Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 18-19 (7426) 13 - 19 мая 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесМузыка с перерывом на войнуЕвгений ЭПШТЕЙН Они - музыканты, представители самой мирной профессии, призванной дарить людям радость общения с прекрасным. Но в лихую годину войны они сменили свои инструменты на оружие и пошли защищать Родину. Сегодня ветеранов остается все меньше: годы и боевые раны собирают свою дань. Вот почему мы должны рассказать о тех, кто пока еще живет среди нас. Воспитаннику военного оркестра 397-го полка 106-й стрелковой дивизии Федору Бондаренко в конце июня 1941 года пришлось отложить в сторону свой корнет: оркестр стал боевой единицей и охранял штаб полка, а трубачей определили связистами в стрелковые батальоны. Свой первый бой Федор принял в октябре, когда дивизия прикрывала отход наших войск из Крыма. Земля содрогалась от разрывов бомб и снарядов, винтовки раскалялись в руках, но дивизия свою задачу выполнила и последней покинула Крымский полуостров. Потом были сражения под Ростовом, Изюм-Барвенковская операция, бои на Северном Кавказе. Дивизию, потерявшую многих бойцов, отправили на переформирование. Федор Бондаренко, еще не дотягивавший до призывного возраста, мог демобилизоваться, но остался в строю и продолжал воевать, только теперь уже в 256-м минометном полку. Украина, Польша, Германия - тысячи километров фронтовых дорог прошел Федор со своей радиостанцией - он был командиром отделения радиосвязи и всегда находился рядом с командиром полка, обеспечивающего огневую поддержку наших войск. В наградных листах сержанта Бондаренко не раз встречались слова: "За бесперебойное обеспечение радиосвязи в боевой обстановке". Свою первую боевую награду Бондаренко получил в октябре 1941 года - вынес с поля боя раненого начальника штаба полка и заслужил медаль "За боевые заслуги". Потом были еще ордена Красной Звезды и Отечественной войны. Окончание войны ознаменовалось для юного связиста орденом Славы III степени: одним из первых он переправился через реку Шпрее и передавал координаты вражеских огневых точек артиллеристам, бившим по Берлину. Когда отгремели последние залпы войны, сержант вспомнил о своей давней мечте - стать музыкантом. Ему было всего 19 лет, перед ним, победителем, открыты все дороги, и он выбрал самую желанную. Он окончил училище военных капельмейстеров (так называлась в те годы нынешняя Московская военная консерватория), учился у замечательных профессоров Табакова, Орвида, Тимофеева, стал военным дирижером, а потом и сам преподавал в Суворовском военно-музыкантском училище. И когда вышел в отставку, связь с музыкой не порвал. Сегодня Федор Семенович Бондаренко - руководитель духового оркестра московской музыкальной школы имени Дунаевского, преподаватель оркестрового класса. * * *Каким восхитительным, солнечным выдалось утро 22 июня 1941 года! Как беззаботно веселились на воскресном пикнике студенты Свердловского музыкального училища под звуки духового оркестра, в котором играл на кларнете Иван Мозговенко! И каким тревожным набатом ударило слово "война", когда они под вечер вернулись в город. В военкомате ребятам сказали: "Зеленые еще, учитесь пока. Когда понадобитесь - позовем". Их позвали в 1943-м, когда на Курской дуге разворачивалась гигантская битва. На Урале создавался добровольческий танковый корпус, и юные музыканты уже видели себя экипажами боевых машин. В корпус их зачислили, но приписали к медсанбату: к этому времени вышел приказ Сталина, запрещающий допускать к боевым операциям студентов. И все же медсанбат оказался тоже фронтом, тем более на Курской дуге. Ивана Мозговенко назначили ассистентом хирурга полевого госпиталя. Однажды во время операции на сердце началась бомбежка. Где-то поблизости шарахнула бомба, посыпались грязь, пыль - прямо в открытое сердце солдата. Иван схватил чей-то халат и распростер его над столом. Слава Богу, сердце не остановилось, хирург довел операцию до конца, и жизнь еще одного солдата была спасена. В другой раз доставили бойца с осколком, торчащим из головы. "Тащи!" - приказал хирург. Мозговенко попробовал пинцетом - не получилось. Тогда схватил плоскогубцы и, стиснув зубы, рванул изо всех сил. Осколок выскочил... А разве забудешь молоденькую хорошенькую связисточку, которой взрывом разворотило ногу? Приказ главного хирурга армии Бурденко гласил: при сложных ранениях конечностей их необходимо ампутировать. Но как ампутировать, когда этой девочке еще жить да жить? И санбат под свою ответственность собрал по косточкам ногу девушке. От Курской дуги через Украину, Польшу и Германию дошел с танковым корпусом Иван Мозговенко до рейхстага и размашисто написал на одной из его колонн: "Я был здесь!" А в перерывах между боями бывшие студенты музучилища вспоминали свою довоенную профессию. По вечерам, если удавалось, подсаживались к радиоприемнику и ловили новые песни. Потом быстро их записывали, инструментовали, и вскоре новинки уже звучали в коротких концертах оркестра. Жаль только, что эти минуты были нечастыми. Начинались бои, и оркестр снова превращался в медсанбат. Победитель на фронте Иван Мозговенко стал победителем и в мирной жизни. Окончил Институт им. Гнесиных, завоевал лауреатские лавры на двух международных конкурсах, играл в известных оркестрах с великими дирижерами Кондрашиным, Светлановым, Гауком, Рождественским, сам стал профессором в своей альма-матер, воспитал семь профессоров, семь доцентов, более 50 лауреатов. Ученики народного