Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7453) 18 - 24 ноября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КинофестивальИстоптанный пятачок "Кинотаврика"Детский праздник по-сочински Анастасия МАШКОВА
Так было с самого начала: по традиции на праздник детства и кинематографа в солнечный город Сочи целыми коллективами ехали дети, отличившиеся в танцах, музыке, эстрадных искусствах. В этом году в Сочи принимали большую группу детей из Беслана, среди которых были и свои дети-артисты, а также юные дарования из Владикавказа и Северной Осетии-Алании, всерьез занимающиеся искусством. Двум из них - юной пианистке Ирине Тендиевой и режиссеру-вундеркинду Тимуру Зангееву выпала честь выступить на одной сцене с Кубанским симфоническим оркестром, ныне возглавляемым столичной знаменитостью Владимиром Понькиным, и приглашенными звездами российского и не только российского масштаба. На том памятном вечере выступили британец-тенор Алекс Прайер (тот самый мальчик, чьему пению коленопреклоненно внимала Мерил Стрип на закрытии ММКФ), осетинский певец Феликс Царикати и, наконец, был "сам" маэстро Гергиев. Валерий Гергиев, несмотря на жесточайший гастрольный график, превратности судьбы и погодных условий, вырвался в Сочи из Вены через Москву буквально на полдня. Сумел, все сложилось. Репетиция с оркестром, несколько интервью, концерт и встреча с бесланскими ребятами. Его речь, обращенная ко всем собравшимся, стала и отеческим наставлением юному коллеге-дирижеру, и воспоминанием об артистической молодости, когда будущий мастер дебютировал на здешней земле, причем не в Зимнем театре, где ему довелось дирижировать впервые, но на куда более скромных площадках, например, в сочинском парке "Ривьера"... И самое главное - маэстро приглашал юных соотечественников в Петербург и в Мариинку в частности: обещал помощь в их дальнейших творческих начинаниях, если есть серьезные намерения учиться и развиваться. Наконец, он просто хотел сказать им несколько теплых слов.
Новый президент "Кинотаврика" Иосиф Кобзон сумел добраться до фестивальной площадки лишь в последний день. На открытии его тактично замещал президент взрослого "Кинотавра" Олег Янковский, прибывший в Сочи в качестве дедушки одного из членов детского жюри Ивана Филипповича Янковского. Если возвратиться к собственно материи детского кино, то нельзя не заметить, что это направление всегда знало свои взлеты и падения или, как говаривала серьезная критика в начале 1980-х: "пятачок школьного фильма уже истоптан". Детское кино, как это ни странно, успешно живет и выживает в тех странах, где есть серьезная традиция снимать фильмы именно для детей. Программа "Кинотаврика"-2004 в очередной раз подтвердила, что этот регион - прежде всего Скандинавия, к которой ныне примкнули и кинематографисты из стран Балтии, предоставившие в конкурс изящный "девчоночий" фильм "Водяная бомба для жирного кота" (копродукция Латвии и Эстонии, режиссер Варис Брасла). Зане Леймане, сыгравшая в этом фильме одну из племянниц очаровательной незамужней тети, сильно осложнивших (но и ожививших!) дачное лето молодой женщины, была удостоена приза как лучшая девочка-актриса. Ландшафт, сам строй жизни, изображенный в этой ленте, очень близки к той добротной буржуазности, что отличает европейские картины. Но вот еще одна работа из постсоветского пространства, в которой, наоборот, отчетливо ощутим "советский след". Это фильм Канымбека Касымбекова "Нужен ли тебе щенок?". "Щенок" буквально сразу после завершения постпродакшн попал в конкурс Берлинского детского фестиваля 2003 года. Между тем от съемок фильма до завершения работы над ним прошло целых десять лет! Представьте себе, никому именно из-за детской тематики "Щенок" не был нужен. На "Кинотаврике" фильм Касымбекова получил специальный приз "За самый добрый фильм". Повествование укладывается в привычную, в том числе и по прибалтийской картине нам знакомую, схему: городской ребенок провел лето в сельской местности. Наследуя лучшим традициям советской школы детского кино, режиссер создает на экране особый космос счастливого детства, картину мира сложного, заполошного, не всегда понятного малышу. Но в этом мире не дано пропасть ни мальчишке, ни щенку, чью судьбу он решил устроить. Отечественные картины - "Тимур и его коммандос" Игоря Масленникова и "Тайна Голубой долины" Евгения Соколова - по своему социальному посланию сильно отличались от зарубежных картин, где таковое (послание) сводилось к проблемам экзистенциальным. Довольно надуманные сценарные решения, с помощью которых режиссеры и сценаристы "складывали" на экране формы "самоорганизующегося" детского отдыха (поход в волшебную долину, отдых на родительской вилле, где из взрослых остались только охранники) и