Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7430) 3 - 9 июня 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноОшибся, старик!В Баку прошел Международный фестиваль "Восток - Запад" Ольга ШЕРВУД
VI Международный кинофестиваль "Восток - Запад", организованный Фондом 100-летия мирового кино в Азербайджане, Союзом кинематографистов Азербайджана при поддержке Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, прошел в Баку в мае. Ни для кого из деятелей кино бывшего СССР не секрет, что "Восток - Запад" - фестиваль Рустама Ибрагимбекова, известного драматурга и одного из самых влиятельных персонажей советской и постсоветской кинематографии. Дело не в том, кем и как мероприятие финансируется: бюджет составляют и государственные, и спонсорские средства. Не в том даже, кем организовано: в данном случае отдел культуры президентской администрации, увы, "сделал все, чтобы фестиваля не было", - что вынужденно отметил сам Ибрагимбеков на закрытии, однако благодаря стараниям его команды все состоялось, как должно. Соблюдены в том числе были и необходимые протокольные моменты: министр культуры республики Полад Бюль-Бюль оглы зачитал приветствие главы государства; впрочем, на взгляд постороннего российского журналиста, президент Ильхам Алиев не мог не приветствовать собрание интеллигенции страны, посвященное памяти его отца, президента Гейдара Алиева. Суть в другом. Практически каждый фестиваль на территории бывшего Союза есть "производное" его создателя. Именно Рустам Ибрагимбеков придумал восемь лет назад эту встречу коллег ради того, чтобы сохранилась связь между кинематографистами стран, имеющих длительную общую историю. А также, в не меньшей степени, ради того, чтобы "жители великого города Баку, его интеллигенты могли смотреть то, что они достойны с детства видеть", - лучшие новые фильмы стран СНГ и Балтии. Первая встреча "Восток - Запад" состоялась в 1996 году - с тех пор здесь собираются не статусные "народные артисты", не звезды попсы, не вышедшие в тираж кумиры прошлых лет, не голодные до новостей журналисты (нынче вообще в духе модного ярого минимализма ваш корреспондент оказался единственным представителем иностранной кинопрессы), а действующие персонажи кино- и телеиндустрии. Они приглашены по выбору президента фестиваля и чувствуют себя в гостях, ибо никакого конкурса нет, а награды, все же вручаемые в финале, свидетельствуют, по словам самого Ибрагимбекова, о желании сообщества кинематографистов Азербайджана отметить заслуги коллег - и тем самым зафиксировать свое мнение относительно достигнутого за минувший год. К фильмам и призам еще вернусь, а пока скажу, что имела честь участвовать в этом фестивале впервые и была весьма удивлена многим. Тем, насколько высоко ценят на родине того, кто многого добился (у нас же по-прежнему нет пророка в своем Отечестве). Тем, как говорят об этом за глаза без всякого, понятно, принуждения, а в глаза - без лести в интонации, примерно так: "Ну, выпьем за человека, который имеет какое-никакое отношение к "Оскару". Правда, говорят и "Он нам послан Богом" - но после изрядного уже числа выпитого, так что опять выглядит искренне. И тем, что, подозреваю, немало людей действительно едва ли не молятся на Ибрагимбекова. Ибо он, извините за русизм, - будто печка, от которой здесь многое танцует: у него кино, театр "Ибрус", этот фестиваль, клуб "East-West", не знаю, какие еще дела, - он попросту многим дает возможность работать - и работать творчески. Племянника Мурада Ибрагимбекова за успех его "Нефти" в Венеции у всех еще раз случился повод поздравить: фильм премьерно показали на открытии "Востока - Запада". Обнаружилось, что картина в стране, переживающей второй нефтяной бум, смотрится совершенно иначе, нежели в России, - примерно так же, как экспонаты исторического музея в самом музее, а не на выставке, что называется, аутентично. Между прочим, на мой вопрос: "Зачем дяде фестиваль?", Мурад самым естественным образом отвечает: "А чтоб был" - и в этом, полагаю, есть все: от грамотного укладывания яиц в разные корзины и творческой жадности до шестидесятнической (советской - в лучшем смысле) любви к дружбе и восточной мудрости, доставшейся от предков. А в самом устройстве фестивальных церемоний главным был подлинный вкус (хочется сказать - далекий от Москвы; тот, кто знает, какую музыку предпочитают в Баку, не удивится): никакой эстрады и тем более пошлости при открытии (симфонический оркестр, классический репертуар), на закрытии обошлись и вовсе без концертных номеров; вкусу же азербайджанских яств следовало бы посвятить отдельный текст. Но вот фильмов нынче было немного: казахстанская "Молитва Лейлы" Сатыбалды Нарымбетова, "Мальчики в небе" и "Мальчики в небе-2" Зульфикара Мусакова из Узбекистана, "Радости и печали маленького лорда" Ивана Попова, "Возвращение" Андрея Звягинцева, "Благословите женщину" Станислава Говорухина и "О любви" Сергея Соловьева (все, понятно, российские) и азербайджанско-российско-израильская копродукция "Колдун" Октая Мир-Касимова. Диплом "За выдающийся вклад в киноискусство" вручили режиссеру Сергею Соловьеву. Диплом "За самый женственный образ" присудили юной актрисе Аян Есмагамбетовой ("Молитва Лейлы"). Диплом "За создание