Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7381) 5 - 11 июня 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираАНАТОЛИЙ ЭЙРАМДЖАН: "Я тот, кто угрожает словом"Беседу вел Олег СУЛЬКИН
Поддавшись уговорам подруги, Наталья нанимает частного агента с целью любой ценой найти компромат, разоблачающий любовные похождения супруга... В День св. Валентина неожиданно вернувшаяся из командировки жена чуть не застает в гостях у мужа любовницу. Лучшее, что смог придумать неверный муженек, - выставить свою пассию нагишом на мороз... Одинокая миловидная библиотекарша выступает в телепрограмме, загримированная под Аллу Пугачеву. Растроганный этим зрелищем новый русский дарит девушке турпутевку в Майами. Одно условие - в Америку она должна ехать в костюме Аллы Пугачевой... В день серебряной свадьбы герой фильма узнает от жены, что она уходит от него, потому что он - импотент. Он остается со своей проблемой один на один. Но ненадолго: на помощь ему приходят друзья и, конечно, женщины... Эти и многие другие пикантные, полуанекдотические сюжеты сотворил Анатолий Эйрамджан - без сомнения, самый продуктивный российский комедиограф. Как заметил один критик, "даже если закроются все российские киностудии разом, создатель "Моей морячки", "Бабника" и "Импотента" как-нибудь да найдет способ снимать по две-три народные комедии в год". Добавлю, что Эйрамджан еще и автор сценариев фильмов "Где находится нофелет?", "Самая обаятельная и привлекательная", "Витя Глушаков - друг апачей" и некоторых других. Недавно Анатолий Эйрамджан переехал из Москвы в американский город Майами.
- Чем вызвано это решение? - Обычно я приезжал из Москвы на зиму в Майами, где за сезон снимал два фильма. Я - южный человек и с некоторых пор стал понимать, что не могу больше переносить московскую зиму. А с прошлого года изменились иммиграционные правила, и я не мог находиться в США по туристической визе больше месяца в году. Поэтому я подал на гринкарту. Буду продолжать снимать в США, а озвучивать и монтировать в Москве. Просто я получил еще некоторую степень свободы.
- Переехали с семьей? - Да, с женой и 3-летним ребенком. Жена моя - незаменимый член нашей группы. Она по образованию программист и инженер, но у нас она гример, кроме того, записывает звук. В фильме "Импотент" танцует на лошадке. В "Третьем не лишнем" поет песню "Эй, моряк!". То, что мы позвали Новодворскую и Борового сняться в фильме "Примадонна Мэри", - это ее идея. Мы позвонили им в Москву, попросили приехать в Майами. Новодворская сначала решила, что это происки коммунистов, которые хотят ее выманить из России. Но оба приехали и остались очень довольны.
- Анатолий, вы работаете в открытом для критики жанре народной комедии, грубоватой и где-то пошловатой. И вы это делаете, не гримируя себя под Феллини и Тарковского, а впрямую, как это делают люди, убежденные в своей правоте. Говорят, вы единственный режиссер в мире, умеющий снять фильм за 8 дней... - Я не проверял. Но в России - наверняка. Недавно я поставил личный рекорд. Последний фильм "Стрела любви" мы сняли за пять дней. "За прекрасных дам" и "Бабника" - за 10. Количество съемочных дней на разных фильмах колебалось между 8 и 12.
- Для меня это непостижимо. Как вы добиваетесь такой скорости? - Мое ноу-хау? Когда я был сценаристом и сидел на съемочных площадках у других режиссеров, то убедился, что уйма времени уходит зря. Обычно численный состав группы - 40 - 60 человек. У меня он сокращен до шести. Все люди проверенные, взаимозаменяемые, каждый и швец, и жнец, и на дуде игрец, все в поле моего зрения. По первому образованию я инженер и смог все ввести в рациональное русло. Как выразился Юлий Гусман, все снимают за 3 миллиона, один Эйрамджан - за 300 долларов, да еще в Майами. У меня действительно мизерные бюджеты - в пределах 70 - 100 тысяч долларов. Своя студия "Новый Одеон", офис ее в моей квартире, так мы еще снижаем накладные расходы.
- Вы работаете так быстро, что, как мне рассказали, актеры не успевают выучить текст роли и вы им подсказываете фразы во время съемок... - Да-да. Все началось на фильме "Где находится нофелет?". У Панкратова-Черного были длиннющие монологи, он меня ругал последними словами, и я стал ему подсказывать. Он находился со мной в какой-то телепатической связи. Повторял слова, которые я ему надиктовывал.
- У вас сложилась своя команда. Из фильма в фильм вы занимаете Бориса Щербакова, Александра Панкратова-Черного, Ширвиндта и Державина, Михаила Кокшенова. Они что, ваша большая и дружная семья? - К этому списку я бы добавил Наталью Селезневу. Все они актеры старого советского комедийного кино, которые по психофизическому облику подходят для моих картин. Ведь новых комедийных актеров практически нет.