моделировали "на живую нитку" саму возможность подрастающему поколению здесь и сейчас побороться с крупными и мелкими жизненными неурядицами, выдавали ностальгию по пионерской организации и прочим подобным объединениям. Последнее в большей степени относится к фильму "Тимур и его коммандос", неслучайно сценарий этого фильма, представленный несколько лет назад на конкурс "Нормальная жизнь в нормальной стране", получил одну из премий. Хотя и в зарубежных фильмах детям показывали, каким образом взрослые строят гражданское общество, но на фоне других, не менее, а то и куда более важных проблем. В канадской картине "Даниэль и суперпсы" главный герой, одиннадцатилетний мальчишка, переживает смерть мамы, постепенно отогреваясь душой в другой семье, где все, от бабушки до мамы и маленькой наследницы, увлечены созданием собачьего цирка, дог-шоу "Суперпсы". Цирк пытаются закрыть: на его территории должен вырасти некий прибыльный суперкомплекс, архитектором коего является не кто иной как папа Даниэля Марк. В результате судебного разбирательства жители города, маленькие и большие, отстаивают свое право на собачий цирк. Просто собирают необходимое количество подписей - и "вопрос решен в судебном порядке". Но главное в фильме все-таки другое: история возрождения покоя и взаимопонимания в неполной, разрушенной семье. Она состоит не только из взрослого Марка и маленького Даниэля, но также и из собаки, с ней у мальчика потерян контакт в той же мере, что и с отцом. Но заканчивается все хорошо: новые и старые друзья собираются вместе. "Даниэль..." Андре Мелансона стал фаворитом детского жюри: Гран-при и приз за лучшую роль мальчика Матью Харбору. Женский взгляд - это, безусловно, лента Хильде Хейер "Маленькая мисс Норвегия". Эта работа поневоле заставит вспомнить психологический бестселлер Клариссы Пинкола Эстес "Бегущая с волками": детские сказки проверяются правдой жизни, в древних преданиях ищется ключ к пониманию собственных проблем. После смерти мамы у Лотты остается волшебный оберег - зеркало, а для жизни - мобильный телефон, по нему в любой момент можно связаться с очень занятым отцом. У папы непростая работа, даже миссия - он охранник королевы, самой настоящей, Ее Величества. По правилам игры зеркало оживает в самый роковой момент, когда почти всемогущий папа уже недоступен для средств мобильной связи. Покойная мама дает дочери главный совет: узнай истинное лицо человека, которому доверяешься. Так Лотте становится понятно, что ее мачеха, погребенная под слоями парфюмерии и косметических масок, - ведьма. Ведьма учит малолетнюю падчерицу и собственную дочь, как стать королевой не по происхождению, но при помощи нехитрых женских "уловок". Феминисткая сказочка для "мисс" разных возрастов кончается, разумеется, хеппи-эндом: мачеха-оборотень посрамлена, мобильник звонит вовремя, а вскоре Ее Величество, отринув сословные предрассудки, становится женой своего охранника-рыцаря и удочеряет обеих девочек. Вообще-то, трудно представить женщину, не получившую тех уроков поведения в приличном обществе, что познала в обществе своей мачехи эта девочка. Или мальчишку, который не пережил тех приключений, что и казахский Азамат (шутка ли, добраться из одного села в другое, да на попутках). Но кино, вероятно, потому и не потеряло некогда обретенный статус "важнейшего из искусств", что может не просто чему-то научить ребенка, но может дать ему возможность сопоставить собственный скромный опыт с тем, как живут и решают свои проблемы люди в далеких и даже выдуманных местах. А стало быть, в рамках "Кинотаврика" кино было самым важнейшим из всех тех культурных удовольствий - от концертов до цирка, от встречи с мэтром Станиславом Говорухиным до возможности сфотографироваться с артистами из культового "Бумера" Максимом Коноваловым и Сергеем Горобченко - что предоставил детям фестиваль. Моим фаворитом оказался фильм датского режиссера Хенрика Рубена Генца "Кто-то похожий на Ходдера", хотя он остался почти без наград. "Почти" юному Фредерику Кристиану Йохансену был вручен специальный приз за дебют от Московского кинопроката и спецприз детского жюри. Лента эта, рассказывающая о ребенке, отвергаемом классом, сыне отца-одиночки, не слишком приспособленного к тому, чтобы справляться с бытовыми трудностями, отнюдь не ироническая, "закавыченная" сказочка. А самая настоящая сказка: ребенок выдумал себе чудесных друзей, фею-покровительницу, уверовал в то, что в одиночку может спасти от бед целую страну Гуамилулу, а от депрессии и одиночества - скромную учительницу биологии. А режиссер сумел сделать так, чтобы эта сказка стала экранной реальностью. Детское кино, вероятно, тем и отличается от взрослого, что в нем возможно чудесное решение базовых проблем. Также в рубрике:
|