Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 42 (7401) 30 октября - 5 ноября 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Неизвестная Зинаида

в "Доме Нащокина"

Юлия ДЬЯКОНОВА


З.Серебрякова. "За туалетом. Автопортрет". 1908 - 1909 гг.

Произведения Зинаиды Серебряковой очень узнаваемы - колоритом, певучестью линий, чувственностью, удивительным умением передавать тело, делая ощущение от обнаженной кожи почти тактильным. Ренессансной пластикой фигур, необычным выражением лиц с "газельим" разрезом глаз. И выбором материала - темпера и пастель.

Тем не менее выставка "Известная неизвестная Зинаида Серебрякова", открывшаяся в галерее "Дом Нащокина", кроме хрестоматийных, представила и неожиданные произведения - графические и живописные, большое число никогда ранее не выставлявшихся работ из частных собраний, а также работы из Третьяковской галереи, Русского музея, музея семьи Бенуа в Петергофе, Музея личных коллекций, музейных собраний Нижнего Тагила, Новосибирска и Рыбинска - "русского" и "французского" периодов ее творчества. Многочисленные узнаваемые портреты детей, мужа, автопортреты, портреты балерин, замечательные быстрые зарисовки близких людей (Константин Сомов, большой друг художницы, отмечал, что именно "быстрые" ее работы особенно хороши), пейзажи... И вместе с ними есть на выставке несколько станковых работ особого характера. Они не показываются в экспозициях музеев и не публикуются в монографиях. Настоящий подарок для эксперта, ибо именно с таким "маргинальным" материалом, как правило, и приходится чаще всего работать. Этот материал отличен от привычных "музейных" произведений, поэтому часто вызывает недоумение и неприятие.

Речь идет о незаконченных работах, оставленных на стадии подмалевка, или многократно переписывавшихся картинах-палимпсестах. Они обнажают творческую "кухню" художницы, делают очевидными ее мучительные поиски - композиции, изящного жеста, а также последовательность ее работы над формой. Под изображением прелестных девочек-балерин просматриваются девичьи головки большего формата, принадлежащие уже другой композиции. Лица девочек тщательно выписаны, но руки намечены одним кистевым контуром, да так и оставлены незавершенными. Без сомнения, в творческой практике многих художников существуют подобные работы, не выходящие из стен мастерской. Тем интереснее знать художника не только по его "классическим" произведениям, но и по картинам, по-видимому, не предназначавшимся для глаз публики.

Изящество, легкость, свежесть восприятия и динамичность исполнения, привлекающие в пастелях Серебряковой, сменяются плотностью, весомостью материала в работах, написанных маслом, несмотря на то, что художник обращается к тем же сюжетам. При взгляде на картины возникают чувства иные, нежели умиление, вызываемое знаменитейшими портретами большеглазых серьезных детей. Именно в масле пластический язык Серебряковой обретает микеланджеловскую выразительность, а образы - значительность и монументальность.

Становится очевидной интересная особенность ее творчества: если в графике ей, как никому другому, удается иллюзорно передавать фактурные характеристики изображаемого объекта - мягкость волос, нежность кожи, покрытой румянцем, глянцевитый или матовый блеск тканей, то в живописи художницу занимают фактура поверхности как таковой, пастозность и корпусность красочного "теста". Впрочем, и графика, и живопись Зинаиды Серебряковой убеждают, что она принадлежит к тому типу художников, которые относятся с огромным уважением к используемым материалам. Чувствуют изобразительную выразительность каждой техники, красоту текстуры бумаги и ценят ремесленную сторону работы живописца.

И немудрено, ведь у Серебряковой была хорошая школа, но было также и окружение - семья Бенуа-Лансере. Особенно большое влияние оказало общение с дядей, Александром Бенуа, который поощрял занятия племянницы акварелью, давал технические советы и - главное - направлял развитие ее вкусов в истории искусств. Впрочем, позднее, когда Серебрякова стала представлять произведения на выставках, это не помешало ему очень объективно судить о ее дальнейшем пути.

Изумительная по красоте выставка "Известная неизвестная Зинаида Серебрякова" позволяет увидеть новые грани творчества художницы.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

АРТ-ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;