Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 18-19 (7426) 13 - 19 мая 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияСоветский творческий союзИ его печальное наследие ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ВОПРОСАнна МАРТОВИЦКАЯ О проблемах мастерских российских художников наша газета писала не раз . Имущественный вопрос - увы, самый острый, даже если речь идет об изобразительных искусствах. Полемика об использовании того или иного типа холста может вестись десятилетиями и не переходить границ профессиональной дискуссии, а вот борьба за квадратные метры неизбежно оборачивается трагедиями и невосполнимыми потерями.Итак, дано: тысячи помещений, расположенных в очень привлекательных уголках Москвы. Это и знаменитый дом страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре, и городок на Масловке, и комплекс на улице Николоямской, и в свое время специально построенные для художников площади на 9-й Парковой. Нашей газете приходилось описывать беспорядки, происходившие то по одному из названных адресов, то по другому. Сценарии выдворения художников из мастерских, в которых они проработали 10 - 40 лет, похожи друг на друга как две капли воды: в помещение, каждый квадратный сантиметр которого занят материалами и произведениями искусства, вламывается рослый детина и предъявляет документ, удостоверяющий его права на данную площадь. Дальше начинаются суды, бесконечные и бессмысленные... В последнее время подобные ситуации происходят буквально повсеместно, и это заставило нас попытаться взглянуть на проблему мастерских художников, что называется, комплексно. Кто виноват в переделе собственности? Можно ли и нужно ли в принципе сохранить доставшуюся нам с советских времен систему предоставления творцам на льготных условиях мастерских? Союз художников СССР не избежал участи всех советских творческих союзов. В годы перестройки в его правлении развернулась активная борьба за власть и имущество. Победители консолидировали вокруг себя союзников и коллег и образовали новые союзы - так появились профессионально-творческий Союз художников России (в отличие от творческого СХ), Международная конфедерация союзов художников, а Московский союз художников (МСХ) стал самостоятельной региональной организацией. Художники в одночасье оказались вне налаженной системы реализации произведений искусства: прекратились государственные закупки, были ликвидированы индивидуальные счета в союзном Художественном фонде от продажи картин, выставочные залы перестали бесплатно проводить экспозиции. Имущество, нажитое СХ СССР и перешедшее к МСХ, впечатляет своим размахом: три крупных выставочных зала, четыре художественных салона, несколько тысяч творческих студий, художественные комбинаты каждой секции (живописцев, графиков, скульпторов, прикладников, плакатистов и других). Одновременно у МСХ "исчезли" Дом ветеранов, Дом творчества в Тарусе, автобаза, поликлиника - словом, все, что требовалось для эффективного осуществления главной функции творческого союза - социальной защиты московских художников. В распоряжении МСХ сегодня около 3500 мастерских, из них примерно 2700 занимают художники - члены МСХ, остальные мастерские являются своеобразной "неучтенкой" и сдаются в аренду посторонним лицам, причем полученные средства в бюджете МСХ не учитываются. Об этом свидетельствует тот факт, что на съездах МСХ утверждается только бюджет, основанный на членских взносах, хотя в уставе союза главным принципом работы записана гласность. Художественные салоны (Петровка, 12; Ленинский пр., 99; Строгинский бул., 30; Сокольническая пл., 4) вместе со значительными финансовыми средствами были в начале 1990-х переданы ЗАО "Московский художник", где МСХ имел контрольный пакет акций - 51 процент. Казалось бы, вполне здравый с коммерческой точки зрения ход. Но потом приключилось странное: правление МСХ приняло решение об увеличении уставного капитала ЗАО, а когда надо было вносить свою долю, выяснилось, что у союза нет на это денег. Другие акционеры, естественно, все внесли вовремя, и доля МСХ упала до 20 процентов, что повлекло за собой потерю права управления салонами. Сейчас ЗАО "Московский художник" принадлежат только три салона. Впрочем, и те салоны, что остались в распоряжении МСХ, сегодня не используются как полноценные выставочные площадки. Нынешним москвичам, например, адрес Кузнецкий Мост, дом 11 знаком прежде всего как ярмарка подарков и индийский ресторан, но не как место, где можно познакомиться с творчеством художников-современников. Строго говоря, иногда в этом зале все же устраиваются выставки, но профессионалы за глаза называют их "братскими могилами": здесь нет ни описаний выставленных работ, ни даже указаний имен их авторов. Похожая судьба у центрального офиса МСХ на Старосадском, 5, где в свое время располагались немалые выставочные залы, - сегодня усадьба сдана в аренду нескольким организациям, в том числе и ресторану. В том, что творческая организация стремится заработать деньги, безусловно, нет ничего постыдного. Наоборот, за нее можно только порадоваться: наконец-то и творцы научились кормить себя сами. Но, похоже, эти "знания" и "умения" распространяются только на руководство МСХ - рядовым членам, среди которых немало заслуженных и народных художников России, не достается ни средств, ни социальных благ, а то немногое, что у них есть, сегодня упорно пытаются отобрать. О роли и значении МСХ для его членов вообще можно говорить долго. Приведем пример, который красноречиво свидетельствует об истинном положении дел. В Уставе МСХ есть удивительный пассаж: для исключения из членов союза (и, соответственно, отбирания мастерской) достаточно "грубого и систематического нарушения требований Устава МСХ и нанесения морального и материального ущерба". Что такое "моральный ущерб", спросите вы? Пожалуйста, ответ. На последнем съезде по представлению правления был исключен художник-монументалист Владимир Богачев, "имевший наглость" написать заявление о злоупотреблениях руководителей МСХ в прокуратуру. Его мастерская расположена на Николоямской улице. Сейчас этот дом предназначается под реконструкцию, и по постановлению Правительства Москвы инвестор должен был предоставить художнику равноценную мастерскую. Однако заместитель председателя правления МСХ В.