Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7453) 18 - 24 ноября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраАх, эти дамы былых времен...Кавалеры ордена Св. Екатерины в Историческом музее Ирина ЛЕЙТЕС
Темы повседневного быта и нравов различных сословий, особенно высших, популярны в разные периоды истории. Но в нашей стране по известным причинам эти сюжеты долгое время отнюдь не были в широком доступе. Не то чтобы они были совсем под запретом - в экспозициях многочисленных дворцов-музеев и в посвященных им изданиях быт и нравы царского двора и высшей аристократии нельзя игнорировать полностью. Тем не менее серьезное изучение этих сюжетов началось лишь в последние десятилетия. Так удивительно совпало, что этой осенью в Москве очень много выставок на тему придворного и аристократического мира, его стиля жизни, его легкого, изящного искусства. Вот и Исторический музей открыл экспозицию, где впервые за последние примерно сто лет зрителям предоставлен уникальный шанс увидеть достаточно полное собрание реликвий, связанных с российским императорским двором. Издавна при всяком уважающем себя европейском дворе августейшей персоне полагалась свита. Свиту августейшей особы женского пола составляли дамы и незамужние девицы из благородных фамилий, которые назывались статс-дамами и фрейлинами. Начав перестраивать жизнь России на европейский лад, Петр I завел такие же порядки при дворе российском. Ко всему прочему он учредил женский орден Святой Великомученицы Екатерины, девизом которого стали слова "За любовь и отечество", давшие название выставке. Первой получила этот орден супруга императора Екатерина Алексеевна. В дальнейшем кавалерственным дамам в большинстве случаев орден вручали за заслуги мужа. Награждение орденом Святой Екатерины за собственные заслуги, как это случилось с княгиней Е.Р.Дашковой, было не правилом, но исключением. В образе кавалерственной дамы молодая Дашкова представлена на портрете среди прочих героинь выставки.
Школой для будущих фрейлин стал основанный при Екатерине II Смольный институт благородных девиц. Его выпускницы - смолянки - получали образование, при соответствующем происхождении и протекции позволявшее претендовать на звание придворной дамы. Молодые девушки, поступавшие ко двору, были особами благонравными, их отличали хорошие манеры и артистизм, к августейшей семье они питали чувство восторженного обожания и искреннего почитания. Круг фрейлин и статс-дам постепенно расширялся, но отношения во дворце оставались почти семейно-патриархальными - невзирая на то, что, по существу, главной функцией двора являлась репрезентативная, - и царившие там нравы бывали порой под стать театральным. Но те фрейлины, что выходили замуж или по иным причинам оставляли двор, продолжали следить за его жизнью и переживать на расстоянии все, что там происходило. Подарки, которые делали им высокие покровители, - украшения, чашки, книги, письменные приборы - бережно хранились и в качестве "сувениров чувств" передавались по наследству наравне с записочками, присланными императрицей или другими представителями царской семьи, пригласительными билетами, букетиками засушенных цветов. Часто именно в таком комплекте все эти вещи попадали в музей. Выставка знакомит лишь с некоторыми аспектами придворной жизни императорской России, но повторим еще раз: это лишь первый проект такого рода, и он стал рекордным по числу участников. В изобилии портреты императриц - от жены Петра I Екатерины Алексеевны до супруги Николая II Александры Федоровны. В музейном зале, как и в жизни, государынь окружают фрейлины и кавалерственные дамы, часто представительницы знатнейших русских фамилий: Шереметевых, Шуваловых, Орловых, Юсуповых, Воронцовых, Уваровых, Васильчиковых. Среди живописных работ много настоящих шедевров, принадлежащих кисти А.П.Антропова, Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского, И.Б.Лампи-старшего, К.П.Брюллова. Даже если и не все выставленные картины, акварели и рисунки демонстрируют высокий уровень качества, их все равно интересно разглядывать. Открывают экспозицию забавные и трогательные живописные аллегории А.И.Бельского, предназначенные воспитанницам Смольного института, с нравоучительными надписями "Не лги", "Небудь никогда праздна" (орфография подлинника). В числе изображенных особ есть потрясающие красавицы, как жена Александра I Елизавета Алексеевна или мать Николая II Мария Федоровна, есть также дамы, приобретшие громкую известность благодаря своим высоким интеллектуальным и моральным качествам. Это уже упоминавшаяся Е.Р.Дашкова, это и Е.И.Нелидова, которая всю жизнь оставалась одним из немногих по-настоящему преданных друзей несчастного Павла I. Во множестве показаны фотографии середины ХIХ - начала ХХ века, чаще всего портреты. Особое внимание привлекают изображения фрейлины А.Ф.Тютчевой, дочери поэта и автора замечательных мемуаров, посвященных придворной жизни, и снимки возлюбленной, а затем морганатической супруги Александра II - фрейлины княжны Е.М.Долгорукой. Живописи на стенах сопутствуют выставленные в витринах и на стендах ряды вещей и документов. Зрители с любопытством разглядывают раритеты - шкатулку для художественных работ императрицы Марии Федоровны с баночками акварельных красок и собственноручно вырезанный ею силуэтный портрет, придворный календарь 1789 года, записки и дневники августейших особ и их воспитанниц, фрейлинские списки различных царствований. Красноречивы книги: сочинение епископа Фенелона "О воспитании девиц" издания 1763 года, роман Бернардена де Сен-Пьера "Поль и Виргиния", чрезвычайно модный во времена царствования Александра I именно среди женской половины читающей публики; сюжеты романа украшали бессчетные фарфоровые изделия того времени, из коих устроители выставки выбрали чашечки. Можно долго сравнивать между собой шифры фрейлин - красивые и дорогие знаки фрейлинского достоинства: усыпанные алмазами, увенчанные короной и переплетенные инициалы (вензели) императриц носились на банте на левом плече. Можно разглядывать эскизы парадного платья для фрейлин, утвержденного Николаем I, - красного у дам из свиты императрицы и синего у свиты великих княгинь. С замиранием сердца среди разного рода приглашений видишь билет для входа в Императорский павильон 18 мая 1896 года на народный праздник на Ходынском поле. Устроители выставки дают почувствовать, как примерно с 1870-х по разным причинам начинает иссякать энергия, питавшая по-своему уникальный социальный институт императорского двора. Как писала А.Ф.Тютчева, из него постепенно, но явно уходила "особая атмосфера", которая основывалась на "чувстве благоговения", внушаемом особой самодержавного монарха. Блестящее и грандиозное действо все более становилось прошлым. Наступали иные времена. Также в рубрике:
|