Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7453) 18 - 24 ноября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрЗахаров, Фоменко и другие работники сферы обслуживанияВ СТД РФ состоялась акция протеста против грядущей реструктуризации бюджетной сферы Наталия КАМИНСКАЯ Встревоженные слухами о предстоящей театральной реформе деятели театра России собрались 10 ноября в Центре "На Страстном" на встречу, которая превратилась в своеобразную акцию протеста. В сути вопроса пришлось разбираться по ходу дела, ибо людям было известно, причем в общих чертах, лишь одно: реформа ударит по бюджетам театров самым решительным образом и грозит повлечь за собой исчезновение русской модели репертуарного театра. Превосходная степень тревоги (а люди искусства в первую очередь руководствуются эмоциями) оказалась, как ни странно, толчком к вполне осмысленной упреждающей акции. Бывают ситуации, когда громкий крик может сыграть свою исключительно положительную роль. И все же крика оказалось явно недостаточно. Собравшиеся под председательством главы СТД РФ Александра Калягина худруки и директоры российских театров изъявили не свойственное им обычно желание разобраться в документах, дабы понять, хотя бы в первом приближении, с каким "драконом" им придется иметь дело в ближайшем будущем. Ждали, но не дождались министра финансов А.Кудрина и министра экономического развития и торговли Г.Грефа. Не обозначились на встрече ни министр культуры и массовых коммуникаций А.Соколов, ни руководитель ФАКК М.Швыдкой. В президиуме сидели, помимо А.Калягина и специалистов в области театральной экономики, профессоров И.Левшиной и Г.Дадамяна, зампред Комитета по культуре Госдумы Е.Драпеко, советник министра культуры Т.Гудима, руководитель аппарата Комитета по культуре Совета Федерации А.Костюкович, начальник отдела театров ФАКК В.Мишарин, консультант Минкульта В.Федорова, председатель комитета по культуре Москвы С.Худяков. Каждый из них по-своему подзадоривал театральных работников в деле их самозащиты, а также выражал с ними свою полную солидарность. Вероятно, эти волеизъявления разделяют и сами главы соответствующих ведомств? Или на всякий случай последние оставили за собой право на собственное мнение? Словом, "утопающие" деятели театра решили спасать себя сами. На встрече было роздано обращение "к законодательной и исполнительной власти всех уровней", главный пафос которого заключался в следующем: привлечь к разработке проектов законов по реформированию бюджетной сферы специалистов из СТД; учитывать мнение творческих коллективов при принятии решений об их организационно-экономических преобразованиях; обеспечить сохранение за театрами их помещений и гарантий финансирования их деятельности; сохранить за театрами право самостоятельно расходовать средства, полученные из внебюджетных источников. Три источника, три составные части бедыГенриетта ЯНОВСКАЯ, главный режиссер МТЮЗа: - Напрасно мы считаем эту реформу чисто экономической или организационной. На самом деле взят курс на уничтожение социокультурной среды. Мы говорим: русский репертуарный театр уникален. Однако в мире теперь много репертуарных театров, то есть имеющих в афише несколько постоянных названий. А вот ансамблевый театр действительно есть только в России. Создать, воспитать ансамбль - процесс очень долгий. Ансамбль подразумевает не только звезд, но и статистов, и артистов на эпизоды. Это огромный организм со множеством деталей, требующий особых условий. Нас же сегодня принуждают прогнуться и приспособиться: а) к нуждам чиновника, который даст деньги; б) к запросам соответствующего зрителя, воспитуемого на деньгах и легких удовольствиях. И когда мы окончательно прогнемся, театр наконец-то станет той самой сферой обслуживания, куда нас сегодня и втискивают, забыв даже прописать в законах имя соответствующего учреждения. Мы имеем дело с реформой не экономической и даже не с правовой. Идет реформа умов и идеологий. Итак, из-за чего начался этот сыр-бор? Еще летом нынешнего года был подготовлен проект законов по реструктуризации бюджетной сферы. При этом, заметьте, речи об учреждениях культуры как об особых организмах со специфическим характером и труда, и "продукта" в этих документах нет ни слова. В недрах Минфина и прочих главных в нашей теперешней жизни ведомств скопом решались все вопросы об