Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 27 (7386) 10 - 16 июля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаВремя возвращенийМосковский балетный сезон: ставка на прошлое Алла МИХАЛЕВА
"Back to the USSR!" во всеуслышание пропел на Красной площади Пол Маккартни, заставив ностальгически встрепенуться сердца отечественных поклонников ливерпульской четверки, на мгновение возвратив их в легендарные 60-е годы. "Назад в СССР!" - пугают со своих страниц одни издания; "Назад в СССР!" - призывают другие. Примечательно, что и прошедший московский балетный сезон, подобно жене Лота, обратил свой взор назад, в недалекое прошлое, делая ставку на проверенные временем постановки и названия. В конце предыдущего сезона 2001/02 года Юрий Григорович вновь поставил на сцене Большого "Легенду о любви" - один из лучших своих спектаклей, родом из тех самых свободолюбивых лет. Новый театральный год был также начат мятежным хачатуряновским "Спартаком" Наталии Касаткиной и Владимира Василева в их Театре классического балета. Оттуда же, из 60 - 70-х, выплыл на московскую сцену и "Собор Парижской Богоматери" Ролана Пети. Правда, вольный и легкий по духу "Светлый ручей" Шостаковича в постановке Алексея Ратманского заставил вспомнить более ранний период нашей истории - 30-е годы. Даже "Весна священная" И. Стравинского в Камерном балете "Москва", поставленная известным французским хореографом Режисом Обадиа в год девяностолетия со дня первой постановки Вацлава Нижинского, - название, впервые возникшее на столичных подмостках в 1965 году на сцене Большого театра в хореографии Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Театр, словно бы в поисках утраченного времени, окунулся в атмосферу этой полной поисков и художественных откровений поры. Но, как подсказывает опыт, оборачиваться опасно. Можно окаменеть, навеки застыв в одной позе. Правда, балетному театру, где ввод солиста на какую-либо партию может высветить совершенно новым светом старый спектакль, это грозит гораздо меньше. Но подобные радости - все же из разряда семейных...
"Собор Парижской Богоматери" на музыку М. Жарра, впервые поставленный Роланом Пети в 1965 году на сцене Парижской оперы с Эсмеральдой - Клер Мот, Фролло - Сирилом Атанасовым и самим хореографом в роли Квазимодо, покорил российских балетоманов во время гастролей Гранд-Опера 1970 года. Затем, четыре года спустя, балет Пети привез в Россию Марсельский балет, а еще через четыре он появился в афише Мариинки (тогда Кировского театра) с незабываемой Галиной Мезенцевой в роли Эсмеральды. Смелый, даже волюнтаристский пафос этого спектакля очень точно попадал в сердце российского зрителя, жадно вдыхавшего первые глотки долгожданной свободы. Сегодня зрителя можно "взять" только виртуозным мастерством, чем и захватывала "Пиковая дама", предыдущий спектакль Пети на сцене Большого, удостоенный всяческих призов и наград ("Душа танца", "Золотая Маска", Государственная премия РФ). "Собору"-2003 не хватает исполнительского блеска. Внятный, качественный спектакль, с хорошо сделанными партиями, он не несет в себе отблеска той исключительности, какой были отмечены в "Пиковой даме" работы Илзе Лиепа - Графиня и Николая Цискаридзе - Германн, равно блистательно задуманные и станцованные и кои можно отнести к самым ярким балетным созданиям последнего десятилетия. Как говорит сам маэстро Пети, в "Соборе" главный герой спектакля - кордебалет. Но, увы, именно массовые сцены, где он (кордебалет) становится выразителем коллективного "я", выглядят наиболее архаично. Можно сказать, спектакль разместился в нише, пустовавшей тридцать - сорок лет назад. Но сегодня в ней стало тесновато: здесь уже обитают иные сюжеты и иные танцы.