- В ваших фильмах варьируются разнообразные типы любовных отношений. Ваши герои - удачливые и неудачливые мужья, жены, любовники, рогоносцы, импотенты. Сюжетный гардеробчик вполне укладывается в цикл амурных анекдотов. Почему вы выбрали эту жанровую нишу? - У меня есть фильмы, выпадающие из клише, такие, как "Ультиматум", "Сын неудачника", "Моя морячка". Но в принципе вы правы. Эта тема в социалистические времена была закрыта. Да и сейчас многие при слове "импотент" вздрагивают. Даже название фильма "Бабник" было в свое время встречено чуть ли не в штыки. Сказывается наше пуританское воспитание. Но заметьте, ни в одном моем фильме нет эротических сцен.
- Как это нет?! Вы, наверное, хотите сказать, что в этих сценах нет откровенных деталей. - У меня нет сцен, где герои долго обнимаются, целуются. Хотя меня все считают эротическим режиссером. Я из тех людей, про которых пишут: "Маньяк заманил девушку в лифт, угрожая словом". Я тот, кто угрожает словом. Но у меня в фильмах нет таких слов, как эрекция, сперматозоид. Это есть у Вуди Аллена, которого все воспринимают нормально, хотя он в этом плане зашел намного дальше, чем я. Наша критика еще не готова к таким вещам. Даже у вас проскочило слово "пошлость", с которым я не согласен. Если только в словарном значении "просто, примитивно". А вот скабрезности у меня нет. Я стараюсь быть на грани фола, но не переходить эту грань.
- Насчет пошлости... Это главное обвинение, которое в ваш адрес выдвигают критики и зрители. А я пытаюсь понять для себя, может ли кино на анекдотичные, сальные темы быть не пошлым? Герои ваших последних фильмов - русские мужики, живущие в Майами, веселые и беззаботные. В эмигрантской жизни, конечно, озабоченности больше. Может быть, вы ориентируетесь на публику в России, чтобы показать им облегченный, лакированный вариант эмиграции? - Помните, у Ильфа и Петрова в фельетоне "Как создавался Робинзон" редактор просит сделать из острова полуостров, чтобы туда шел народ. Я берусь за жанр комедии, понимая, что у меня не должно быть озабоченных людей. Знаю, у эмиграции много проблем. Но чтобы людям дать чуть-чуть радости, нужно создавать легкие комедии. Как это делал Пырьев. Конечно, люди жили не так, как в фильме "Кубанские казаки". Но зрителям было приятно.
- Когда в России смотрят ваши американские картины, то думают - вся эмиграция так живет. Вам не кажется, что своими "майамскими казаками" вы дезориентируете публику? - Реалии майамской жизни у меня отражены. Я не порхаю в небесах. Кроме того, российские зрители могут смотреть и другие фильмы из жизни эмиграции - сериал "ПМЖ", например. Кто хочет смотреть воздушное, необременительное кино, пусть смотрит мои фильмы. Что касается критиков, то зрители куда тоньше чувствуют и правильнее понимают мои фильмы. Критики нередко путают актеров, обстоятельства фильмов, не замечают нюансов.
- Я предусмотрительно не писал о ваших фильмах, хотя порой подмывало, так что я чист перед вами как стеклышко. Я как-то предчувствовал, что наступит момент и режиссер Эйрамджан переедет в Майами, и мы с вами будем беседовать. И вообще, я за мир между режиссерами и критиками. - А я - за справедливость.
- Столь нелюбимые вами критики ваши фильмы называют халтурными. Как вы к этим обвинениям относитесь? - Сценарий "Самой обаятельной и привлекательной" я написал за 7 дней, сценарий "Где находится нофелет?" - за 8. Могу написать сценарий за 5 дней. У меня взрывной темперамент. Идея долго созревает внутри меня, а выплескивается моментально. Бог дал людям разные возможности. Один режиссер снимает за год, другой... Я не говорю, что одно лучше, другое хуже. Отсюда и представление, что я снимаю халтурные фильмы. Да, какие-то вещи нам не удаются. Например, в одной из сцен "Неудачника" нужно было снять стрип-бар. Мы обратились в стрип-бар, и нам поставили условие: 10 тысяч долларов за час съемки. Мы не могли себе это позволить. В результате стрип-бар оказался на экране бедненьким.
- Что в ваших текущих планах? - В голове у меня крутится сюжет, какой, пока не скажу, но снимать в июле-августе в Майами бесчеловечно, слишком жарко, буду снимать в сентябре-октябре. История в прежнем духе, может быть, удастся сделать ее поярче. Также в рубрике:
|