Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7401) 30 октября - 5 ноября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеПредметы милой стариныXV Российский антикварный салон в ЦДХ ВЫСТАВКАНаталья СЕДЯКИНА Динамика развития такого, казалось бы, консервативного направления в бизнесе, как торговля предметами искусства и старины, в России просто поражает. На первом Антикварном салоне, который состоялся в 1996 году, приняло участие всего 16 галерей из Москвы и две из Санкт-Петербурга. В нынешнем, юбилейном пятнадцатом салоне приняли участие 200 галерей из обеих столиц, а также антиквары из регионов и даже из Будапешта. Экспозиция заняла все три этажа ЦДХ и блистала невероятным разнообразием: тут были и живопись, графика, скульптура, мебель, фарфор, бронза, ювелирные изделия и старинные карты, фотографии, часы, книги, предметы декоративно-прикладного искусства. Временной диапазон датируемых предметов: от Древнего Египта (Fusion Culture Gallery) до модерна 30-х годов прошлого века. Что и говорить, за прошедшие семь лет Антикварный салон превратился в настоящее культурное шоу, с роскошными стендами, специально оформленными на европейский манер, и даже специальными дамами (нередко - хозяйками), вольно расположившимися на этих стендах в шикарных декольте и кринолинах. Неотреставрированные экземпляры в витринах уже почти не попадаются, и даже ювелирка блестит под стеклом приятным блеском новизны. Традиционно на осенних салонах ювелирных изделий меньше, чем, например, на весенних, в преддверии 8 марта. Тут, впрочем, наметилось одно удивительное явление: антиквары стали "разбавлять" старинные украшения новыми часами (например, Longines) с состаренными ремешками. То, что часы новые, антиквары не отрицают, но зачем они здесь (в смысле - часы), не признаются. Приятно отметить, что все уже становится в антикварных кругах специализация - так, иконы теперь почти невозможно увидеть где попало, они сконцентрированы у двух-трех участников. Многие галереи занимаются живописью, кто-то делает акцент на старинные люстры, кто-то и вовсе на определенный исторический стиль (например, ар деко, ар нуво). Появились даже две новые галереи, ограничившие свой ассортимент исключительно антикварными коврами. В целом в экспозиционном ряду заметно поубавилось ставшего уже привычным для нас ампира, больше попадается восточных вещей, в том числе редкого направления chinoiserie ("китайщина"). Нет-нет да и мелькнет кое-где ностальгическая советская символика, которая раньше на антикварных салонах почти не попадалась. Но главная сенсация нынешнего Антикварного салона - это стиль ар деко, который, если можно так выразиться, семимильными шагами входит в моду. Так, большую часть третьего этажа занимала некоммерческая экспозиция, посвященная ар деко: совместный проект галереи "Три века" и галереи "Французский дом". Последнюю (во всяком случае, на стенде) действительно представляли французы. Здесь же, на третьем этаже, была и коммерческая экспозиция галереи "Три века": невероятно эффектная столовая и гостиная с элементами белой кожи в том же брутальном стиле. Настоящую звезду Антикварного салона представила московская галерея "Lumi": французские гостиные шкафы ар деко, но не в привычной брутально-полированно-палисандровой традиции, а скорее в стиле элитарном, где цвет и фактура не превалируют над чистотой формы. Предположительно это пара шкафов работы мастера Кристиана Крассе (30-е годы XX века). Основной материал - кап тополя - дополнен элементами красного дерева, фасад украшен круглыми бронзовыми медальонами с чеканкой в виде обезьяны. На этом же стенде можно было увидеть и удивительный шкаф австрийской работы начала XX века, который в точности нельзя отнести ни к одному известному стилевому направлению. По преданию, он был сделан по заказу члена масонской ложи и якобы отражает в себе структуру мира. Действительно, тончайший резной орнамент (сюжетно!) переплетается, но смысл этих переплетений