Другим балетмейстером, осуществившим постановку двухактного балета "Светлый ручей" Д.Шостаковича на сцене Большого театра, стал Алексей Ратманский, ставивший до этого в стенах первого театра страны только одноактные спектакли ("Каприччио" на музыку Стравинского, "Сны о Японии"). Танцовщик и хореограф, обладающий верным чувством формы и стиля, он увлеченно погружается в атмосферу разных культурных и "танцевальных" эпох. "Светлый ручей" - это изящное воплощение художественно-театрального мифа о 30-х годах с их цельностью и бодрым оптимизмом. Вслед за хореографом Ф.Лопуховым и либреттистом А. Пиотровским он делает главным художественно-выразительным средством спектакля танцевальность, выстраивая действие с учетом индивидуальности каждого танцовщика, в результате чего все без исключения исполнители получают хорошие партии-роли, а зритель - веселый, остроумный и изобретательный спектакль. У Алексея Ратманского вообще очень легкий и "ненатужный" дар. Он неагрессивен, его спектакли, что московские, что петербургские, корректны и интеллигентно неамбициозны, он следует классической традиции. И назначение Ратманского на должность главного балетмейстера Большого театра, находящегося сейчас если не на взлете, то в стабильном (как в "мирное" время) состоянии, представляется уравновешенным и разумным шагом. За последние годы здесь выросла целая генерация новых солистов. Во всяком случае, в этом сезоне на сцену Большого театра вышли сразу четыре исполнительницы партии Раймонды, едва ли не одной из самых сложных ролей классического репертуара, требующей от артистки безупречной балеринской техники. А "Раймонда" - третий спектакль, поставленный за последнее время Григоровичем на сцене Большого театра России, как бы восстановил статус-кво и расставил точки над "i". И все-таки, если абстрагироваться от оскорбительного оттенка, заложенного в слове "застойный", им вполне можно было бы охарактеризовать завершившийся театральный год московской балетной сцены, гладь которой не поколебали никакие волны: ни взмывающие ввысь от головокружительных успехов, ни утягивающие в мрачную глубь тягостных провалов. Ничто сильно не порадовало, ничто особо не огорчило. Самым большим потрясением стал случившийся пожар в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Но и он существенные коррективы в вяло текущую театральную жизнь не внес. "Стасик", как называют между собой любители балета этот музыкальный театр, в конце нынешнего сезона так или иначе должен был закрываться на реконструкцию и еще осенью 2002 года отказался от проведения традиционного фестиваля современного танца. Так что если говорить о contemporary dance, то его в этом году на московской сцене было сиротски мало. Проездом из Мурманска с фестиваля "Полярная звезда" в Москву на два дня залетел маленький, но неплохой ансамбль современного танца Клер Парсонс из Швеции, показавший в Театре Наций феминистский спектакль Сoming undown ("Будущее не кончается"). На той же сцене в рамках церемонии вручения приза журнала "Балет" - "Душа танца" была показана завораживающая своей брутальностью и игрой мышц обнаженных мужских торсов "Тюряга" Евгения Панфилова (поставившего один из последних своих балетов силами набранных в спортзалах и фитнес-клубах "качков"). "Золотая Маска" в разделе "современный танец" тоже сюрпризов не подарила, представив традиционный джентльменский набор российского contemporary dance: Евгений Панфилов (участвовавший в фестивале посмертно последним спектаклем "БлокАда"), Ольга Пона, екатеринбургские "Киплинги", "П.О.В.С.Танцы". По количеству премьер с Большим театром может состязаться только Камерный балет "Москва", выпускавший нынешней весной один спектакль за другим. Это стремительная, жесткая, обладающая мощной энергетикой "Весна священная". Лапидарный упругий "Мат" солистки и хореографа театра Лики Шевченко, остроумно сделавшей обыкновенный спортивный мат энергетическим центром спектакля. "Форс-мажор" Натальи Фиксель. И наконец, последняя премьера сезона - "Вальс белых орхидей" - двухактный балет по мотивам произведений Ремарка в постановке Константина Уральского, российского танцовщика и хореографа, живущего в Америке. К форме большого балета, к каковой по сегодняшним усеченным меркам вполне можно отнести двухактный спектакль, нынче хореографы обращаются редко. Она требует от постановщика изрядного запаса хореографических идей. У Константина Уральского их много, возможно, даже слишком. В поисках танцевального эквивалента прозе Ремарка, вернее, тому послевкусию, которое остается от чтения его книг (у каждого свое), хореограф безоглядно использует весь накопленный багаж профессионального и культурного опыта, сочетая в музыкальной партитуре спектакля оркестровые произведения Равеля и французский шансон, неоклассические танцевальные дуэты с эксцентричными кабаретными сценами, заставляющими вспомнить кинематограф Феллини или знаменитых мимов, играющих в теннис, из культового фильма Антониони "Blow up". В общем, 60 - 70-е годы, пунктирной линией пронизавшие ушедший театральный сезон, каким-то мистическим образом сказались и на гастрольной кампании, которая прошла под знаком Кеннета Макмиллана. Гастрольная страда, на чьей ниве в этом году изрядно потрудился "Росинтерфест", началась с приезда Ла Скала со спектаклем "Ромео и Джульетта", впервые поставленным хореографом в историческом 1965 году. Затем, в рамках взаимных гастролей Большого и Мариинского театров, проводимых "Золотой Маской", на столичной сцене была показана петербургская макмиллановская "Манон"... И на закуску, под занавес сезона, в Большом театре были "поданы" гастроли Королевского балета Великобритании, представившего едва ли не ретроспективу творчества хореографа, включая "Майерлинг", завершивший на московской сцене цикл макмиллановских любовных историй, начатый "Ромео и Джульеттой". Сфокусированность на 60-х, с их свободолюбием и бунтарством, возможно, случайна, а возможно - нет. И новый ХХI век перед тем, как идти дальше, приостановился, дабы самоидентифицироваться и осознать, что он оставляет за спиной. Так уже было столетие назад. Для решительного прыжка в свое великое танцевальное будущее ХХ веку понадобилось почти десятилетие. Также в рубрике:
|