Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7381) 5 - 11 июня 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Музыка"Величие мироздания" оказалось радостным и яснымЛопухов и Петипа в театре Санкт-Петербургской консерватории Марина ИЛЬИЧЕВА
Майская премьера Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории оказалась действительно исторической. В первую очередь потому, что зрителю была показана загадочная "Танцсимфония" Федора Лопухова. На нее постоянно ссылались, как на исток бессюжетного симфонического балета, получившего столь убедительное воплощение в творчестве Джорджа Баланчина, участника лопуховских экспериментов наряду с будущими видными деятелями балета Александрой Даниловой, Петром Гусевым, Леонидом Лавровским, Андреем Лопуховым, Николаем Ивановским и другими. Судьба новаторского сочинения казалась безнадежной. Оно было показано в бенефис артистов балета, 7 марта 1923 года. После торжественной части и "Лебединого озера" уставшей публике представили "Величие мироздания" на музыку Четвертой симфонии Бетховена. Программа, написанная Лопуховым вместе с Н.Струве, напугала пришедших на спектакль научностью названий частей: "Образование солнца", "Тепловая энергия", где сталкивались "активно пульсирующее мужское начало" и "пассивное развитие женского начала"; "Радость существования" с порхающими бабочками и скачущими "питекантропусами" и, наконец, - "Вечное движение". Ничего этого не увидевшие зрители реагировали не криками и свистом, а обиженным молчанием. "Танцсимфония", казалось, канула в вечность, как и все обширнейшее наследие хореографа. Впрочем, из всего поставленного "Танцсимфонию" Лопухов записал, причем самым обычным способом. Запись эта манила многих почитателей его творчества. В 1986 году, к столетию патриарха, чьими идеями наш балет питался в плодотворные 30 - 60-е годы, в консерватории уже предпринималась попытка ее расшифровать. Но с трудом осилили лишь первую часть... Теперь внук хореографа - Федор Лопухов-младший, окончив балетмейстерское отделение консерватории, посчитал своим долгом расшифровать записи и воссоздать легендарное сочинение деда, в чем его поддержал главный балетмейстер театра Никита Долгушин. Отбросив сомнительную программу, Лопухов-младший предложил зрителям хореографию, расшифрованную с подлинным пиететом, хотя, как профессионал, он, естественно, не заявлял ни о какой аутентичности. Скандальное "Величие мироздания" оказалось жизнерадостным и ясным по настроениям бессюжетным балетом. Неслучайно Б.Асафьев оценивал Четвертую симфонию как "Светлое и радостное произведение, проникнутое до интимности сердечной теплотой и до наивности приветливым чувством...". Исполнители - танцовщицы в балетных платьях и танцовщики в рубашках и шортах - словно сошли с выцветших сепий 20-х годов. Хореография существует в поразительной гармонии с музыкальными преобразованиями. Простейшие шаги и элементы балетного экзерсиса, последовательно развиваясь и противоборствуя, органично согласованы с оркестровым звучанием (дирижер Максим Алексеев). Отталкиваясь от описаний Лопухова и рисунков к премьерной брошюре П.Гончарова, художник возобновления Марина Быкова создала обобщенную сценическую атмосферу, в которой легко "прочитывались" хореографические откровения мастера. Лопухов считал, что "танцевальное искусство, заперев себя в тесные рамки сюжетно-аксессуарного балета, не выявит всего своего богатства и возможности дать величайшие моменты хореографического переживания. Эти поразительные моменты начали проявляться почти сразу из единства музыки и движения. Даже тренажное глубокое плие, синхронное протяженному звуку, приобрело неожиданную художественную окраску. Танец чуть тронут пластикой модерна в основном в движениях рук, головы и корпуса. Во всем сказались вкус и глубинное проникновение в музыку и хореографию. Связь "Танцсимфонии" и творчества Баланчина стала совершенно очевидной. Значение театрального события преумножил одновременный выход книги Лопухова "В глубь хореографии", которую можно было купить в антракте. Написанная в 60-е годы и только теперь выпущенная при содействии многих людей и организаций московским издательством "Фолиум", она удивительно злободневна сегодня. Творчество по Лопухову - это преодоление привычных представлений, но не без оглядки назад. Только через призму современности происходит возрождение традиции. Балет он рассматривает как синтез драматургии, музыки и хореографии, о чем, кажется, совсем забыли современные хореографы. Продолжая начатый в "Хореографических откровенностях" разбор классических балетов Петипа, здесь Лопухов углубляется в музыку и танцевальное решение "Щелкунчика" и "Шопенианы", излагая свои порой неожиданные видения. Ценность представляют набросанные им актерские портреты, отдельные сцены и образы навсегда утраченных балетов... Исторической можно считать и вторую премьеру спектакля. Впервые в России Константином Чувашевым поставлен балет И.Стравинского "Игра в карты" и впервые же сыгран оркестром театра под управлением М.Алексеева. Оба - недавние выпускники Санкт-Петербургской консерватории. Успешность танцевального решения сложного музыкального материала сомнения не вызывает, но, кажется, хореограф впал в грех Лопухова, приписав балету Стравинского свое либретто про борьбу неких кланов за наследство некоей Баронессы и одев исполнителей в эффектные костюмы разных эпох (художник Н.Долгушин). Думается, многозначность карточных комбинаций открыла бы больший простор хореографическому остроумию, необходимому для музыки Стравинского. Завершало вечер излюбленное профессионалами и зрителями Grand pas из балета "Пахита" с хореографией Петипа в далеко не первой постановке Н.Долгушина, стилизатора с опытом и вкусом. На этот раз "императорские танцовщицы" предстали в костюмах и сценическом оформлении, приближенном к концу XIX века. Прима-балерина - черноглазая Наталия Башкирцева в черных кружевах затянутого в талии костюма, со стильной прической - была похожа на саму Кшесинскую и технически танцевала безукоризненно. Ее кавалер - обаятельный Дмитрий Лысенко - покорял виртуозностью и артистизмом. К достоинствам постановки присовокупим, что в череде вариаций, исполненных, быть может, не всегда безукоризненно, акцентировалось разнообразие женских индивидуальностей, художественно запечатленных Мариусом Петипа, а не гимнастические достижения, как принято теперь. Столь же важно, что дирижер М.Алексеев ни разу не уронил музыкального достоинства в угоду исполнителям. В этом видны приметы подлинной театральной культуры. Также в рубрике:
|