Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7453) 18 - 24 ноября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаПроверка на дорогах судьбыОлегу Борисову и Ролану Быкову исполнилось бы 75 Наталия КАМИНСКАЯ
Два вечера в честь 75-летия выдающихся артистов прошли в Москве. В Театральном центре "На Страстном" вспоминали Олега Борисова, в Доме кино - Ролана Быкова. На Большой Грузинской, 39 открыли мемориальную доску народному артисту СССР Олегу Борисову. В честь другого народного артиста выпущен юбилейный DVD-диск "Посвящение Ролану Быкову", своего рода энциклопедия жизни и творчества актера и режиссера - с доскональной биографией, уникальным фотоархивом, с интервью разных лет, фрагментами фильмов и спектаклей, последней режиссерской работой - игровым фильмом "Люба". На вечере в Доме кино показали картину, сделанную женой Еленой Санаевой "Жизнь на вырост". Олег Борисов родился 8 ноября 1929 года. Многие думают, что в Киеве, но произошло это в Ивановской области, в городе Приволжске. Просто по окончании Школы-студии МХАТа он работал в Киевском русском драматическом театре им. Леси Украинки и прожил в Киеве тринадцать лет. А незадолго до 70-летия актера на Андреевском спуске в Киеве, где любил Борисов гулять, где проходили в 1961 году съемки фильма "За двумя зайцами", установили памятник актеру в роли Свирида Голохвостого. Многие думают, что Ролан Быков - коренной москвич. Но это именно он родился в Киеве 12 ноября того же 1929 года. Окончил Щукинское театральное училище и поступил актером в Московский ТЮЗ - куда же еще податься с таким ростом. Настоящее имя Борисова - Альберт. Так его назвали в честь бельгийского принца, посетившего Москву. Быков в справочнике Союза кинематографистов и по всем другим документам значился как Роланд Анатольевич, но всю жизнь его называли Роланом Антоновичем. Его мама читала в роддоме книгу Ромена Роллана и сына назвала похожим именем. Они и в кино пришли в одно время. Быков дебютировал в 1954-м в "Школе мужества" по Гайдару, а Борисов в 1955-м снялся в роли подпольщика в экранизации романа Горького "Мать". Оба однажды попали в список запрещенных артистов, которых нельзя было снимать в кино. Алексей Герман еле добился, чтобы Ролан Быков сыграл в "Проверке на дорогах". Позже запретили уже его собственную картину "Внимание, черепаха!". В тот момент советские танки вошли в Чехословакию, а у Быкова черепаха оказалась в гусеничной колее, что рождало ненужные ассоциации. Борисов отказался играть роль Достоевского у режиссера А.Зархи. И это при том, что Достоевский был его любимым автором , а часть картины Зархи была уже отснята с его участием. Тогда и последовал запрет на Борисова, и актер не смог сниматься в "Родне" Н.Михалкова. Строки из борисовского дневника: "...Моя миссия выполняется лишь на сотую долю того, что могу. А есть ли вообще какая-нибудь моя миссия? Если есть, то почему столько кочек, кто написал там такой неудачный, сумбурный сценарий? Почему концы с концами не сходятся?" С тем и другим было нелегко работать. Не то чтобы характеры были невыносимые, но проявления индивидуальностей были слишком уж яркими. Борисов с 1964 года перебрался в Ленинград, работал в БДТ с Г.Товстоноговым почти двадцать лет. Он знал, как Товстоногов, напутствуя режиссера со стороны, сказал: "Есть только одна трудность - Олег Борисов! С ним вам будет как в аду!". С Быковым тоже было непросто. Алексей Герман, вспоминая совместную с ним работу в картине "Проверка на дорогах", скажет, что Быков был просто невыносим. Мог загулять, исчезнуть, влюбиться "до четверга". Но в том, что касалось творческой готовности, он всегда был безукоризнен. На съемках ходил он в блеклой гимнастерке, небритый, в немыслимых штанах. Однажды кутившие поблизости кавказцы всучили ему сто рублей, чтобы сгонял за коньяком. А Борисов вспоминал в своих дневниках, как шел вечером домой, ужасно гордый тем, что критик назвал его в статье сексуально привлекательным мужчиной. Сзади увязались молодые девчонки. Однако, поравнявшись со своим кумиром, тихо зашептались: "Какой страшненький!" Александр Аскольдов, в картине которого "Комиссар" Быков сыграл одну из лучших своих ролей, на вечере в Доме кино говорил о том, что Быков был лицедеем, клоуном, человеком штучного дарования. Никита Михалков скажет о Быкове: "Это был великий артист, который мог приспособить к себе все, что угодно. Владел великой русской актерской школой. Тратил себя. Соединял в себе резкость и органику, гротеск, с одной стороны, а с другой - легкость и полет". Его слова равноприменимы и к Борисову. Он ушел из БДТ, поступил во МХАТ, затем ушел в Театр Советской армии, руководил собственным предприятием - "Антреприза Олега Борисова". Еще в 63-м совместно с А.