Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 22 (7381) 5 - 11 июня 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

АНАТОЛИЙ ПРАУДИН: "Не хочу, чтобы мы стали Швейцарией"

Беседу вела Марина ДМИТРЕВСКАЯ
Фото Игоря АКИМОВА
Санкт-Петербург


А.Праудин

Раз в несколько лет мы встречаемся с петербургским режиссером Анатолием ПРАУДИНЫМ по поводу одного и того же вопроса - какова программа его Театра "Экспериментальная сцена" на данном этапе? Свои цели и задачи Праудин всегда артикулирует достаточно четко и ясно. Так случилось и на этот раз.

- В общем, мы остаемся на прежних позициях, просто идеи продолжают развиваться. Мы прошли испугавшую всех идею театра детской скорби, называемся детским аналитическим театром. А по сути, строим детский МХАТ.

Наш эксперимент состоит в том, что мы стараемся применить идеи русской психологической сцены для подростков. Сегодня понятно, что страна переживает сумерки русского психологического театра. И мы оказались одними из немногих, кто должен и хочет сохранить эти знания, эти технологии, эти традиции, потому что это самое великое открытие, которое совершил русский театр еще на заре прошлого века. Мы применяем у себя идеи раннего МХТ не только эстетически, не только этически, но и организационно. Два спектакля мы уже начинали с длительных экспедиций. Как Станиславский - так и мы. Аналитический театр для детей приобретает более точную формулировку - детский МХАТ. Сегодня я декларирую это словосочетание как цель, к которой мы должны стремиться.

Идея оказалась чрезвычайно заразительной. Уже больше трех лет она держит вместе нашу компанию при том, что, как вы знаете, нам живется не очень сытно. Я все время настраиваю на то, что мы занимаемся архиважным делом, и это позволяет нам работать в напряженном режиме тотального театра, когда все подчинено процессу и когда я требую полного самоотречения во имя цели. Это позволяет нам сохраняться как театру, существовать три года без потерь.

Последней премьерой - "Бесприданница" - мы заканчиваем цикл "От детской классики к взрослой классике", а внутри - экспериментальные спектакли.

Сейчас мы затеваем новый цикл "От Винни-Пуха до "Маленьких трагедий", а внутри две экспериментальные работы. Легко догадаться, вокруг чего в этом году крутятся все темы - вокруг 300-летия Петербурга. Мы приступили к "Поэме без героя" Ахматовой, а потом - очень чистый, прозрачный красивый проект возник вместе с голландским театром города Зандам. Физический адрес этого театра - улица царя Петра, дом 1. Рядом с ним дом, где жил Петр, а позади - верфь, на которой он учился делать корабли. Этот театр предложил нам сделать совместный проект "Русский царь". Они пишут пьесу и музыку, а мы будем ставить. Ничего конъюнктурного в этом нет, идея вполне детская.

    

- Люди, которые следили за вами с момента вашего появления в искусстве, говорят, что собственно психологическим театром вы занимались всегда. Тем не менее у вас всегда была репутация человека, который ведет и воплощает линию игрового театра, театра "монтажа аттракционов", определенной внятной структуры. По вашему собственному ощущению, изменилось что-то в ваших основных позициях, в частности, в работе с артистом?

- Конечно. Я стал преодолевать и изживать собственную страсть к излишествам. Последние два спектакля - "Урок первый" и "Бесприданница" - внешне совершенно просты.

    

- Это труднее достигается?

- О да! О да! Неизмеримо. Аттракцион придумывается гораздо легче, чем внутренний ход исподтишка, который взрывает сцену. А люди сидят и пьют чай... И надо очень долго трудиться, чтобы очистить все от мейерхольдовщины и пробиться к чистому, внятному русскому психологическому театру.

    

- ...взрослой скорби?

- Конечно, скорби.

    

- Насколько актеры внутренне готовы к такой работе?

- Актеры, которые ушли со мной из ТЮЗа, прекрасно понимали, куда идем. Пока что мы только радуем друг друга таким отношением к делу и гордимся, что до некоторой степени находимся в оппозиции к главным стратегическим тенденциям отечественного театра.

    

- Любое миссионерство требует жертв, не приходится ждать пирогов и пышек. Жизнь вашей труппы складывается соответственно программе, но трудно. Вы очень редко играете, а для психологического театра нужен постоянный, регулярный тренинг.

- Мы постоянно репетируем. Для тренинга вполне достаточно. Конечно, нам бы хотелось играть чаще, хотя бы через день, но сейчас Балтийский дом дает нам играть раз в неделю. Это очень редко, зато спектакль превращается в такую радость! Ручная выделка сохраняется долго.

Проблема помещения - больной вопрос. В Балтийском доме две площадки, а театров - четыре. При всей благодарности Балтдому я хочу сейчас сделать заявку на театр-лабораторию, привести то, что мы делаем, и нашу организационную структуру в какое-то соответствие. Для этого нужно помещение. Кроме того, пока мы гордились нашими достижениями в области детского театра, мир страшно обогнал нас. Мы отстали. И нам надо смирить гордыню и приглашать сюда лучшие европейские детские театры, смотреть, обсуждать и, конечно, привлекать подростковую аудиторию.

    

- Вы считаете, что "Бесприданница" - детский спектакль?

- Думаю, что этот спектакль должен быть интересен для старшего подростка, потому что проблема превращения человеческой индивидуальности в предмет потребления - это сегодня очень актуально! И именно для молодых людей. Потому что мы с вами свой выбор уже сделали, а персонажам "Бесприданницы" около 30 лет, самому старшему, Сереже Паратову, 31 год, Карандышев совсем пацан. Естественно, это возраст выбора.

Проблема превращения человека в предмет потребления - это бездуховный и не присущий России процесс. А сегодня проблема в том, что мы все, как страна, пытаемся преодолеть эти классические ценности. Я верю, что это не удастся, я верю, что, как всегда, величие страны не даст довести саморазрушение до конца. Но мы должны помогать этому, говорить об этом. Поэтому мы сделали "Бесприданницу". Это наш маленький вклад в борьбу за сохранение российского менталитета, мировоззрения, традиционных духовных ценностей.

    

- Вы приобрели романтический взгляд на жизнь.

- Для меня это прагматический подход к проблеме: я хочу, чтобы эта страна сохранилась. Будет грустно и обидно, если она станет какой-нибудь Швейцарией.

И поэтому продолжением программных поисков, которые ведутся на экспериментальной сцене, должен стать набор актерского курса в Санкт-Петербургской академии искусств. Сверхзадача профессионального воспитания - подготовка актеров для психологического театра, живущего в реалиях сегодняшнего дня нашей страны и, увы, завтрашнего, когда героизм и самоотречение художника во имя торжества духовных ценностей не будут оплачены. Не будет ни денег, ни славы. К этому надо готовиться. Каждый день. Дипломный спектакль нового курса будет сделан на основе романа Н.Островского "Как закалялась сталь".

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;