Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 18-19 (7426) 13 - 19 мая 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительПеремещенные лицаЕще раз к вопросу о парадоксах телевизионного процесса НАБЛЮДЕНИЕСергей ФОМИН Казалось бы, ну что такого в том, чтобы покинуть на время свое родное, погостить где-нибудь и вернуться обратно? Если вы обычный телезритель, такая обыденная процедура вашей частной жизни пройдет совершенно безболезненно. Но если же вы фигура телевизионная, ваше перемещение из одной программы в другую, особенно на другом канале, вызовет у этого рядового телезрителя определенное беспокойство. Нынешний телесезон дает подозрительно много примеров таких перемещений. Началось все как будто невзначай, еще до Нового года, когда на обновленном "3-м канале" в программе "Русский взгляд" стал регулярно выступать в качестве политкомментатора давно уже являющийся неизменным лицом "Первого" Михаил Леонтьев. Выглядело это немного нелепо - получалось, что небольшому по объему вещания каналу при недостатке возможностей необходимо не "вырастить Бабу-ягу в своем коллективе", как предлагал когда-то незабвенный товарищ Огурцов, а пригласить телемифического персонажа со стороны вместе с толикой его популярности. Но начало уже массовому перемещению телелиц с канала на канал дал последний в прошлом году выпуск программы "Времена", в который был приглашен продолжительно и откровенно пародировавший Владимира Познера в своей "О.С.П. студии" Сергей Белоголовцев. Он же 1 апреля в "Стране советов" на НТВ "косил" и под Льва Новоженова, причем пародия в обоих случаях оказалась больше похожа на оригиналы, чем они сами. В качестве же самого себя, видимо, в порядке компенсации за участие во "Временах", Белоголовцев выступает через три дня на "Первом" в "Любовных историях". То, что изображенный Белоголовцевым Владимир Познер в эти же дни дважды появлялся на канале "Культура" - в "Линии жизни" и "Ночном полете", воспринялось довольно спокойно - все-таки не каждый день первое лицо Российской телеакадемии справляет свое семидесятилетие. К тому же у "Культуры" - собственная стать, канал стоит несколько в стороне от всеобщей борьбы за рейтинги, поэтому и Александр Гордон, отсидевший когда-то свое интервью с пристрастием в "Школе злословия", и Иван Затевахин, появившийся в выпуске "Культурной революции", вовсе, кстати, не посвященном какой-нибудь зоологической проблеме, и Савик Шустер в "Апокрифе" Виктора Ерофеева тоже особого зрительского шока не вызвали, но оказались все же в потоке общей тенденции "нового переходного телепериода". Нового, потому что подобные массовые появления "перебежчиков" из программы в программу уже отмечались на нашем ТВ лет этак семь назад, когда все телеканалы, дружно отработав выборы 1996 года, впали в восторг от самого факта своего существования и принялись без передышки интервьюировать заимствованных друг у друга звезд, вскорости, кстати, начавших свое уже не туристическое, а профессиональное перемещение из программы в программу и с канала на канал. Так же и сейчас. Владислав Флярковский появляется в "Шоу неудачников" на М1, Павел Любимцев - в "Деталях" на СТС, Арина Шарапова - в "Ночном госте" "Столицы" в качестве объектов интервью, а Михаил Кожухов - в числе экспертов программы НТВ "К барьеру!". Видимо поняв, что эти "перемещения" производят-таки определенный эффект на подзаскучавшую телеаудиторию, в полной мере его решили использовать "Первый" и "Россия". На "Первом" в фильме о том же самом Владимире Познере явил себя в качестве автора и ведущего Леонид Парфенов. Критика довольно точно отметила, что "Ведущий" представлял собой экранизацию уже давно обнародованных многочисленных познеровских интервью, поэтому главной "мулькой" фильма и оказалось именно появление на одном канале звезды другого. Точно так же, заметим, как появление ровно за четыре месяца до этого во "Временах" Сергея Белоголовцева. "Россия" же развернула этот прием уже на формате цикла, пригласив в качестве соведущей "Песен ХХ века" звезду Муз-ТВ Тутту Ларсен, кстати, незадолго перед тем позаимствованную каналом СТС прокомментировать за кадром трансляцию церемонии "Грэмми-2004". Тенденция заимствования выразительных приемов одного канала другим потихоньку расползалась и перенеслась с процесса заимствования лиц уже на заимствование одной программой концепции другой, причем опять же иному каналу принадлежащей. 