Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7430) 3 - 9 июня 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияПеррова победаФранцузский проектировщик подписал контракт на строительство Мариинского II АРХИТЕКТУРААнна МАРТОВИЦКАЯ
29 мая в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония подписания контракта с французским архитектором Домиником Перро, победителем международного архитектурного конкурса на лучший проект нового здания Мариинского театра. С российской стороны свою подпись под договором поставил глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Министерства культуры и массовых коммуникаций Михаил Швыдкой. По-хорошему документ этот должен был появиться на свет почти полгода назад, но у нас, как известно, ничего не делается быстро...
Напомним, что сам конкурс был объявлен 14 января 2003 года. Новое здание Мариинского театра должно занимать квартал бывшего Литовского рынка. На месте подлежащих сносу домов на площади около 13 тысяч квадратных метров должен появиться объем общей площадью 39 000 квадратных метров с залом на 2000 зрителей, репетиционными залами, мастерскими, гримерными. По всему выходило, что театральная махина со множеством помещений требует гигантского здания, которое непременно вступит в конфликт с окружением, так что основные усилия архитекторов были направлены на то, чтобы облегчить объем, придать ему человеческий масштаб. Победителем из этого состязания вышел Доминик Перро, один из ведущих архитекторов Франции, входящий в десятку лучших дизайнеров мира, президент Французского института архитектуры, кавалер ордена Почетного легиона. В 1989 году Доминик Перро выиграл тендер на строительство нового здания Национальной библиотеки в Париже. Четыре стеклянные башни-книги обсуждались всеми средствами массовой информации, и заказы на крупные проекты последовали один за другим: Перро построил Олимпийский велодром и бассейн в Берлине (1992), коммерческий центр в Инсбруке (2002). Во всех проектах Перро использует свой любимый материал - металлическую сетку, технология производства которой известна лишь немногим посвященным. Мариинский II в этом смысле не стал исключением. Для города на Неве архитектор придумал изящный театральный объем, накрытый золотистой вуалью - огромным куполом сложной формы. При всей внешней экстравагантности проекта и кажущемся несоответствии строгому Петербургу многочисленные эксперты признали замысел Перро наиболее корректным по отношению к городу и гибким в смысле реализации: его образная идея выживает и при уменьшении площадей, и при изменении внутренней театральной технологии. По словам главного архитектора Санкт-Петербурга Олега Харченко, в проекте Перро членов жюри покорил принципиальный отказ от типологически традиционного театра как монументального сооружения. Своим театром архитектор не перекрывает панораму Крюкова канала, делая один мост, соединяющий новый и старый театры, телескопическим, а другой и вовсе подземным. И все же споры вокруг новаторского архитектурного решения, предложенного французом, не утихают. Наибольшие нарекания вызывает, как нетрудно догадаться, золотая "вуаль". Продолговатый многоугольник неправильной формы, по словам самого архитектора, играет роль платья, укрывающего здание от питерской непогоды. Но как раз непогода, бесконечные дожди и снега, рождают определенные опасения о том, что эксплуатация замысловатой кровли обойдется городу слишком дорого. Сам Перро на этот вопрос, похоже, уже устал отвечать и обычно ограничивается словами о том, что структура может быть создана из самых разных материалов и разными способами. Например, это могут быть стеклопакеты, внутри которых циркулирует - в зависимости от внешней температуры - либо холодный воздух, либо теплый. Кстати, немаловажный момент: само здание театра будет отапливаться так, что пространство между ним и оболочкой даже в самую холодную погоду будет комфортным для зрителей. Еще более странным проектировщику кажется вопрос о целесообразности в Петербурге подобного сооружения. Что и говорить, город, стремящийся войти в число архитектурных столиц Европы, вряд ли должен так долго и мучительно размышлять о том, стоит ли пускать на свои строительные площадки иностранных архитекторов. Впрочем, утверждают злые языки, Доминику Перро еще предстоит отстоять свою архитектуру. Как заявила на церемонии подписания контракта губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, "то, что вы видите, - еще далеко не окончательный вариант, мы будем просить архитектора сделать проект гармоничной составляющей той части города, где расположено историческое здание театра". Так что, если Перро, уже полгода пребывающий в подвешенном состоянии из-за неспешности российских чиновников, все же намерен построить свой объект в Северной Пальмире, ему, думается, предстоит выдержать еще не одну битву. Подписание контракта между заказчиком и проектировщиком - это действительно только самое начало истории. Документ застолбил лишь факт того, что у Мариинского театра появится новая сцена и она будет спроектирована французским мэтром, и в общих чертах определил ее стоимость. Напомним, что первоначально в условиях конкурса оговаривалось, что стоимость строительства не должна превышать 100 миллионов долларов. Теперь речь идет о 200 миллионах евро. В контракте обозначены и сроки реализации: конец 2004 года - предпроектная документация, конец 2005 года - проект и освобождение строительной площадки, август 2008 года - завершение строительства и сдача здания в эксплуатацию. Также в рубрике:
|