Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 42 (7401) 30 октября - 5 ноября 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Предметы милой старины

XV Российский антикварный салон в ЦДХ

ВЫСТАВКА

Наталья СЕДЯКИНА
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


Динамика развития такого, казалось бы, консервативного направления в бизнесе, как торговля предметами искусства и старины, в России просто поражает. На первом Антикварном салоне, который состоялся в 1996 году, приняло участие всего 16 галерей из Москвы и две из Санкт-Петербурга. В нынешнем, юбилейном пятнадцатом салоне приняли участие 200 галерей из обеих столиц, а также антиквары из регионов и даже из Будапешта. Экспозиция заняла все три этажа ЦДХ и блистала невероятным разнообразием: тут были и живопись, графика, скульптура, мебель, фарфор, бронза, ювелирные изделия и старинные карты, фотографии, часы, книги, предметы декоративно-прикладного искусства. Временной диапазон датируемых предметов: от Древнего Египта (Fusion Culture Gallery) до модерна 30-х годов прошлого века.

Что и говорить, за прошедшие семь лет Антикварный салон превратился в настоящее культурное шоу, с роскошными стендами, специально оформленными на европейский манер, и даже специальными дамами (нередко - хозяйками), вольно расположившимися на этих стендах в шикарных декольте и кринолинах. Неотреставрированные экземпляры в витринах уже почти не попадаются, и даже ювелирка блестит под стеклом приятным блеском новизны. Традиционно на осенних салонах ювелирных изделий меньше, чем, например, на весенних, в преддверии 8 марта. Тут, впрочем, наметилось одно удивительное явление: антиквары стали "разбавлять" старинные украшения новыми часами (например, Longines) с состаренными ремешками. То, что часы новые, антиквары не отрицают, но зачем они здесь (в смысле - часы), не признаются.

Приятно отметить, что все уже становится в антикварных кругах специализация - так, иконы теперь почти невозможно увидеть где попало, они сконцентрированы у двух-трех участников. Многие галереи занимаются живописью, кто-то делает акцент на старинные люстры, кто-то и вовсе на определенный исторический стиль (например, ар деко, ар нуво). Появились даже две новые галереи, ограничившие свой ассортимент исключительно антикварными коврами.

В целом в экспозиционном ряду заметно поубавилось ставшего уже привычным для нас ампира, больше попадается восточных вещей, в том числе редкого направления chinoiserie ("китайщина"). Нет-нет да и мелькнет кое-где ностальгическая советская символика, которая раньше на антикварных салонах почти не попадалась. Но главная сенсация нынешнего Антикварного салона - это стиль ар деко, который, если можно так выразиться, семимильными шагами входит в моду.

Так, большую часть третьего этажа занимала некоммерческая экспозиция, посвященная ар деко: совместный проект галереи "Три века" и галереи "Французский дом". Последнюю (во всяком случае, на стенде) действительно представляли французы. Здесь же, на третьем этаже, была и коммерческая экспозиция галереи "Три века": невероятно эффектная столовая и гостиная с элементами белой кожи в том же брутальном стиле.

Настоящую звезду Антикварного салона представила московская галерея "Lumi": французские гостиные шкафы ар деко, но не в привычной брутально-полированно-палисандровой традиции, а скорее в стиле элитарном, где цвет и фактура не превалируют над чистотой формы. Предположительно это пара шкафов работы мастера Кристиана Крассе (30-е годы XX века). Основной материал - кап тополя - дополнен элементами красного дерева, фасад украшен круглыми бронзовыми медальонами с чеканкой в виде обезьяны. На этом же стенде можно было увидеть и удивительный шкаф австрийской работы начала XX века, который в точности нельзя отнести ни к одному известному стилевому направлению. По преданию, он был сделан по заказу члена масонской ложи и якобы отражает в себе структуру мира. Действительно, тончайший резной орнамент (сюжетно!) переплетается, но смысл этих переплетений в действительности открыт только посвященному.

