Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 11 (7370) 20 - 26 марта 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Возвращение к диктатуре зрителя

Главным героем российского павильона на 50-й "Венецианской биеннале" будет живопись

Беседу вели Елена ТИТАРЕНКО
Юлия ЛЕБЕДЕВА


Е.Асс, Д.Гутов, В.Фишкин. Фрагмент экспозиции в павильоне России на "Венецианской биеннале" 1995 г.

50-я Международная выставка современного искусства "Венецианская биеннале", открывающаяся в середине июня, будет посвящена теме "Сны и конфликты. Диктатура зрителя". Директор этого огромного художественного форума итальянец Франческо Бонами предоставляет художникам полную свободу, говоря, что имеет в виду "абсолютно все". Официальное открытие одной из крупнейших выставок современного искусства намечено на 15 июня. Но уже 13 февраля Министерство культуры РФ утвердило предполагаемый российский проект участия в биеннале, который получил название "Возвращение художника". Согласно ему в нашем павильоне будет представлена программа, развивающаяся по двум направлениям. Одно из них - "живопись как остросовременное выразительное средство" - проиллюстрируют художники Константин Звездочетов, Валерий Кошляков и дуэт Виноградов - Дубосарский. Второе - "новый документализм" - отдано фото- и видеопроекту Сергея Браткова.

Минкультуры на примере "Венецианской биеннале", как одной из самых известных международных выставок, планирует разработать определенную модель организации подобных мероприятий. Ради этого уже создан специальный экспертный совет, призванный координировать политику в сфере актуального искусства. А в перспективе в его ведение, помимо работы над российским участием в "Венецианской биеннале", добавится и подготовка к другой крупнейшей выставке - биеннале в Сан-Паулу.

Комиссаром российского павильона в Венеции назначен директор РОСИЗО Евгений Зяблов, а роль художественного руководителя экспозиции и куратора нашей выставки взял на себя Виктор МИЗИАНО, который и согласился ответить на вопросы газеты "Культура".

М.Кантор. "Люди на пустыре". Павильон России на "Венецианской биеннале" 1997 г.

    

- Как давно Россия принимает участие в "Венецианской биеннале"?

- Начиная с 1895 года, когда состоялась первая выставка. Накануне Первой мировой войны, в 1914 году, страну представлял скульптор Александр Архипенко. В 20-е годы комиссаром от России был искусствовед Борис Терновец. В период "холодной войны" СССР приостановил свое участие, но уже в 70-е годы мы вернулись в Венецию. А с 1993 года российским павильоном ведал Государственный центр современного искусства в лице его художественного руководителя Леонида Бажанова. Сейчас все целиком взял на себя РОСИЗО.

    

- Как осуществляется подготовка выставки?

- Институт руководства национальными павильонами весьма запутанный, разные страны придерживаются разных моделей. Такая функция, как комиссар, может пониматься и как творческое руководство, и как административно-хозяйственное. До 2001 года, например, все, что происходило в сфере современного искусства России, связывалось исключительно с ГЦСИ. С момента же появления нового руководства в РОСИЗО возникли, по крайней мере, две государственные площадки, которые, пользуясь поддержкой Минкультуры РФ, могут воплощать государственную политику в этой сфере. Мы стремимся упорядочить ситуацию с репрезентацией России на крупных международных арт-форумах, прекратить чехарду комиссаров, кураторов и организаций, претендующих на проведение биеннале в Венеции, и выработать некую модель, которая будет действовать и впредь.

О.Чернышева. Проект "Second Life". Фрагмент экспозиции в павильоне России на "Венецианской биеннале" 2001 г.

Для выбора проекта и решения целого ряда деликатных проблем был создан независимый экспертный совет. Председателем его стал искусствовед Евгений Барабанов, а в состав вошли 11 видных деятелей московской художественной сцены: художники Игорь Макаревич и Дмитрий Гутов, архитектор Евгений Асс, критик Виталий Пацюков, представители различных государственных творческих структур - Леонид Бажанов, Анна Гор (филиал ГЦСИ в Нижнем Новгороде), Александр Боровский - от Русского музея, Иосиф Бакштейн и я - от РОСИЗО. С будущего года рекомендовать кураторов "Венецианской биеннале" будет совет, а утверждать - министр культуры.

    

- Какова в целом тема грядущей "Венецианской биеннале" 2003 года?

- В 2001 году, на предыдущей биеннале, ее куратор Харальд Зееман, подводя итоги ХХ века, задал глобальную тему: смена вех. Извечный авангардист, патриарх современного мирового кураторства, фактический создатель этой профессии, он призывал тогда к эпохальным высказываниям. В этом году - установка на актуальность. Нынешняя биеннале - не эпическое зрелище, она пройдет в режиме показа отдельных ситуаций, направлений, проблем. Главный комиссар - Франческо Бонами, человек из поколения 40-летних, уверенный в себе профессионал, ориентирующийся на современные тренды, пригласил целую команду сокураторов. Каждый из них - это своя тенденция и своя ситуация. Этот показ делают, например, Ханс Ульрих Обрист или Массимилиано Джолли, отвечающий за проект от Италии. Таким образом, биеннале возвращается к своей главной функции - выставке современного искусства, отслеживающей тенденции, актуальную ситуацию. Отказавшись от единоличного кураторства, Бонами восстанавливает идею групповой работы, как бы деля биеннале на совокупность самостоятельных проектов.

В.Комар и А.Меламид. Проект "Ecolaboration with Animals". Демонстрировался в павильоне России на "Венецианской биеннале" 1999 г.

    

- Что представляет собой российский проект? Что заставило совет предложить именно такой список имен?