отраслях, сидящих на шее у государства. "Шея", как известно, перенапряглась от веса медицины, науки, образования и культуры. В результате нормативные документы должны будут одним махом решить проблемы финансирования школы, больницы, театра и музея. Так сказать, приравнять к шприцу перо, а к уроку географии - спектакль по пьесе Шекспира. Грубо говоря, чиновники предлагают три модели существования. Первая - бюджетное учреждение. Таковое будет финансироваться государством. При этом лишится хозяйственной самостоятельности, и все его доходы будут забираться Казначейской палатой, а далее распределяться по усмотрению ее чиновников. Вторая - автономное учреждение. Тоже государственное, но финансируемое только по виду основной деятельности, заданной учредителем. Сверх нее это учреждение может делать что-то еще и доходом от этого распоряжаться по своему усмотрению. Третья - автономная некоммерческая организация. Имеет право получать бюджетное финансирование от учредителя. Имущество может быть отдано ей учредителем либо в безвозмездное пользование, либо на условиях аренды. Доходами от своей деятельности распоряжается сама. А теперь рассмотрим эту триаду с чисто театральной точки зрения. Повиснуть на шее у государства, с одной стороны, спокойнее. Речь уже идет о том, что этой благодати удостоятся театры федерального подчинения, наши колыбели-цитадели, то есть МХТ, ГАБТ, Мариинка, Малый, Александринка и т.д. Но вопрос: щедры ли будут государственные объятия, можно ли будет на это финансирование полноценно существовать? Опять же как поведет себя Казначейская палата? Доходы отберет, а что отдаст? Вторая и третья модели на первый взгляд дают больше свобод. Но обольщаться не стоит. Учредители (в данном случае область или город) дадут в связи с бюджетом так называемое задание. Но в чем оно выразится: в количестве спектаклей, зрителей, проданных билетов? Или задание распространится и на репертуар? Допустим, губернатор имярек захочет смотреть в подведомственном ему театре исключительно Островского или Шекспира, или французские комедии, или Коляду со товарищи. Где кончается "производственный план" и начинается творческий диктат хозяина, - неясно. К тому же вторая и третья модели нагружены в проекте попечительскими советами. Последние не предусматривают в своем составе работников вверенного им театра. И где гарантия, что попечители также не начнут диктовать театрам, что, как и с какими артистами нужно ставить, а чего не следует. Формулировка о "праве" получить имущество в безвозмездное пользование тоже напоминает ловушку. Вспоминается анекдот: "Я имею право?" - "Имеешь!" - "Я могу?" - "Не можешь!" Но и в случае, если театр получит здание в безвозмездное пользование, собственником его он не станет, то есть жить будет можно, а распоряжаться жильем - ни-ни! При этом можно ли театру самому выбрать себе модель существования, согласно собственному опыту, заслугам и намерениям? А бог его знает! Об этом в проекте нет ни слова. Реформа мозговСамое интересное, что все это мы уже проходили. Были сладкие мечты о хозрасчете, которые на рубеже 90-х, помнится, воплотились в жизнь. Но лишь только театры начали богатеть от самостоятельной деятельности, как чиновник сделал стойку: не слишком ли сыто живут, не страдает ли государственный бюджет, нет ли злоупотреблений? И вот ныне развернулась Казначейская палата, недремлющий Аргус законности и порядка. О реалиях взаимоотношений с ней ярко и убедительно рассказал худрук Московского театра Сатирикон Константин Райкин, "речь" которого мы фрагментами воспроизведем чуть ниже. Пока же заметим, что есть некий парадокс в государственном мировоззрении. Изо всех сил хочется сбросить заботу о театрах со своих "натруженных" плеч. Но при этом не менее хочется "не пущать" театры жить по своему усмотрению. Хотя, повторю, о театрах как таковых в проекте новых законов не упоминается вообще. Они - всего лишь в общем списке государственных приживалов, у которых, по мнению чиновников, нет ни своих характеров, ни собственных физиономий, одни только разинутые рты и протянутые руки. P.S. Общее собрание избрало рабочую группу, в которую вошли руководители СТД, режиссеры, специалисты в области социологии и экономики театра. Группа в кратчайшие сроки подготовит жесткое обращение в законодательные и исполнительные структуры власти. Также в рубрике:
|