Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7401) 30 октября - 5 ноября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраНеизвестная Зинаидав "Доме Нащокина" Юлия ДЬЯКОНОВА
Произведения Зинаиды Серебряковой очень узнаваемы - колоритом, певучестью линий, чувственностью, удивительным умением передавать тело, делая ощущение от обнаженной кожи почти тактильным. Ренессансной пластикой фигур, необычным выражением лиц с "газельим" разрезом глаз. И выбором материала - темпера и пастель. Тем не менее выставка "Известная неизвестная Зинаида Серебрякова", открывшаяся в галерее "Дом Нащокина", кроме хрестоматийных, представила и неожиданные произведения - графические и живописные, большое число никогда ранее не выставлявшихся работ из частных собраний, а также работы из Третьяковской галереи, Русского музея, музея семьи Бенуа в Петергофе, Музея личных коллекций, музейных собраний Нижнего Тагила, Новосибирска и Рыбинска - "русского" и "французского" периодов ее творчества. Многочисленные узнаваемые портреты детей, мужа, автопортреты, портреты балерин, замечательные быстрые зарисовки близких людей (Константин Сомов, большой друг художницы, отмечал, что именно "быстрые" ее работы особенно хороши), пейзажи... И вместе с ними есть на выставке несколько станковых работ особого характера. Они не показываются в экспозициях музеев и не публикуются в монографиях. Настоящий подарок для эксперта, ибо именно с таким "маргинальным" материалом, как правило, и приходится чаще всего работать. Этот материал отличен от привычных "музейных" произведений, поэтому часто вызывает недоумение и неприятие. Речь идет о незаконченных работах, оставленных на стадии подмалевка, или многократно переписывавшихся картинах-палимпсестах. Они обнажают творческую "кухню" художницы, делают очевидными ее мучительные поиски - композиции, изящного жеста, а также последовательность ее работы над формой. Под изображением прелестных девочек-балерин просматриваются девичьи головки большего формата, принадлежащие уже другой композиции. Лица девочек тщательно выписаны, но руки намечены одним кистевым контуром, да так и оставлены незавершенными. Без сомнения, в творческой практике многих художников существуют подобные работы, не выходящие из стен мастерской. Тем интереснее знать художника не только по его "классическим" произведениям, но и по картинам, по-видимому, не предназначавшимся для глаз публики. Изящество, легкость, свежесть восприятия и динамичность исполнения, привлекающие в пастелях Серебряковой, сменяются плотностью, весомостью материала в работах, написанных маслом, несмотря на то, что художник обращается к тем же сюжетам. При взгляде на картины возникают чувства иные, нежели умиление, вызываемое знаменитейшими портретами большеглазых серьезных детей. Именно в масле пластический язык Серебряковой обретает микеланджеловскую выразительность, а образы - значительность и монументальность. Становится очевидной интересная особенность ее творчества: если в графике ей, как никому другому, удается иллюзорно передавать фактурные характеристики изображаемого объекта - мягкость волос, нежность кожи, покрытой румянцем, глянцевитый или матовый блеск тканей, то в живописи художницу занимают фактура поверхности как таковой, пастозность и корпусность красочного "теста". Впрочем, и графика, и живопись Зинаиды Серебряковой убеждают, что она принадлежит к тому типу художников, которые относятся с огромным уважением к используемым материалам. Чувствуют изобразительную выразительность каждой техники, красоту текстуры бумаги и ценят ремесленную сторону работы живописца. И немудрено, ведь у Серебряковой была хорошая школа, но было также и окружение - семья Бенуа-Лансере. Особенно большое влияние оказало общение с дядей, Александром Бенуа, который поощрял занятия племянницы акварелью, давал технические советы и - главное - направлял развитие ее вкусов в истории искусств. Впрочем, позднее, когда Серебрякова стала представлять произведения на выставках, это не помешало ему очень объективно судить о ее дальнейшем пути. Изумительная по красоте выставка "Известная неизвестная Зинаида Серебрякова" позволяет увидеть новые грани творчества художницы. Также в рубрике:
|