8 марта "Первый" выдал праздничный выпуск "Кумиров", превращенных из мемуарно-ностальгического цикла в концерт с участием эстрадных звезд тридцатилетней давности, соединенных с нынешними звездами канала, которым вменили исполнить старые песни о главном. В результате переодетые летчиками времен Великой Отечественной войны Якубович и Пельш в силу скромных своих вокальных способностей порадовали нас речитативом на музыку из "Небесного тихохода". Все остальные "первачи" занимались тем же - пытались делать не свое вокальное дело, чем "Кумиры" уже окончательно уподобились "Голубому огоньку", в последнее время ставшему фирменной программой "России" В этот же день НТВ праздника ради преобразовало свой "Квартирный вопрос" в "Квартирный ответ", превратив процесс обновления интерьеров отдельно взятых конкретных квартир в студийное соревнование между двумя семейными командами в присутствии жюри с начислением очков, символизируемых гигантскими бутафорскими гвоздями. Кто победил при этом - "Веселые молотки" или "Шустрые дрели", было не так уж важно - главным оказалось то, что программа, имевшая дотоле свои собственные творческие наработки, вдруг решила превратиться в КВН, причем тот, в который играли его зачинатели сорок лет назад. Пародию на него можно увидеть в фильме Георгия Данелия "Я шагаю по Москве", когда герои попадают в оборот паркового развлечения "Кто быстрее и лучше нарисует лошадь", неподражаемо возглавляемого молодой Инной Чуриковой, роль которой спародировала уже в "Квартирном ответе" Наталья Мальцева. Сам же КВН осуществил за день до того и вовсе доселе невиданное, позаимствовав ни больше ни меньше самую популярную фигуру отечественного ТВ. За несколько секунд до начала представления откуда-то из-за кулис вышел сопровождаемый Александром Масляковым Президент России Владимир Путин и сел в первом ряду на второе справа от центрального прохода (если смотреть со стороны сцены) кресло. И тем самым на одну программу расширился протокольный набор присутствия на телеэкране первого лица государства - к сюжетам в новостях, приветствию к Новому году, ответам на вопросы населения и участию в имеющих государственное значение концертах прибавилось и его участие в развлекательной программе. Наверное, этим процесс "перемещения" и достиг бы своего апогея, если бы буквально через три недели данный процесс не повернулся ровно на сто восемьдесят градусов - и звезда развлекательных программ не стала героем политических - на выборах губернатора Алтайского края победил артист Михаил Евдокимов, сразу же появившийся в этом новом своем качестве и в новостях всех главных каналов, и в том же "Ночном полете", и в "Неделе", и в "Намедни". Популярность его, сработанная телевидением с другим прицелом, неожиданно "выстрелила" в политической сфере, тем самым по-хозяйски реализовав PR-возможности телевидения, накопленные им как бы впрок. И видимо, подражая этому политическому успеху популярного артиста Евдокимова, и завзятый политик Жириновский появляется 18 апреля в окружении пародировавших его артистов на сцене программы "Первого" "Смешные люди", и его, фигурально выражаясь, классические тексты звучат при этом уже как просто юмористические. С новым жанром вас, Владимир Вольфович - жанром пародии на весь политический PR как таковой. Кстати, свой творческий путь нынешний губернатор Евдокимов начинал когда-то именно как пародист... Также в рубрике:
|