артиста России Мозговенко играют во многих симфонических оркестрах. В свои 80 лет он по-прежнему преподает в Российской академии музыки, в институте им. Шнитке, ведет класс в Ханты-Мансийске и сам выступает в концертах. * * *Музыканты, когда-либо делавшие записи в Доме звукозаписи, что на Малой Никитской (бывшей улице Качалова), наверняка помнят этого невысокого подвижного человека, проработавшего тридцать лет на главной музыкальной фирме страны. В свое время воспитанник военно-дирижерского факультета Московской консерватории Михаил Кац как нельзя лучше пришелся ко двору отделу редакции музыкального радиовещания: он делал передачи и сам вел их на радиостанции "Орфей", записывал оркестры, ансамбли. И через его руки прошли почти все знаменитости отечественного исполнительского корпуса, он создал редакцию военной музыки, сотрудничать с которой считали за честь для себя самые маститые композиторы. Но мало кто знал, что заместитель заведующего отделом редакции музыкального радиовещания Гостелерадио Михаил Иосифович Кац - боевой офицер, подполковник с героической фронтовой биографией и целым иконостасом орденов и медалей. Командир 1229-го стрелкового полка, обучавший молодое офицерское пополнение тактике, топографии и прочим фронтовым премудростям в заснеженном Подмосковье, сказал Кацу: "Музыкант ты хороший, Миша, и полковую песню сочинил замечательную, но только о музыке придется забыть до победы. Принимай роту и готовься - предстоят большие дела". "Большие дела" начались в морозную декабрьскую ночь: две красные и одна зеленая ракеты привели в движение весь 150-километровый фронт - начался разгром фашистских войск под Москвой. 371-я дивизия освобождала Клин. В суматохе боев Кац даже не успел заглянуть в усадьбу Чайковского, двор которой немцы превратили в конюшню, а в доме расположили сапожную мастерскую. Шестая рота Каца ворвалась в этот подмосковный город одной из первых. Сам командарм Лелюшенко провертел карандашом дырку в гимнастерке Михаила и привинтил первую боевую награду - медаль "За отвагу". Потом были тяжелые бои подо Ржевом, контузия, госпиталь, возвращение в родную дивизию. Рота капитана Каца освобождала Белоруссию, Литву, штурмовала Кенигсберг, и с каждой новой операцией офицерский китель Каца украшали все новые ордена и медали. Страна уже праздновала победу над фашистской Германией, а дивизия Михаила Каца мчалась на восток, чтобы вступить в последнюю схватку с Японией. Первым освобожденным городом был Харбин, в котором после Гражданской войны осело свыше 40 тысяч русских. Однажды в штаб явился старый полковник в мундире и с регалиями царской армии. "Господин капитан, - торжественно произнес он. - Я пришел добровольно сдаться в плен". Михаил усмехнулся про себя: "Да кому же ты нужен через двадцать с лишним лет", - но оружие у офицера принял. После окончания Второй мировой войны майор Кац служил в Приморском военном округе, дирижировал оркестрами в Благовещенске, командовал юными музыкантами военно-музыкальной школы, а вернувшись через полтора десятилетия в Москву, по воле случая и при поддержке друзей продолжил свою музыкальную жизнь в Доме звукозаписи. Недавно подполковнику в отставке, заслуженному деятелю искусств России М.И.Кацу исполнилось 85 лет. * * *Участвовать непосредственно в боях Великой Отечественной войны ростовскому воспитаннику военно-музыкантской школы Александру Симоняну не довелось, хотя в составе оркестра он немало поколесил с концертами по войскам, госпиталям, санитарным поездам, внося свой вклад в общее дело победы. Но главным событием его жизни было участие в сводном оркестре на знаменитом Параде Победы на Красной площади. "Сводным оркестром в 1100 человек руководил начальник военно-оркестровой службы Советской Армии генерал-майор Семен Чернецкий, - вспоминает А.Симонян. - Автор свыше ста маршей, музыкальную программу парада он составлял сам, а утверждал ее Сталин. Мы репетировали на Ходынском аэродроме, на ВСХВ, в Парке им. Горького. Часто на репетиции приезжали маршал Жуков, командующие фронтами. Оркестр отрабатывал точность маршевого ритма, под который должны были проходить полки победителей. 24 июня с утра шел дождь, дул холодный ветер. Опасались, что огромные барабаны, впервые использованные на параде, отсыреют и "потеряют голоса". Мы, кларнетисты, тревожились за подушечки пальцев - от влаги они становились неподатливыми. Но вот пробили часы на Спасской башне, Жуков и Рокоссовский на конях встретились в центре Красной площади. Генерал Чернецкий на высоком подиуме взмахнул рукой и оркестр грянул "Встречный марш". Играть было трудно: на Красной площади звук метался между стенами ГУМа, Исторического музея и Кремля. Но мы не зря репетировали на площади ночами: полки печатали шаг синхронно со звуками маршей. В сводном оркестре были замечательные музыканты, именами которых гордилось наше искусство: Илья Алексеевич Шатров, участник еще Русско-японской войны, автор знаменитого вальса "На сопках Маньчжурии", фанфаристами командовал Василий Иванович Агапкин - создатель марша "Прощание славянки". А.И.Симонян - летописец оркестра Парада Победы, он проследил судьбы многих музыкантов. Его собственная жизнь тоже связана с армией: он играл в оркестре Высших военно-политических курсов при Политуправлении Красной Армии, в ансамбле Центральной группы войск, в ансамбле ПВО Московского округа. После демобилизации увлекся исторической журналистикой, вошел в состав авторской группы, выпустившей трехтомник "Победители". Также в рубрике:
|