Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7430) 3 - 9 июня 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраС берегов Свислочи - на Москву-рекуШедевры из Белоруссии в Третьяковке Елена ТИТАРЕНКО
В Третьяковской галерее отмечают юбилей. Правда, не собственный и даже не связанный напрямую с русским искусством. 65-й день рождения, привезя по такому случаю шедевры из своего собрания, празднует гость издалека - Национальный художественный музей Республики Беларусь. К тому же в нынешнем году исполняется 60 лет с момента освобождения Белоруссии от немецко-фашистской оккупации, принесшей музею немало горя. Еще один повод для встречи - Год культуры Белоруссии, проходящий в Российской Федерации... Словом, церемония открытия получилась торжественной (в присутствии важных госчиновников обеих стран директору Третьяковки Валентину Родионову вручили орден Франциска Скорины), зато сама выставка - теплой, по-домашнему уютной и чрезвычайно любопытной. Удивительно: из зарубежья, пусть и ближнего, к нам привезли не что-нибудь, а холсты русских мастеров. Самого высокого класса: Рокотов, Левицкий, Вишняков, Матвеев, Тропинин, Ге, Крамской, Левитан... Львиная доля этих картин никогда не покидала и, скорее всего, впредь не покинет стен родного музея, рассказала мне хранитель коллекции русской живописи Татьяна Резник. Исключение сделано только для Третьяковки - в благодарность за то, что в прошлом году она прислала 60 полотен русских классиков в Минск на выставку, ставшую хитом сезона. Теперь - ответная гастроль, и смело можно рассчитывать на аплодисменты... Во всяком случае, по залам на Крымском Валу, где разместилась выставка, проходишь с неподдельным интересом; вопреки ожиданиям, даже тянет вернуться. Немудрено: чтобы добиться цельности впечатления, полсотни картин белорусы решились снять с постоянной экспозиции! По мнению многих, музей должен бы носить имя искусствоведа Елены Аладовой - ныне покойной директрисы, прослужившей на этом посту с 1944-го по 1977 год. Именно прослужившей, бескорыстно и героически, то и дело совершая наезды в обе российские столицы, чтобы собрать для своего детища достойные произведения. Пополнить фонды помогали Пушкинский и Русский музеи, а сколько шедевров было найдено, вымолено, выкуплено у частных владельцев! В итоге - лучшая, как утверждают специалисты, коллекция русского искусства на постсоветском пространстве (конечно, если не считать музеев России) и совершенно уникальное собрание артефактов, рожденных в Белоруссии. Музей в Минске, в сущности, не старый, особенно в сравнении с российскими грандами - Эрмитажем или той же Третьяковкой, рождался дважды. Первый раз - в мрачном 1939 году: за два года собрали около 3 тысяч экспонатов, зачастую весьма ценных; многие поступали из усадеб и замков Западной Белоруссии, национализированных после раздела Польши по пакту Молотова - Риббентропа, включая дворец князей Радзивиллов в Несвиже.
Второе рождение произошло сразу после войны: Белоруссия лежала в руинах, музей разграбили жестоко - в Германию были вывезены сотни картин, икон, мебель, фарфор, "слуцкие пояса" и "постилки" белорусских ткачих. Вернуть удалось считаные единицы хранения... Теперь это мощный бренд, имеющий семь филиалов: здесь и монастырь XVI - XVIII веков в поселке Гольшаны под Гродно, и Музей народного творчества, и мастерская советского скульптора З.Азгура, и дворцово-парковый комплекс "Мирский замок", включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и музей белорусского уроженца В.Бялыницкого-Бируля в Могилеве. Из Белоруссии родом и тончайший русский импрессионист С.Жуковский, и ученик А.Венецианова - С.Зарянко, чьей кисти принадлежит один из центральных экспонатов выставки - хрестоматийный портрет художника Ф.Толстого. Много лет прожил в Белоруссии художник И.Хруцкий, мастер эффектных натюрмортов. Из Минска привезен не самый среди них обычный - с портретом неизвестной женщины, набросившей на плечи шаль открытого, а-ля Брюллов красного цвета. И тут, и на тропининском "Портрете купчихи в синем повойнике" видно зарево на заднем плане, напоминающее как о русском авторе "Последнего дня Помпеи", так и об английском художнике Джоне Мартине, за пламенеющие пейзажи прозванном Безумным. Живопись ХХ века тоже заставляет вспоминать о связях не только с Россией, но и с Европой. И тут "Белая Русь" становится настоящим мостом между Западом и Востоком, причем на выставке заметно, что движение было встречным и весьма интенсивным. Тому пример - работы Ю.Пэна, учителя М.Шагала и автора юношеского портрета будущей мировой знаменитости; М.Савицкого, заставившего особенно убедительно зазвучать "суровый стиль" в искреннем и щемящем рассказе о войне, или М. Данцига - его пейзаж "Мой Минск", где живописная плоскость оживлена коллажем, был наверняка откровением для многих современников - художников СССР. Признаюсь: аиста - символ Белоруссии - на выставке я так и не нашла. Наверное, оставили дома. И правильно: стереотипы надо ломать. Чем резче, тем результативнее. И еще к вопросу о новом взгляде на прежние ценности. Скоро Третьяковка, поднимая на щит прежде презираемое "салонное" искусство, откроет выставку "Пленники красоты". Белорусские сокровища - картины Хруцкого и Поленова, Малявина и Машкова - украсят и эту экспозицию, и уже взявшую старт ретроспективу Кустодиева в российской национальной галерее. Также в рубрике:
|