Вторым хитом ярмарки стали уникальные шахматы, выставленные питерской галереей "Невский, 86". Выполненные в конце XIX века, они включают почти все известные ювелирные техники: литье, чеканку, гильошировку, прозрачную и расписную эмали, закрепку камней и монтировку. Светлые клетки игрового поля - золочение, темные - чернение серебра. Основание доски оформлено соответственно: по углам - фигуры рыцарей, между ними прорезной декор, геометрические вставки с эмалью и полудрагоценными камнями. Сами шахматные фигуры серебряные, сделаны столь мастерски, что каждую в отдельности можно считать произведением искусства. Цена - 100.000 долларов.

Московская галерея "Отдел русского авангарда" представила единственный известный в России экземпляр книги Майкова "Ода о суете мира", посвященной Александру Петровичу Сумарокову в июле 1775 года. Этот редчайший экземпляр был отпечатан в Москве при государственной коллегии и имеет даже автограф автора - поистине бесценная вещь!

Весьма интересный проект заявила питерская галерея "Art-divage", привезя в Москву собрание картин художников Ленинграда 30-х годов. Почти забытый свет энтузиазма, который источают эти полотна, буквально светясь красками светлого "завтрашнего дня", останавливают посетителей помимо их воли, заставляют всмотреться и задуматься, и, может быть, с ностальгической нотой вспомнить высокие идеалы нашего "вчера".

Вообще, нельзя не отметить тот факт, что галерей из Санкт-Петербурга стало если не больше, чем московских, то уж как минимум столько же, и многие хиты прошедшей выставки представили именно они. Так, галерея "Ренессанс" из Санкт-Петербурга демонстрировала на своем стенде парные консольные столы работы Александра Шмита. Тут интересно поговорить о культурном обмене: очень часто Москва с успехом выставляет и продает культурное наследие Питера. Здесь же - обратная ситуация: Александр Иванович Шмит был московским мастером и получал крупные заказы по исполнению гарнитуров для Большого Кремлевского дворца. Он даже был удостоен почетного звания "придворного мебельных дел мастера". И вот теперь его работы вернулись в Первопрестольную из Санкт-Петербурга.

Среди заметных экспозиций еще несколько. Аукционный дом "Гелос" заявлял уникальную опцию по винам: их экспозицию старинных напитков сопровождала табличка: "Дамы и господа! Вы можете заказать у нас вино, крепкий спиртной напиток вашего года рождения или ваших близких".

В общем, на рынке антиквариата покупательский интерес и покупательская способность не падают. Рынок становится все более цивилизованным, со следами даже просветительской деятельности, о чем свидетельствуют некоммерческие проекты (призванные, впрочем, формировать не столько вкус, сколько все тот же спрос).

Случайных людей на Антикварном салоне тоже поубавилось: если раньше здесь можно было встретить просветленных старушек из старомосковской интеллигенции, или полусумасшедших смешных нумизматов, и просто интересующихся, то теперь этой публики почти не стало, а ходят по стендам именно те, кто действительно прибыл сюда что-то купить. Ибо в России, как верно подмечено в пресс-релизе по случаю открытия 15-го Антикварного салона, формируется "институт наследования". И теперь уже можно не только разделять и властвовать, спешно организовывая свое настоящее с оглядкой на Запад, но и спокойно что-то прикупить на будущее, детям-внукам, дабы респектабельным и статусным наследием нашего дворянского прошлого задать "параметры отношения" к своим отпрыскам в будущем.

Бороться с этим бесполезно, это ментальность. И как бы мы ни декларировали Москву как Европу, нам до нее далеко. Поскольку в Европе любая антикварная выставка - событие культурного порядка. У нас же это явление чисто коммерческое, да еще сдобренное ломовым пафосом VIP, как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей. И 15-й Антикварный салон эту тенденцию в очередной раз подтвердил.

Также в рубрике:

ВЫСТАВКА

ТЕАТР

МУЗЫКА

КИНО

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;