в действительности открыт только посвященному. Вторым хитом ярмарки стали уникальные шахматы, выставленные питерской галереей "Невский, 86". Выполненные в конце XIX века, они включают почти все известные ювелирные техники: литье, чеканку, гильошировку, прозрачную и расписную эмали, закрепку камней и монтировку. Светлые клетки игрового поля - золочение, темные - чернение серебра. Основание доски оформлено соответственно: по углам - фигуры рыцарей, между ними прорезной декор, геометрические вставки с эмалью и полудрагоценными камнями. Сами шахматные фигуры серебряные, сделаны столь мастерски, что каждую в отдельности можно считать произведением искусства. Цена - 100.000 долларов. Московская галерея "Отдел русского авангарда" представила единственный известный в России экземпляр книги Майкова "Ода о суете мира", посвященной Александру Петровичу Сумарокову в июле 1775 года. Этот редчайший экземпляр был отпечатан в Москве при государственной коллегии и имеет даже автограф автора - поистине бесценная вещь! Весьма интересный проект заявила питерская галерея "Art-divage", привезя в Москву собрание картин художников Ленинграда 30-х годов. Почти забытый свет энтузиазма, который источают эти полотна, буквально светясь красками светлого "завтрашнего дня", останавливают посетителей помимо их воли, заставляют всмотреться и задуматься, и, может быть, с ностальгической нотой вспомнить высокие идеалы нашего "вчера". Вообще, нельзя не отметить тот факт, что галерей из Санкт-Петербурга стало если не больше, чем московских, то уж как минимум столько же, и многие хиты прошедшей выставки представили именно они. Так, галерея "Ренессанс" из Санкт-Петербурга демонстрировала на своем стенде парные консольные столы работы Александра Шмита. Тут интересно поговорить о культурном обмене: очень часто Москва с успехом выставляет и продает культурное наследие Питера. Здесь же - обратная ситуация: Александр Иванович Шмит был московским мастером и получал крупные заказы по исполнению гарнитуров для Большого Кремлевского дворца. Он даже был удостоен почетного звания "придворного мебельных дел мастера". И вот теперь его работы вернулись в Первопрестольную из Санкт-Петербурга. Среди заметных экспозиций еще несколько. Аукционный дом "Гелос" заявлял уникальную опцию по винам: их экспозицию старинных напитков сопровождала табличка: "Дамы и господа! Вы можете заказать у нас вино, крепкий спиртной напиток вашего года рождения или ваших близких". В общем, на рынке антиквариата покупательский интерес и покупательская способность не падают. Рынок становится все более цивилизованным, со следами даже просветительской деятельности, о чем свидетельствуют некоммерческие проекты (призванные, впрочем, формировать не столько вкус, сколько все тот же спрос). Случайных людей на Антикварном салоне тоже поубавилось: если раньше здесь можно было встретить просветленных старушек из старомосковской интеллигенции, или полусумасшедших смешных нумизматов, и просто интересующихся, то теперь этой публики почти не стало, а ходят по стендам именно те, кто действительно прибыл сюда что-то купить. Ибо в России, как верно подмечено в пресс-релизе по случаю открытия 15-го Антикварного салона, формируется "институт наследования". И теперь уже можно не только разделять и властвовать, спешно организовывая свое настоящее с оглядкой на Запад, но и спокойно что-то прикупить на будущее, детям-внукам, дабы респектабельным и статусным наследием нашего дворянского прошлого задать "параметры отношения" к своим отпрыскам в будущем. Бороться с этим бесполезно, это ментальность. И как бы мы ни декларировали Москву как Европу, нам до нее далеко. Поскольку в Европе любая антикварная выставка - событие культурного порядка. У нас же это явление чисто коммерческое, да еще сдобренное ломовым пафосом VIP, как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей. И 15-й Антикварный салон эту тенденцию в очередной раз подтвердил. Также в рубрике:
|