Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7381) 5 - 11 июня 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрАНАТОЛИЙ ПРАУДИН: "Не хочу, чтобы мы стали Швейцарией"Беседу вела Марина ДМИТРЕВСКАЯ
Раз в несколько лет мы встречаемся с петербургским режиссером Анатолием ПРАУДИНЫМ по поводу одного и того же вопроса - какова программа его Театра "Экспериментальная сцена" на данном этапе? Свои цели и задачи Праудин всегда артикулирует достаточно четко и ясно. Так случилось и на этот раз. - В общем, мы остаемся на прежних позициях, просто идеи продолжают развиваться. Мы прошли испугавшую всех идею театра детской скорби, называемся детским аналитическим театром. А по сути, строим детский МХАТ. Наш эксперимент состоит в том, что мы стараемся применить идеи русской психологической сцены для подростков. Сегодня понятно, что страна переживает сумерки русского психологического театра. И мы оказались одними из немногих, кто должен и хочет сохранить эти знания, эти технологии, эти традиции, потому что это самое великое открытие, которое совершил русский театр еще на заре прошлого века. Мы применяем у себя идеи раннего МХТ не только эстетически, не только этически, но и организационно. Два спектакля мы уже начинали с длительных экспедиций. Как Станиславский - так и мы. Аналитический театр для детей приобретает более точную формулировку - детский МХАТ. Сегодня я декларирую это словосочетание как цель, к которой мы должны стремиться. Идея оказалась чрезвычайно заразительной. Уже больше трех лет она держит вместе нашу компанию при том, что, как вы знаете, нам живется не очень сытно. Я все время настраиваю на то, что мы занимаемся архиважным делом, и это позволяет нам работать в напряженном режиме тотального театра, когда все подчинено процессу и когда я требую полного самоотречения во имя цели. Это позволяет нам сохраняться как театру, существовать три года без потерь. Последней премьерой - "Бесприданница" - мы заканчиваем цикл "От детской классики к взрослой классике", а внутри - экспериментальные спектакли. Сейчас мы затеваем новый цикл "От Винни-Пуха до "Маленьких трагедий", а внутри две экспериментальные работы. Легко догадаться, вокруг чего в этом году крутятся все темы - вокруг 300-летия Петербурга. Мы приступили к "Поэме без героя" Ахматовой, а потом - очень чистый, прозрачный красивый проект возник вместе с голландским театром города Зандам. Физический адрес этого театра - улица царя Петра, дом 1. Рядом с ним дом, где жил Петр, а позади - верфь, на которой он учился делать корабли. Этот театр предложил нам сделать совместный проект "Русский царь". Они пишут пьесу и музыку, а мы будем ставить. Ничего конъюнктурного в этом нет, идея вполне детская.
- Люди, которые следили за вами с момента вашего появления в искусстве, говорят, что собственно психологическим театром вы занимались всегда. Тем не менее у вас всегда была репутация человека, который ведет и воплощает линию игрового театра, театра "монтажа аттракционов", определенной внятной структуры. По вашему собственному ощущению, изменилось что-то в ваших основных позициях, в частности, в работе с артистом? - Конечно. Я стал преодолевать и изживать собственную страсть к излишествам. Последние два спектакля - "Урок первый" и "Бесприданница" - внешне совершенно просты.
- Это труднее достигается? - О да! О да! Неизмеримо. Аттракцион придумывается гораздо легче, чем внутренний ход исподтишка, который взрывает сцену. А люди сидят и пьют чай... И надо очень долго трудиться, чтобы очистить все от мейерхольдовщины и пробиться к чистому, внятному русскому психологическому театру.
- ...взрослой скорби? - Конечно, скорби.
- Насколько актеры внутренне готовы к такой работе? - Актеры, которые ушли со мной из ТЮЗа, прекрасно понимали, куда идем. Пока что мы только радуем друг друга таким отношением к делу и гордимся, что до некоторой степени находимся в оппозиции к главным стратегическим тенденциям отечественного театра.
- Любое миссионерство требует жертв, не приходится ждать пирогов и пышек. Жизнь вашей труппы складывается соответственно программе, но трудно. Вы очень редко играете, а для психологического театра нужен постоянный, регулярный тренинг. - Мы постоянно репетируем. Для тренинга вполне достаточно. Конечно, нам бы хотелось играть чаще, хотя бы через день, но сейчас Балтийский дом дает нам играть раз в неделю. Это очень редко, зато спектакль превращается в такую радость! Ручная выделка сохраняется долго. Проблема помещения - больной вопрос. В Балтийском доме две площадки, а театров - четыре. При всей благодарности Балтдому я хочу сейчас сделать заявку на театр-лабораторию, привести то, что мы делаем, и нашу организационную структуру в какое-то соответствие. Для этого нужно помещение. Кроме того, пока мы гордились нашими достижениями в области детского театра, мир страшно обогнал нас. Мы отстали. И нам надо смирить гордыню и приглашать сюда лучшие европейские детские театры, смотреть, обсуждать и, конечно, привлекать подростковую аудиторию.
- Вы считаете, что "Бесприданница" - детский спектакль? - Думаю, что этот спектакль должен быть интересен для старшего подростка, потому что проблема превращения человеческой индивидуальности в предмет потребления - это сегодня очень актуально! И именно для молодых людей. Потому что мы с вами свой выбор уже сделали, а персонажам "Бесприданницы" около 30 лет, самому старшему, Сереже Паратову, 31 год, Карандышев совсем пацан. Естественно, это возраст выбора. Проблема превращения человека в предмет потребления - это бездуховный и не присущий России процесс. А сегодня проблема в том, что мы все, как страна, пытаемся преодолеть эти классические ценности. Я верю, что это не удастся, я верю, что, как всегда, величие страны не даст довести саморазрушение до конца. Но мы должны помогать этому, говорить об этом. Поэтому мы сделали "Бесприданницу". Это наш маленький вклад в борьбу за сохранение российского менталитета, мировоззрения, традиционных духовных ценностей.
- Вы приобрели романтический взгляд на жизнь. - Для меня это прагматический подход к проблеме: я хочу, чтобы эта страна сохранилась. Будет грустно и обидно, если она станет какой-нибудь Швейцарией. И поэтому продолжением программных поисков, которые ведутся на экспериментальной сцене, должен стать набор актерского курса в Санкт-Петербургской академии искусств. Сверхзадача профессионального воспитания - подготовка актеров для психологического театра, живущего в реалиях сегодняшнего дня нашей страны и, увы, завтрашнего, когда героизм и самоотречение художника во имя торжества духовных ценностей не будут оплачены. Не будет ни денег, ни славы. К этому надо готовиться. Каждый день. Дипломный спектакль нового курса будет сделан на основе романа Н.Островского "Как закалялась сталь". Также в рубрике:
|