Вот уже третью неделю носится по столичным галереям и выставочным площадкам вихрь V Международной "Фотобиеннале", организованной Московским домом фотографии во главе с
Ольгой Свибловой . Искушенную публику, по три раза на день перекочевывающую с одного вернисажа на другой (а масштаб мероприятия таков, что посетить все открывающиеся в рамках биеннале выставки вряд ли под силу даже самым стойким любителям фотографии), будоражат имена заезжих и доморощенных знаменитостей и солидность подачи уже зачастую известных проектов. Темы, как всегда, три - "Идентификация", "Новые технологии" и "Город". И если первые две практически свободны и скорее обязывают формой, нежели содержанием, позволяя понимать под собой что угодно, то "Город" - как ни крути, это всего лишь город, его обитатели, его genius loci, виды, архитектура, мосты, улицы и переулки. Здесь заправляет уже не форма, будь то строгая верификация повседневности, репортажная съемка, арт-фотография или "взгляд и нечто". Скорее важны настроение, текучесть времени, словом, сама городская жизнь. Городов много, и, чтобы не погрязнуть в бесконечном потоке их монотонной визуализации, МДФ решил копнуть глубже и провести силовые линии между полюсами трех мировых столиц - Парижем, Римом и Нью-Йорком. Конечно, есть в выставочном списке фестиваля и наши Москва с Питером, и даже "Фотолетопись России" с мухинскими "Южными городами", косоруковской "Рязанью", чиликовской "Старой Самарой", но все же центральные экспозиции в рамках этой темы посвящены именно трем столицам.
Х.Хаманн. "Вертикали Нью-Йорка"
Вернисаж первой из них совпал с открытием самой биеннале. Это предоставленная Центром Жоржа Помпиду историческая ретроспектива "Париж глазами фотографов". Оригинальные отпечатки классиков французской фотографии Ман Рея, Брассая, Дуано, Картье-Брессона, прихотливо разбросанные в лабиринтах выгородок Малого Манежа, не оставляют камня на камне от исторической хронологии парижской жизни ХХ века. Выстроить сколько-нибудь логический маршрут осмотра экспозиции просто невозможно. Но за этим преднамеренным хаосом разнообразных художественных методов и авторских фототехник неожиданно возникает неповторимая атмосфера города, меняющегося на протяжении столетия, его мягких, выстеленных светом газовых фонарей улиц, кафешантанов, укутанных ночной дымкой площадей, заполненных велосипедистами набережных и конструктивистских заводов. Разумеется, за эти сто с небольшим лет город изменился, но его образ, созданный поколением фотографов-классиков, все еще владеет нами - став частью нашего сознания, Париж озорных гаврошей, сентиментальных художников, солидных буржуа, ночных дебоширов и уличных девок навсегда остается и частью самого Парижа.
Х.Хаманн. "Вертикали Нью-Йорка"
В Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке Париж совершенно иной - Париж XXI века, Париж Уильяма Кляйна. Эта выставка, состоящая на 80 процентов из неопубликованных отпечатков знаменитого фотографа, совершенно разрушает традиционную иконографию французской столицы. Калейдоскоп образов и мгновенно схваченных сцен, смесь диссонирующих цветов и увеличенных фрагментов, помноженные на ощутимо подразумеваемый социальный аспект, - та пестрота жизни, в которую невольно вовлечен древний город. Здесь нет эстетизма классической черно-белой летописи Парижа. В городе царит постмодернизм. Его обитатели дики, их лица выраженно этничны, ни одна архитектурная деталь, ни один план толпы не являются у Кляйна случайными. Он намеренно пишет историю Парижа, в котором колониальное влияние пожирает метрополию, где великое совместилось с ужасным, уродство не оппонирует красоте, и уже ничто - ни роскошь, ни нищета - не способно выдать билет на человеческую исключительность.
"Париж Миммо Йодиче"
На этом фоне Вечный город, несмотря на все постигшие его за время существования фотографии изменения, выглядит оплотом спокойствия и стабильности. "Рим в фотографиях с 1850 года до наших дней" медленно перетекает в ретроспективу Клаудио Абате "Рим - центр художественной жизни. 1950 - 1970" и, наконец, в мистерию света и фактуры Андреа Йемоло, расставляющего для постороннего взгляда лишь "Знаки Рима" - полные чувственности складки Бернини, пустота глазниц на лице Юлия II, папы-воина, созданного Микеланджело. У него свой взгляд на архитектуру, взгляд, нацеленный на сложность линеарного рисунка: размеренность Ренессанса, дерзость барокко, рационализм, скрытый в торжестве форм фашистского режима. Описание Рима, перенесенное на 100-процентную английскую бумагу из чистого хлопка, - это то, что противостоит современности, течению времени вообще.
И наконец, Нью-Йорк. Город, зажатый организаторами меж Сциллой и Харибдой существования Фотолиги (1936 - 1951) и Миллениумом. За 15 лет деятельности лиги как организации жанр американской социально-документационной фотографии не только полностью сложился, объяв собой повседневную уличную фотографию как таковую, но и получил статус искусства. Начав с фотофиксации жизни рабочих окраин Манхэттена, члены лиги постепенно стали расширять географию и даже устраивать выставки. На излете ХХ века один из самых знаменитых фотографов Америки Хорс Хаманн снова вернулся в Манхэттен - район чрезмерных человеческих амбиций, высоток и небоскребов. Именно здесь создает он свою знаменитую серию "Вертикали Нью-Йорка", которую вы наверняка неоднократно видели в книгах, а теперь можете воочию лицезреть в Музее архитектуры. В руках Хаманна панорамная съемка обрела радикально новый смысл: развернув камеру на 90 градусов, он создал цикл работ, состоящий исключительно из вертикальных разверсток. 15 лет назад это выбивалось за границы всех мыслимых жанров, это стало сенсацией. Сегодня - это реалии наших с вами представлений об индустриальной, техногенной Америке. И кто после этого скажет, что границы традиционной городской фотографии исчерпаны. Их просто больше нет. Город поглотил все - и техногенную цивилизацию с ее новыми технологиями, и даже сами поиски идентификации.
Также в рубрике:
ПАЛИТРА
Эпоха без героя Темой V Международной "Фотобиеннале" стал "Город"