Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7381) 5 - 11 июня 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраЭнциклопедия модернизмаНиколя де Сталь и "КоБрА" в Эрмитаже Вадим АЛЕКСЕЕВ
Принято думать, что после войны, с появлением абстрактного экспрессионизма Поллака, де Кунинга, Ротко, столица современного искусства переместилась из Парижа в Нью-Йорк. Казалось, Европе, несмотря на активную деятельность довоенных классиков - Пикассо, Матисса, Кокошки, Леже, оставалась лишь возможность экспорта новых художественных идей. Две выставки, открывшиеся в Эрмитаже, доказывают обратное и представляют собой целую главу из энциклопедической истории модернизма. Я говорю о ретроспективах Николя де Сталя и группы "КоБрА". Русский по рождению, де Сталь - яркий представитель парижской школы нефигуративной абстрактной живописи - никогда не был привязан к какой-либо национальной традиции. Но в отличие от большинства художников, пришедших к абстракции через модернистскую деформацию, де Сталь проделал обратный путь. Мрачные беспредметные композиции ("Суровый путь"), принесшие ему известность, к 1950-м сменились яркой мозаикой плоскостей, в которой угадываются контуры новой фигуративности ("Корабли"). Сочетание несочетаемого, абстракции и классики, странная нервозность пейзажей и натюрмортов, где пятнами проглядывают кораблики и бутылки, чистый пигмент, широкие мазки, часто мастихином, - вот стиль де Сталя, сделавший его одним из важнейших художников второй половины XX века. История де Сталя - это история мучительного поиска "вечной живописи". Его жизнь заслуживает отдельного описания, напоминая судьбы героев Ромена Гари.
Николай Владимирович де Сталь фон Гольштейн родился в 1913 году в Петербурге, в семье последнего коменданта Петропавловской крепости. Семь лет спустя де Сталям удалось бежать в Польшу, но родители быстро умерли, а Николя и двух его сестер усыновила бельгийская католическая семья. После поездки в Голландию двадцатилетний де Сталь решил стать художником и поступил в брюссельскую Королевскую академию изящных искусств, по окончании которой отправился в путешествие по Европе и Северной Африке, проехав всю Испанию на велосипеде. В 1936-м де Сталь перебирается в Париж, где учится в Сорбонне и Свободной мастерской Фернана Леже. В 1939-м, не будучи гражданином Франции, вступает в Иностранный легион, а после его капитуляции оказывается в Ницце, где на свободной от нацистов территории собирается весь цвет европейского авангарда - Ле Корбюзье, Арп, Делоне, Кляйн. В 43-м де Сталь снова возвращается в Париж, знакомится с Василием Кандинским и выставляется вместе с ним - в оккупированой столице Франции это было возможно. В поисках своего стиля де Сталь использовал темные тона и очень много рисовал, идя к живописи через фрагментарные рисунки, "конвульсивное письмо". Поселившись на Монпарнасе, художник становится завсегдатаем Лувра, а в его работах появляются чистые цвета. Постепенно приходит известность, он едет в Штаты, откуда возвращается совершенно разочарованным - ему, человеку Средиземноморья, Америка показалась чудовищной. В 1952-м, уже известным художником, де Сталь покупает замок в Антибе и переезжает туда навсегда. В эти без малого четыре года перед смертью и появляются лучшие его работы, включая огромный неоконченный "Концерт", написанный под впечатлением музыки венских композиторов, чьим страстным почитателем он был. 16 марта 1955 года 41-летний Николя де Сталь выбросился из окна своей мастерской, оставив несколько писем. Считается, что причиной самоубийства художника стала невозможность найти примирение абстрактного и фигуративного начала в его искусстве. После де Сталя остались не только картины, но и литературное наследие - 350 писем поэтам и художникам, частично переведенных на русский Владимиром Марамзиным. Эрмитажная выставка де Сталя проходит параллельно с грандиозной ретроспективой его творчества в парижском Центре Помпиду. Обе экспозиции монографические и, несмотря на количественное преимущество Помпиду (двести пятьдесят работ против пятидесяти - в Эрмитаже), равноценны. Ведь куратором обеих выступил сын де Сталя, Гюстав, сам художник и искусствовед. Его собственное