, многие балетные критики мечтали бы оказаться на ее месте. Так что московским балетоманам остается только ждать и надеяться. Или ехать в Санкт-Петербург. 8 июля здесь начались гастроли Гамбургского балета. На сцене Мариинки - "Нижинский", "Чайка" и "Дама с камелиями".

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;