- Отправной точкой была тема, предложенная Франческо Бонами. К сожалению, в силу административной рутины между художниками, чьи проекты представлены на форуме, чаще всего не возникает диалога, правда, этим грешит не только российский павильон. На мой взгляд, эффективнее всего те проекты, которые резонируют на тему, предложенную главным комиссаром биеннале, и посылают свои импульсы, свои провокационные реплики в общую дискуссию.

Рабочее название российского проекта "Возвращение художника" перекликается с темой биеннале: "Сны и конфликты. Диктатура зрителя". Очевидно, речь идет о возврате к традиционно романтическому пониманию художника, творчества вообще как мира метаний, внутренних конфликтов и порывов, но одновременно грез и мечтаний. За таким названием стоит большой набор ассоциаций. И после неоавангардистских 1990-х годов, когда искусство пыталось выйти за пределы своих традиционных функций, раствориться в социальных практиках, Ф.Бонами стремится направить биеннале в лоно реальности. Действительно, можно констатировать возвращение традиционно понятой роли художника: он вновь обращается к своей главной задаче - транслированию образов.

В поиске наиболее типичных и ярких фигур российской арт-сцены выбор был предопределен двумя тенденциями рубежа веков. Важно было показать, что кончились 90-е годы с их концептуально-акционистским духом и в конце десятилетия повсюду произошел возврат к живописи. Сейчас на авансцену выходят художники-живописцы, которые долгое время были в тени акционистов с их агрессивно-радикальными жестами. Живопись создавалась и на протяжении всех 90-х годов, но сегодня она вновь оказалась в центре внимания. Это характерно как для России, так и для всего мира. Представляющие живописную тенденцию Звездочетов, Кошляков, Виноградов и Дубосарский на протяжении последнего десятилетия отстаивали право живописи на существование как остросовременного художественного метода. Я вижу в них не только вполне реализованных, но еще и остроактуальных художников. Хотя все они примерно одного возраста, их творчество отражает разные поколения в живописи: Звездочетов может быть причислен к живым классикам, Кошляков - художник, с которым в какой-то степени ассоциируется живопись как таковая, в самом романтическом и классическом смысле. Дубосарский и Виноградов в последние два года вошли в число самых остроактуальных европейских звезд. Мы преподнесем не устоявшиеся имена, а состоявшиеся высказывания.

Вторая тенденция - новый документализм. Фотограф Сергей Братков вышел на московскую художественную сцену сравнительно недавно, но он имеет за плечами очень большой и многоплановый, сложный творческий опыт. Кстати, начинал он тоже с живописи, потом переключился на фотографию, а в последние годы заметны его работы и в области видео. После периода экзальтированного романтизма художники вернулись к очень пристальному, аналитическому взгляду на реальность. Ныне она воспринимается через пристальный взгляд на человека и документацию его образа.

    

- Как все это многообразие разместится в российском павильоне?

- В щусевском павильоне - четыре зала, следовательно, там должно быть четыре имени. Фокусом станет тема "Возвращение художника". Братков сделает проект, главными героями которого должны стать сами художники. Причем это будет не просто фото- или видеофиксация персонажей, а скорее игра. Мне показалось важным разделить художников по двум этажам: живопись разместится на втором, фото и видео - в цоколе. Я надеюсь, что путем такой взаимосвязи павильон обретет целостность.

Драматургия нашего павильона будет строиться так, что каждый художник получит для своего высказывания самостоятельное пространство. В первом зале - Звездочетов, во втором, центральном, - Кошляков, далее тотальная живопись Дубосарского и Виноградова, расположенная по стенам и занимающая большую часть площади. То есть зал - художественный проект, зал - высказывание. Создание сложных синтетических экспозиционных заявлений, где художники перемешивались, теперь уже неактуально.

    

- Будут ли в Венеции представлены другие русские художники?

- Помимо наших официальных четырех представителей, в биеннале будут участвовать московские авторы: Андрей Монастырский, Юрий Лейдерман, Мариан Жунин и Виктор Алимпиев. Эти художники включены в проект Игоря Забелы - одного из сокураторов биеннале, заместителя директора по науке Музея современного искусства в Любляне. Он готовит самостоятельный проект "Индивидуальные системы". Еще одного нашего художника в свой проект "Станция-утопия" пригласил Х.Обрист. Это важная победа: теперь уже российская локальная сцена - художники, работающие в Москве, - в сфере интересов международных кураторов. Сравните: у Харальда Зеемана в биеннале участвовали Илья Кабаков, Анна Ермолаева и Вадим Захаров - российские художники, в течение многих лет живущие за границей.

    

- Хотелось бы узнать о финансировании проекта.

- Расходы по организации участия России в биеннале в объеме 2,3 миллиона рублей финансирует Министерство культуры РФ. Это очень жесткий бюджет. Но идут переговоры по поводу привлечения других, внебюджетных источников. Есть и меценаты. К сожалению, мы начали искать деньги, когда компании уже составили планы на этот год.

Бюджет биеннале был разделен на необходимый и достаточный. Все необходимое будет оплачиваться из федерального бюджета, а культурная программа будет в значительной мере зависеть от дополнительного финансирования (издание, формат и красота каталога).

Одна из фундаментальных проблем - привлечение спонсоров и меценатов к такому колоссальному проекту, как наше участие в биеннале. Беда в том, что инвесторы об этом очень мало знают. В обществе нет и понимания значимости для России этого события. И одна из наших задач - даже в этой ситуации создать информационную поддержку в России и тем самым помочь своему государству более оперативно и достойно выдвигать себя на мировую сцену.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;