Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7453) 18 - 24 ноября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительИстория одного вождя"Бумажный солдат" у бетонной Стены ПРЕМЬЕРААлексей СИВОВ
Пятнадцать лет назад немцы с Запада и с Востока доказали, что практически голыми руками можно сломать Стену. Ту самую, единственную в своем роде, разделявшую город, страну, мир на две части - на своих и чужих. Зримый символ "железного занавеса", разрушить который призывала еще группа "Pink Floyd", был уничтожен за считаные дни. Размолот в пыль, разобран на тысячи сувенирных обломков. С падением Стены началась иная эра, как говорят геополитики - однополярного мира. Пропустить столь эпохальное событие отечественное телевидение никак не могло. И пока "Первый канал" демонстрировал фильм "Падение Стены", его главный конкурент по документальному показу - "Россия" показал ленту об одном из главных строителей и охранителей Стены. Называлась она "Судьба барабанщика. Жизнь и смерть Эриха Хонеккера", и ее демонстрация была вполне оправданна - не крутить же двум основным федеральным каналам в один и тот же вечер документалку на одинаковую тему. Первая часть названия - "Судьба барабанщика" - наверное, лучшее, что есть в этом фильме. Оно многозначно и отражает не одну грань личности многолетнего лидера ГДР. И его упорное стремление к тому, чтобы вся страна одной колонной маршировала в светлое немецкое будущее, и нежелание любых изменений - про Хонеккера на немецких кухнях говорили, - мол "пробарабанил" страну. И тот факт его биографии, что долгое время Хонеккер, несмотря на амбициозность, оставался всего лишь руководителем молодежной организации СЕПГ, то есть "главным барабанщиком". В названии звучат слабые отзвуки знаменитой песни Булата Окуджавы "Барабанщик", герой которой, как и "бумажный солдат", погиб зазря. Не думаю, что все эти трактовки пришли в голову автору фильма Майе Лавровой. "Судьбу барабанщика" отличает удручающее количество ляпов, неточностей и просто домыслов. Например, ГДР никто и никогда не называл "шестнадцатой республикой СССР". Это почетное звание в разные годы принадлежало то Болгарии, то Монголии. Именно эти страны регулярно обращались в Политбюро ЦК КПСС с верноподданническими предложениями о присоединении к Советскому Союзу. ГДР, как и Югославию, всегда отличала некоторая независимость, экономическая и политическая. Вообще-то Восточная Германия была достаточно развитой промышленной, да и не только, державой. Так, на ряде Олимпийских игр ГДР занимала третью после США и СССР позицию, а ее западная соседка ФРГ располагалась во второй - третьей десятке. Социальной службе в ГДР завидовало полмира, и она действительно работала, а не была фикцией, как считает автор картины. И полной ахинеей было громкое заявление, о том, что только вожди немецкого народа могли приобретать западные товары только в одном (!) спецмагазине, а всякий контакт с людьми из-за границы жестоко карался. Берлин образца 1986 года, разрезанный на две неравные части Стеной, вовсе не был тюрьмой для восточных немцев. Блистающий бесчисленными огнями магазинных реклам, полный сдержанно улыбчивых и доброжелательных людей, достаточно эклектичный, но притягательный с точки зрения архитектуры, он совсем не напоминал концлагерь. В заполненных барах и кафе можно было встретить британских и американских военных, с удовольствием потреблявших пиво, в специальной сети магазинов продавались любые западные товары за "восточные" марки, и любой желающий - турист из СССР, местный житель или немец, приехавший из Западного Берлина (таких было совсем немало), мог свободно купить австрийские конфеты или итальянскую обувь. Конечно, это была лишь "витрина социализма", но автору исторического исследования, наверное, стоило бы воссоздать объективную картину былого. Можно было хронику посмотреть, архивы почитать, с консультантами пообщаться. Мы вовсе не собираемся петь дифирамбы коммунистическому режиму в ГДР и его вождю Хонеккеру. "Штази" - служба безопасности ГДР наводила ужас на Европу, и не только. И число расстрелянных перебежчиков через Стену достигает тысячи человек. Спортивные достижения получались отчасти путем изощренного потребления запрещенных стимулирующих препаратов. Режим был достаточно жестким, но жизнь немцев в Восточной Германии не была сплошным, беспросветным адом, как это представляют создатели фильма. История самого Хонеккера рассказана неровно, с лакунами или, наоборот, чрезмерным акцентированием на некоторых деталях. То в течение 10 минут зрителю докладывают перипетии его личной жизни, то высказываются взаимоисключающие, но проговоренные с непоколебимой уверенностью выводы. Зритель, смотревший только первую половину фильма, уверился бы, что Хонеккер - редкостный негодяй и мелкий злодей, а тот, кто включил телевизор на второй половине, понял - вождь немецкого народа был страстотерпцем, каких еще надобно поискать. Понятно, хотелось показать падение с высот власти, но это вышло довольно коряво. Описание в фильме бедствий Хонеккера в последние его годы настолько затянуто, что возникает крамольная мысль: а не упивается ли автор его мытарствами. Или профессионализма не хватает? Примеры промахов и нелепостей можно перечислять долго. Германский вопрос, действительно не отличающийся простотой, оказался явно не по зубам лихому кавалерийскому наскоку, предпринятому производителем фильма, заслуженной компанией "Совершенно секретно". Неужели правы злые языки, говорящие о том, что после ухода части сотрудников и из-за неумелого менеджмента эта не так давно ведущая российская телепроизводящая компания переживает нелегкие времена? Или это частный случай, из которого еще рано делать выводы? Также в рубрике:
|