замечательных женских образов" - актрисе Людмиле Зайцевой. Диплом "За создание самых мужественных образов в фильмах последних лет" - актеру Александру Абдулову. Диплом "За самое гуманное послание к зрителям" - режиссеру Станиславу Говорухину. Разумеется, все (кроме школьницы Аян, которой не было в Баку) горячо благодарили за признание. Еще в первый день фестиваля приз "За выдающийся вклад в азербайджанское кино" вручили Александру Калягину: знаменитый артист четыре года подряд снимался в местных фильмах, в том числе - в прогремевшем на весь СССР "Допросе" Расима Оджагова (1979, по пьесе Рустама Ибрагимбекова). Калягин держал прочувствованную речь, его встретили и проводили овацией... А я почему-то вспомнила в тот момент буфет Дворца имени Гейдара Алиева (где шло открытие фестиваля) и огромный медный блестящий чайник, из которого крутой кипяток наливали в большой самовар, чтобы уже из него наполнять чашки с порошком капучино. И что тут было "восток", что "запад", что "наше", что заимствованное... Конечно, словосочетание "Восток - Запад" к перечню фестивальных фильмов приложить в полной мере трудно: орнамент приобрел немного региональный, что ли, оттенок; не забудем - русские люди, чуть отдалившись от березы в сторону кипариса, немедленно начинают вспоминать свои как минимум татарские корни. Участникам анапского "Киношока" или московского Форума национальных кинематографий не хватало прибалтийских, допустим, красок (на прошлом фестивале они были), но узор фестивального ковра складывается отнюдь не только из авторитета и сноровки его ткача. Скажем, шестой "Восток - Запад" был запланирован на прошлый декабрь - траур в стране отложил фестиваль на полгода, а из заявленной программы выпали "Золотая лихорадка" М.Беликова, "Шик" Б.Худойназарова, "А поутру они проснулись..." С.Никоненко, "С любовью, Лиля" Л.Садиловой. Жаль, поскольку аншлаг на фильмах Говорухина и Соловьева отлично продемонстрировал: бакинцы хотят смотреть российское кино; в повседневности же такой возможности у них нет. Как, впрочем, нет в прокате и азербайджанских фильмов - премьеру новой картины Гусейна Мехтиева "Мелодия пространства" на открытии приветствовали горячо, несмотря на явную ее затянутость и иные профессиональные огрехи. Творческо-производственные проблемы азербайджанского и прочего кино много обсуждали в кулуарах фестиваля, и провели "круглый стол" под названием "Вызовы глобального мира: национальный кинематограф в начале XXI века". Она совершенно очевидно волнует многих на постсоветском пространстве - кинематографу так называемых "малых стран" никогда не победить на поле, по которому гуляют голливудские колоссы и монстры, но далеко не все готовы к грамотным действиям ради сохранения/возрождения своего кино как такового. Пока что размышляют о национальной идентичности - а пора всемерно развивать копродукцию и сохранять за собой хоть пятачок на рынке. Одни уповают на государство, другие - на общество, третьи - на грамотный менеджмент, четвертые - на авторитет выдающихся сынов народа. Один из руководителей московской компании "Телефильм" Андрей Иванов привел в пример Венгрию, которая выпускает полтора десятка фильмов в год, а Миклош Янчо поддержал одну партию - и она выиграла на выборах. "У вас тоже есть такой человек", - сказал выступающий. Его поддержал питерский актер и режиссер Александр Баширов, ссылаясь на опыт Финляндии, где национальный кинематограф процветает благодаря тому, что лет пятнадцать назад этого захотели режиссеры - братья Каурисмяки, а также кинофункционер и актриса Кирси Тюккюлайнен, - и организовали дело так, что теперь финские фильмы в отечественном прокате побеждают Голливуд. Впрочем, Баширов, известный, без всякой иронии, борец за счастье простого человека (смотрите его фильм "Железная Пята Олигархии", 1998), поставил проблему гораздо шире. Он говорил о действительной угрозе со стороны глобальных корпораций всему национальному и индивидуальному. Массовая культура, которую в своих интересах насаждает "золотой миллиард", - вот пересказ позиции Баширова - сводит культуру национальную до уровня ресторанов. Цивилизация кока-колы унифицирует национальное, выжигая древние традиции, насаждая свою матрицу и вместе с тем провокационно нагнетая некоторые национальные особенности. Например, настырно уравнивается ислам и терроризм - тем самым уничтожается множество исламских государств с их национальными приметами. Человек перестает быть универсальным, то есть терпимым, и перестает любить соседа. Так идет аннигиляция культур, так идет война - в том числе, увы, и в буквальном смысле. Это война без победы. Где выход? - спрашивал Баширов аудиторию и отвечал в характерной для себя манере: "Надо быть автором. Надо иметь всюду много друзей. Вот как мы здесь, в Баку". В Баку - городе, который не отнесешь ни к Европе, ни к Азии, где тех, кто не знает русского языка, называют неуважительно "чушками", церемонию открытия провели на азербайджанском, без перевода хотя бы для гостей; где гордятся новой синагогой, но, ни для кого не секрет, есть весьма серьезные национально-территориальные проблемы, в городе высоких джазовых стандартов, где самого Киплинга снисходительно похлопывают по плечу: мол, ошибся, старик!.. Также в рубрике:
|