собрание в основном представлено в Помпиду, но в эрмитажной выставке принимают участие шесть музеев и ряд частных коллекционеров из Франции, Англии и Швейцарии. Со многими из них Гюстав менялся работами отца, отдавая безусловное предпочтение живописи и стремясь найти наиболее яркие картины для создания целостного представления о творчестве де Сталя на его родине. Воспитанный на фламандской живописи и писавший Средиземноморье де Сталь никогда не был связан с русской эмиграцией - неслучайно среди его многочисленных друзей единственными русскими были граф Андрей Ланской и цыган Сергей Поляков, - выдающиеся французские художники послевоенного времени. Интересно, что яркие абстрактные полотна Андре Ланского на фоне мирискуснической скуки эмигрантов также впервые приехали в Россию именно сейчас - на выставку "Русский Париж" в Русском же музее. Другая грань послевоенной "парижской школы" представлена в Эрмитаже экспозицией искусства "КоБрА". Эта голландская группа наряду с Мондрианом стала важнейшим вкладом северной страны в историю искусства ХХ века. Вкладом по сравнению, скажем, с веком XVII достаточно скромным, но сыгравшим важную роль в послевоенном европейском искусстве. Истоки группы лежали в Дании, где уже в тридцатых годах художники протестовали против традиционного сюрреализма с его изображением мира сновидений. Бельгийские сюрреалисты в значительной мере ориентировались на Париж, но не боялись экспериментов. Для голландцев образцами были Пикассо и Матисс, что явно заметно по ранним работам Карела Аппеля ("Сидящая девочка", "Девочка-матрос"). Значительную роль играли северная мифология, первобытное искусство, рисунки детей и душевнобольных. В ноябре 1948 года современные художники собрались в Париже на конференцию в Международном центре документации по авангардному искусству, которую проводили бельгийские и французские сюрреалисты. Поначалу казалось, что участники едины во взгляде на экспериментальное искусство, но вскоре между ними произошел раскол. Молодежь устала от тоталитарности сюрреализма и декоративности абстрактной геометрии. Захотелось импровизации и первобытной простоты. Результатом отделения датских, голландских и бельгийских художников и стало создание группы "КоБрА" (Копенгаген - Брюссель - Амстердам), в которую вошли датчанин Асгер Йорн, бельгийцы Кристиан Дотремон, Филипп Нуаре и голландцы Карел Аппель, Констант и Корнель. Всех этих художников отличало постоянное стремление к особой экспрессии, к максимально выразительному пластическому языку. С помощью минимальных средств они добивались необходимого впечатления, особую роль играл интенсивный, насыщенный цвет. Овладевая зрителем, цветовые контрасты их произведений заставляли вглядываться в нервный излом линии или яркое пятно. Очень часто при внимательном рассмотрении этими пятнами оказывались животные, сказочные птицы, солнце или луна, напоминающие о наскальной живописи. Полотна "КоБрА" привезены в Эрмитаж из амстердамского "Стеделийк", важнейшего музея современного искусства, где когда-то состоялась первая выставка группы, обернувшаяся большим скандалом: ее идеолог Дотремон выступал с речами о коммунизме, холсты висели как попало, гремели барабаны, а на обложке каталога был изображен высунутый язык. Успех был ошеломляющим, и под лозунгом "Долой специализацию!" группа принялась активно творить во всех областях искусств, писать стихи и снимать кино. Но основатели "КоБрА" - Йорн и Дотремон - вскоре заболели туберкулезом, меж членами самой группы появились разногласия, и в 1951-м, после большой международной выставки во Дворце изящных искусств города Льежа, группа распалась (в России через несколько лет появятся "Лианозово", Яковлев, Зверев). Многие ее участники, такие, как Аппель, Корнель или Алешински, стали известны как самостоятельные художники, но в Эрмитаже представлено их общее начало - спонтанная абстракция "КоБрА". Жаль, что первоклассная (86 скульптурных, живописных и графических работ) выставка разместилась в проходной Петровской галерее Малого Эрмитажа и живая кобра в банке при входе привлекает явно больше посетителей. Как говорил о себе сам Карел Аппель: "Я - варвар, рисующий в варварское время". Также в рубрике:
|