А.Глухов провел через правление решение об изъятии у Богачева мастерской. Как тот пишет в своем заявлении, "...Глуховым В.А. было направлено письмо в Москомимущество о том, что указанная мастерская принадлежит Кошелеву Л.Н., который не является членом МСХ". Ремонт и реконструкция - вообще самая страшная беда для мастерских художников. Именно они становятся поводом для выселения несчастных творцов. По адресу 9-я Парковая улица, д. 43/26 находятся 52 мастерские. Сейчас из строя выведены уже 8 из них - ремонтные работы начаты без проектно-разрешительной документации, часть стен сломана, окна верхнего света (так называемые фонари) снесены... В знаменитом доме "Россия" на Сретенке поступили еще решительнее: художников собрали и объявили, что все нежилые помещения куплены неким господином, официально с МСХ отношений не имеющим, задумана реконструкция, после которой они смогут выкупить мастерские по цене 700 долларов за квадратный метр. Нюанс заключается в том, что художники работают в "России" с 1966 года, почти все мастерские здесь были отремонтированы и построены на их личные средства. Казалось бы, по факту это дает им права на помещения. Но юридически все гораздо сложнее: в далеком теперь уже 1966-м невозможно было оформить собственность на нежилые квадратные метры, поэтому с союзом художников заключались договора аренды, которую оплачивали сами творцы. Позже эти документы уже никто не пересматривал (к слову, многие из них попросту исчезли), и руководство нынешнего союза тихонько переписало мастерские на себя. Теперь художники, большинство из которых пенсионеры, ветераны труда, просто пожилые люди, которым трудно зарабатывать на жизнь, оказываются у "разбитого корыта": без места работы, без средств к существованию, без возможности заниматься творчеством, которому посвятили жизнь. Не стоит забывать и о том, что в мастерских находятся произведения искусства (живопись, графика, скульптура), созданные в течение всей жизни, громоздкие вещи (мольберты, станки, архивы). Все это, с одной стороны, довольно громоздкое хозяйство, которое трудно куда-либо переместить, а с другой - обладает немалой художественной ценностью. Художники не раз обращались к председателю МСХ В.А.Бубнову с просьбами о защите, но все их письма остались без ответа и тем более каких-либо реальных мер. Творцы могли бы претендовать на возмещение ущерба, нанесенного временной или окончательной потерей мастерских, но в России нет закона, который бы прописывал механизм определения размера этого ущерба и выплаты. Законопроект "О творческих работниках" обсуждается уже не первое десятилетие. Бывший министр культуры РФ Михаил Швыдкой в своих интервью не раз подчеркивал, что прояснение статуса творческого работника - одна из первоочередных задач, стоящих перед законодательной властью. Пока же творческие работники упоминаются только в "Основах законодательства РФ о культуре" - там сказано, что признание творческим работником не зависит от членства в том или ином творческом или профессиональном союзе, а творческая деятельность не является предпринимательской. Статус творческого работника, в свою очередь, дает возможность бесплатного входа на выставки и право реализовывать работы без регистрации в качестве предпринимателя. Но опять же никак не прописан механизм - кто может быть признан художником и, главное, по каким именно критериям? Так и хочется съязвить, что все зависит от решимости человека, собравшегося объявить себя творческим работником. Как говорится, не хватает наглости - рисуй молча, а мастерскую лучше по-хорошему отдай. В последнее время все чаще можно услышать мнение о том, что проблемы у художников возникают лишь потому, что их слишком много. Не проблем, конечно, а самих художников. СХ СССР, как и любой другой советский творческий союз, был невероятно раздут, в нем числилось несколько десятков тысяч членов. В союз стремились попасть изо всех сил, ведь заветная книжечка означала не только возможность получения мастерской, но и систему госзаказов. Выражаясь суконным языком, налицо проблема перепроизводства кадров и отсутствия цивилизованного рынка сбыта произведений искусства, которую изменившаяся Россия обязана как-то решить. В одной только Москве сегодня проживает, по самым скромным подсчетам, около 5 тысяч художников, из которых "раскручены" или нашли свой заработок на уличных вернисажах, в лучшем случае, в десять раз меньше. Несколько лет назад Марат Гельман пытался создать так называемый рейтинг художников и, грубо говоря, отобрать сто лучших творцов России, которые достойны государственной поддержки, проплаченного пиара и всенародной популярности. Возможно, с точки зрения пропаганды отечественного искусства это предложение и имело смысл, но социальную проблему выживания художников в современных российских реалиях только усугубляло. И пока, увы, никто не знает, как эту проблему решить. Можно ли надеяться на то, что законодательная и исполнительная власть объединят усилия во имя творцов? Вопрос, наверное, риторический... Художникам все чаще приходится уповать лишь на власть судебную, но и она к ним не очень благосклонна. P.S. Наша газета с удовольствием опубликовала бы и противоположную точку зрения, но руководство МСХ не посчитало нужным комментировать ситуацию с мастерскими. "У нас все в порядке", - сообщили нам. Также в рубрике:
|