Войтецким поставил фильм "Стежки-дорожки". Быков с 1958-го по 1960 год в Ленинграде был главным режиссером Театра имени Ленинского комсомола. Руководил Студенческим театром МГУ, куда позвали его по совету Алексея Арбузова. Поставил там спектакль, ставший торжеством свободомыслия, - "Такую любовь" П.Когоута с участием Ии Саввиной, Аллы Демидовой. Но о театральной его судьбе почему-то мало кто помнит. Работа в кино стала главной. Прошел путь от режиссера "Мосфильма" до худрука объединения "Юность" там же, на "Мосфильме". Стал президентом Всесоюзного центра кино и телевидения для детей и юношества, членом Академии образования. К 70-летию со дня рождения Борисова (артист до него не дожил) сын Юрий, музыкант и режиссер, издал дневники актера, назвав их "Без знаков препинания". Последняя запись сделана за две недели до смерти. "Ободранное" детство, эвакуация, вши..." У Быкова тоже трудное детство, как и у большинства людей того поколения. Эти два актера встретились в картине Алексея Германа "Проверка на дорогах", увидевшей свет в 1985 году после долгого лежания на полке. Действие происходит в 1942 году на оккупированной фашистами территории. Неположительный Быков сыграл положительного героя - командира партизанского отряда Ивана Егоровича Локоткова. Также малоположительный Борисов сыграл Соломина, бойца того же отряда, быковского антипода. Понятие амплуа было одинаково растяжимым для обоих. Впрочем, Быков все же ближе к комику, чем Борисов, хотя его водевильный Голохвостый был вполне комичен. И все же оба - скорее герои-неврастеники. Актеры, умевшие излучать сильное отрицательное обаяние, поселять в зрителе сомнение, открывать в характере некий внутренний излом, какую-то отчаянную трагическую взнервленность. Благости не было ни в том ни в другом. Но и прокурорского начала - тоже. "Актер - адвокат своего героя", - записал Борисов в дневниках. Эти его дневники - образчик высокой литературы. А Быков писал хорошие стихи и сказки. У каждого из них был недюжинный гражданский темперамент. Только Быков воплощал его в бурной общественной деятельности, а Борисов - в принципиальном отказе от таковой. Ролан Быков был доверенным лицом Б.Ельцина в 1996 году во время предвыборной кампании. Рьяно боролся с коммунистами. На его рабочем столе лежала диссертация Зюганова. Он ее изучал. Быков был народным депутатом, вел общественную работу и даже, как говорят, руководил банком. Он был вполне государственным человеком, и рацио в нем каким-то образом уживалось со стихией творческой натуры, одно другому не мешало. Олега Борисова в роли бизнесмена и общественника представить трудно. У него была иная харизма. Ролан Быков называл себя шестидесятником, этим и объяснял смысл "Айболита-66" и "Чучела". Говорил, что "Айболит-66" был фантазией на тему мещанства, что ничтожество тогда еще испытывало комплекс неполноценности перед личностью. А вот "Чучело" стало "Айболитом" нового времени, когда ничтожество уже не испытывало никаких комплексов. Шестидесятничество Олега Борисова воплощалось в жадной тяге к литературе, музыке, философии. К хорошим книгам, к непопулярным и незатертым идеям, к гуманитарной сфере в высшем, почти религиозном смысле этого понятия. В том, как жестко и трезво играл принца Гарри, преемника тиранической власти короля Генриха IV в товстоноговском спектакле. Или Кистерева в товстоноговских же "Трех мешках сорной пшеницы" В.Тендрякова. Или в том, как беспощадно анатомировал своего ростовщика в додинском спектакле "Кроткая" по Достоевскому. Последней театральной работой Борисова был Павел I, которого он играл в спектакле Л.Хейфеца в ЦТСА. Вот где его актерское адвокатство проявилось с особой убедительностью. Не скрывая уродливого и неприятного, Борисов будто сдирал со своего героя все исторические и идеологические оболочки, обнажая щемящую человеческую суть. Быков снял картину "Портрет неизвестного солдата", посвященную трем пятидесятилетиям: Великой Отечественной войны, ООН и взрыва атомной бомбы. Еще тогда он сказал: "Сложилась и формула третьей мировой войны - терроризм". А Борисов тем временем прошел у П.Тодоровского "по главной улице с оркестром", отдав свой личный долг теме своего поколения. Умер Олег Борисов 28 апреля 1994 года в Москве. Ролан Быков пережил его всего на четыре года. Сегодня совпадение двух действительно великих юбилеев звучит именно так, как звучали эти имена при жизни. Тогда не принято было на каждом шагу говорить "звезда", но зрители знали, что перед ними ярчайшие звезды. Чувствовали обжигающую мощь личностного начала, которую придавали эти артисты всему, что делали. Теперь речь идет об ушедшей натуре. О том типе актеров, которые никогда не играли в пьесах и сценариях просто роли, но - эпоху, мировоззрение и судьбу. Также в рубрике:
|